О моторныхколясках12 вопросов—12 ответовВ редакцию приходят письма читателей, содержащие самые разнообразные вопросы, касающиеся моторных колясок промышленного производства. Мы отобрали те, что представляют общий интерес для владельцев мотоколясок, и приводим ответы специалистов серпуховского мотозавода.гатель при этом обязательно подвергается конструктивным изменениям (система охлаждения, система электропуска), которые намного значительнее для двухцилиндрового мотора, потому что он сильнее. А долговечность его получается значительно ниже, чем у серийного, в то время как одноцилиндровый ИЖ-ПЗ переносит переделку практически безболезненно.Известно, что мотоколяски в основном предназначены для людей, лишившихся ног (одной или обеих), но имеющих здоровые руки. А выпускаются ли такие мотоколяски, которыми могли бы управлять те, у кого отсутствуют или неработоспособны одна нога и одновременно одна рука?Известно, что на мотоколясках установлены одноцилиндровые двигатели ижевского завода, которые, хотя и подверглись определенным изменениям, в основном такие же , как и применяемые на мотоциклах. Однако их мощность всегда меньше. Почему это так?ность кулачков включения заднего хода и шестерен главной передачи; исключены случаи разрыва тормозного бачка благодаря изменению конструкции соединения шланга с бачком; введены медные трубки в тормозной привод; повышена герметичность кузова; улучшена обивка кабины; увеличена жесткость приборного щитка; установлено зеркало заднего вида с переключателем для ночной езды; есть и другие, менее существенные изменения.Что нового будет внедрено в конструкцию мотоколяски СЗД в ближайшем будущем?Двигатели мотоколясок, изготовленные на базе выпускавшихся в свое время двигателей мотоциклов ИЖ-56, ИЖ-П, ИЖ-П2, ИЖ-ПЗ, действительно, имеют меньшую мощность, передаваемую на заднее колесо, и меньшее число оборотов при максимальной мощности. Причина — в том, что им приходится, кроме основной, выполнять на мотоколяске большую дополнительную работу, связанную с расходом мощности: вращать вентилятор системы охлаждения и приводить в движение большой генератор автомобильного типа. Кроме того, мощность несколько теряется из-за ухудшения процессов впуска горючей смеси и выпуска отработавших газов, так как конструктивно выполнять агрегаты этих систем приходится иначе, чем на мотоциклах. Однако, несмотря на меньшую максимальную мощность, эти двигатели имеют лучшую тяговую характеристику, чем мотоциклетные, потому что максимальный крутящий момент у них достигается при меньших оборотах, обеспечивая тем самым лучшую приспособляемость мотоколяски к различным дорожным условиям.Можно ли путем переделки в домашних условиях увеличить мощность двигателя мотоколяски?Завод выпускает и такие машины. Это — модель СЗБ и сравнительно недавно пришедшая ей на смену модель СЗЕ, которая сделана на базе производимой серийно модели СЗД и отличается от нее только конструкцией органов управления. Руль коляски СЗЕрычажного типа. Сцепление выключается перемещением рукоятки руля от себя, а управляют дросселем карбюратора вращением расположенной на руле же ручки мотоциклетного типа. Привод тормозов и переключение передач осуществляются на этой машине педалями. Такая же система и на мотоколяске СЗБ с той только разницей, что управление дросселем ножное.В каком направлении предполагается улучшать выпускаемую в настоящее время мотоколяску СЗД?Предусматривается изменить расположение отопительной установки — перенести ее к щитку приборов, в результате чего освободится место в багажнике. Намечается несколько изменить конструкцию передней подвески, применив бесшкворневое соединение поворотного кулака, что должно увеличить долговечность агрегата. Ввести усилители крышек багажника и моторного отсека.Будут ли проведены мероприятия по уменьшению шума внутри мотоколяски и вибрации двигателя?Двигатели мотоколясок зачастую вынуждены работать в тяжелых условиях при езде на самых различных и порой очень плохих дорогах. Если к этому добавить, что далеко не все правильно эксплуатируют коляски и грамотно их водят, то понятно, как все это сокращает моторесурс. Ну, а любая форсировка (тем более проведенная вне завода) неизбежно приведет к дальнейшему сокращению жизнедеятельности двигателя или даже к внезапному выходу его из строя.Почему бы на мотоколяске СЗД вместо двигателя ИЖ-ПЗВ не установить двухцилиндровый двигатель «ИЖ-Юпитер-3»? Ведь он значительно мощнее.Серпуховский мотозавод постоянно проводит работы по устранению недостатков конструктивного, технологического и производственного характера, выявляемых в процессе эксплуатации мотоколяски СЗД. В первую очередь это относится к увеличению надежности ее отдельных узлов и деталей. Однако коренных переделок, таких, например, как изменение кузова для увеличения количества мест, установка силового агрегата принципиально другой конструкции, повышение максимальной скорости, за что ратуют некоторые инвалиды, в ближайшие годы не будет. Такая модернизация потребовала бы больших конструктивных изменений и привела, в конечном счете, к созданию микролитражного автомобиля, к которому предъявляются совершенно иные требования.Хотелось бы знать, что нового внедрено конкретно в мотоколяску СЗД с начала ее выпуска, то есть с 1970 года.Заводом принимаются различные меры по уменьшению шума. Это — шумопоглощающие коврики, и усилители жесткости приборного щитка, и усилители крышек багажника и моторного отсека. Проводятся экспериментальные работы по изменению конструкции подвесок двигателя и уменьшению шума выпуска газов (совершенствование глушителя). Однако полностью устранить шум внутри кабины и вибрацию мотоциклетного двигателя очень трудно.Можно ли самостоятельно переделывать те или иные органы управления мотоколясками для лучшего удобства пользования?Выпускаемые заводом мотоколяски являются специальным транспортным средством, органы управления которым выполнены по рекомендациям Института протезирования на основе всесторонних испытаний. Так что самостоятельно улучшить что-либо здесь не удастся. А вот отрицательно сказаться на условиях безопасности такие переделки могут. Поэтому они совершенно недопустимы.Некоторые владельцы мотоколясок устанавливают радиоприемники. Но, несмотря на наличие наружной антенны, возникают помехи приему передач. Нельзя ли от них избавиться?Как показали проведенные серпуховским мотозаводом ' экспериментальные работы, устанавливать двухцилиндровый двигатель на коляску нецелесообразно. Дело в том, что серийный дви18Мотоколяска выпуска 1974 года имеет следующие отличия. На ней стоит двигатель ИЖ-ПЗВ мощностью 14 л. с. Применены замкнутые уплотнители стекол вместо разрезных; повышена долговечность торсионов задней подвески упрочнением их поверхности методом наклепа; увеличена прочность стремянки и кронштейна натяжного устройства торсионов; повышена прочИнженеры серпуховского мотозавода предлагают три меры для снижения радиопомех. Надо зашунтировать генератор мотоколяски конденсатором емкостью 0,1—0,2 мкф, присоединив его к клемме «Я» и к массе генератора; заменить наконечник СЭ-12 свечи зажигания экранированным наконечником, применяемым на современных отечественных мотоциклах и мотороллерах;