Владельцам «запорожцев»автолюбительКАК ОТЛАДИТЬ ТЕРМОСТАТЫВоздушное охлаждение «запорожцев» очень чувствительно к количеству тепла, «выбрасываемого на улицу». Поэтому и темп прогрева двигателя и поддержание нужного ему теплового режима в значительной степени зависят от работы автоматических терморегуляторов, открывающих и закрывающих заслонки в люках отвода воздуха, поддуваемого вентилятором через развал цилиндров. На моделях «966» и «968» по два таких термостата, на «965» — один. Как быть, если терморегулятор вышел из «троя или плохо выполняет свои «обязанности»? Опытом делятся автолюбители Н. Н. ТОЛКАЧЕВ из Минска и С. В. ПОКРОВСКИЙ из Чебоксар.Способ С. ПокровскогоВопрос не так прост, как думают многие владельцы «запорожцев». И пренебрегать исправностью и тарировкой этих приборов — значит не заботиться о нормальном тепловом режиме двигателя, перегревая или переохлаждая его. Ведь бывает, к сожалению, что даже на новых автомобилях один из терморегуляторов (модели «966» и «968») работает недостаточно четко, заслонки открываются неодновременно, одна запаздывает, а то и совсем не открывается. Терморегулятор, или термостат, устроен очень просто. Это сильфон (баллончик в виде гармошки), наполненный термоагентом (веществом, изменяющим объем при нагреве), хвостовик срезьбой и внутренняя гайка для крепления терморегулятора (рис. 1). В хвостовике — канал, закрытый завальцованным и опаянным шариком. При ремонте и восстановлении неисправного прибора нужно будет снять с машины оба термостата. Второй послужит эталоном при тарировке после восстановления. Мой метод достаточно прост и позволяет отлаживать терморегулятор без пайки. Прежде всего нужно открыть канал в хвостовике. Для этого я предлагаю спилить гнездо шарика и удалить его. Затем в канале нарезаем резьбу МЗ и 6-миллиметровым сверлом выбираем место под головку винта. Винт нужен латунный, с цилиндрической головкой и прессшпоновой шайбой толщиной 0,2—0,3 мм (рис. 2).Рис. 1. Терморегулятор: 1 — сильфон; 2 — хвостовик, соединяющийся с приводом заслонки; 3 — внутренняя гайка крепления терморегулятора.Рис. 2. Узел «А»: слева до, справа — после реконструкции; 1 — хвостовик; 2 — заливка оловом; 3 — винт; 4 — прокладка.Рис. 3. Инструменты для ремонта: а — оправка: б — струбцина.Рис. 4. Разборка термостата: а — отпаивание хвостовика; б — удаление шарика.14