30
31
МОТОРОВ«ПОЛЬСКИЙ ФИАТ» 1975 ГОДАМашины 'этой маркивыпускает автоз авод ФСО в Варшаве. Его основная мод ель «125П» в нынешнем году подверглась модернизации. Изменились корпуса передних сдвоенных фар , з адние фонари, к олпаки колес, п одфарники . На боковине кузоватеперьмонтируется хром ированныйдекоративный молдинг, а вторцахдверей (как на ВАЗ—2103) установлены красныесигнальныелампочки . Иными стали бамперы , на которых теп ерь нет клыков , а вдоль по всей длине укреплена резиновая энергопоглощающ аявставка (как на ВАЗ—21011). Благодаря перечисленным нововведениям «Польский ФИАТ-125П» т еперь полностью отвечает требованиям безопасности, разр аботанным Европейской экономическойкомиссией (ЕЭК) п ри ООН. Среди другихновшеств на машине 1975 года — более совершенный аккумулятор, р адиальныешины , ч ерная матовая облицовка радиатора . Вес автомоби-Автобусный завод в г. Ботевграде (НРБ) в нынешнем году изготовит 1000 городских и междугородных автобусов марки «Чавдар». Намечено такжев последнем квартале 1975 года выпустить пробную партию новых машинс несущим кузовом.л я возрос на 50 кг. Одновременно завод увеличил мощность двигателей: для 1300-кубового вариантас 60 до 65 л. с , а для 1500-кубового — с 70 до 75 л. с. За 1974 год предприятие ФСО изготовило 102,5 тысячилегковых автомобилей, из которых 100,5 тысячисоставляет модель «125П», а остальные2тысячи — модели «127П», «128П», «132П», собранные из деталей, к оторые поступили из Италии.•••Пятьдесят лет назад чехословацкая автомобильная фирма «Лаурин-Клемент» вошла в состав концерна «Шкода», и ее машины стали называться «Шкода».«ЖИГУЛИ-МЕТАЛЭКС»Мастерские «Металэкс» (ЧССР) приступили к подготовке партии автомобилей «Жигули» для автоклубов СВАЗАРМ. Эти машины носят название «ВАЗ—2103-МТИкс-ралли». Подготовка проводится врамках технич ескихтребований ФИА кавтомобилям группы 2. Удаляются шумоизоляция, обивка кузова, з адние сиденья. Вместо передних сидений устанавливают облегченные кресла анатомического типа с подголовниками, в кузове монтируетсятрубчатыйкаркас безопасности, ставится рулевое колесо диаметром 340 мм ираллистское оборудование. Колеса — и з магниевого сплавас ободами шириной 178 мм. С наряженный вес автомобиляснижен на 55 кгисоставляет 960 кг. На «жигулях» в мастерских «Металэкс» с тавят более жесткиеи более кор откие (дорожный просвет уменьшен до 140 мм) п ружины подвески иприменя ­ ют регулируемыеамортизаторы «Кони». Двигатель форсирован до 115 л . . с. при 6800 об/мин; у него два сдвоенных горизонтальных карбюратора «Вебер40ДКО-Е19» (главный топливный жикл ер — 130, в оздушный — 190), с тепень сжатия, увеличенная до 10,6, н овыйвпускнойколлектор , облегченный маховик. Распределительный вал остался без изменений . В коробке передач применены шестерни со «сближенными» по сравнениюс сер ийнымипередаточнымичислами (2,861,755—1,30 — 1,00).•••Завод «Црвена Застава» в г. Крагуеваце (СФРЮ) начал производство модифик ации «Люкс» своей известной машины «Застава-101». Она получила гидроусилитель тормозов, буфера со вставками из упругой пластмассы, фонарь заднего хода, усовершенствованные сиденья.•••На серийных дорожных мотоциклах КТМ (Австрия) классов 50 и 125 см 3в нынешнем году появились дисковые тормоза и отлитые из магниевого сплава колеса.•'-' •• •Английская фирма МГ, которая специализируется на постройке спортивных автомобилей, в этом году отметила 50-летие со дня выпуска первой машины. Сейчас она входит в корпорацию «Бритиш Лейланд».•••Завод «Интернейшнл» (США) впервые применил на серийных грузовиках алюминиевую балку переднего моста, изготовленную методом горячей штамповки . Выигрыш в весе по сравнению со стальной деталью — 57 кг .«ВАЗ — 2103-МТИке-ралли» развивает скорость 163.6 км/час. Со стартомс места до 80 км/час он разгоняется за 8,1 сек., а до 100 км/час — з а 11,0 сек. Дистанцию 400 м со стартомс места автомобиль проходит за 17,5 сек., а 1000 м — з а 33.0 сек. Расход топлива при скорости 100 км/час составляет 16 л/100 км.•••Ф ранцузский завод «Ситроен» прекратил вслед за моделью «СМ» и производство легковых машин семейства «ДС» к ак нерентабельных. Первый автомобиль модели «ДС19» сошел с конвейера в октябре 1955 года, а последний — почти двадцать лет спустя. За это время произведено 1 330 755 машин семейства «ДС».ЛЕГКОВЫЕ «ВОЛВО»П роизводственнаяпрограмма шведского завода «Волво» на 1975 год почти полностью обновлена. Начат выпуск моделей второго семейства (первая цифрав индексе модели), в конструкциюкоторыхзаложено немало элементов активнойи пассивной безопасности . Машины оснащ аются либо четырех-, либо шестицил индровыми моторами, на что указываетвтораяцифрав индексе. Все новые модели имеют унифицированный кузов с двумя, ч етырьмя или пятью (универсал) дверями, что такжеотраженов индексе — т ретьейцифрой . По отделке каждый из кузовов может быть изготовлен втрехвариантах (им соответствуют буквы. с тоящие после цифрв индексе). Впервые висториифирмы на автомобилях нового семействаприменены реечное рулевое управление , V-образный шестицилиндровыйдвигательи привод распределительного вала с зубчатым ремнем на четырехцилиндровом моторе.«Фольксваген» (ФРГ) выпустил на рынок упрощенныйи более дешевый вариант модели «Ауди-50». Новая машина называется «Фольксваген-поло» и отличается уменьшенными рабочим объемом 3 (895 см ) и мощностью (40 л. с.) двигателя.•••Новый V-образный шестицилиндровыйдвигательсвпрыскомтоплива — плод совместных работ «Волво», «Рено» и «Пежо». Модели•••Почти 22 тысячи грузовиков изготовил в прошлом году шведский завод «Волво». Из этого количества 18,9 тысячи составляют машины для магистральных перевозок грузоподъемностью 8 тонн и более.Параметры Число цилиндров 3 Рабочий объем, с м Мощность, л. с. Число об/мин Число передач Длина, мм Снаряженный . в ес , кг Скорость, км/час242Л 4 2127 97 5000 4 4900 1310 160244Е 4 2127 123 5750 4 4900 1310 175264ГЛ 6 2660 140 6000 45 4900 1410 168164 6 2978 160 5500 4 4800 1380 180•••В 1974 году мировое производство легковых автомобилей сократилось на 13,8 процента (с 29,8 миллиона штук до 26,7 миллиона).' АВТОМОБИЛЬ ЧЕМПИОНА МИРАНа этом автомобиле, который официально носит название «Тексако-Марлборо-Мак-Ларен-М23», бразилец Эмерсон Фиттипальди в прошлом году завоевал звание чемпиона мира по кольцевым гонкам, которое разыгрывается на машинах формулы 1, самых совершенных среди гоночной автомобильной техники. Первые два слова в имени машины относятся к фирмам-«покровителям», финансирующим их постройку и подготовку к соревнованиям (15 стартов в течение 10 месяцев) в обмен на рекламные надписи, которыми разрисовывают кузов. В точности неизвестны размеры дотации, полученной небольшой английской фирмой «Мак-Ларен-Рейсинг» (названной по фамилии основавшего ее гонщика) от нефтяного и табачного концернов. Однако, как показывает опыт других гоночных фирм (например, «Брэбхэм»), для участия во всех этапах чемпионата мира двух гонщиков надо располагать суммой около миллиона долларов. Что представляет собой сегодня машина формулы 1? Это автомобиль, весящий с водителем и полной заправкой бензином, водой, маслом — около 780 кг (то есть почти как «Запорожец») и оснащенный 3-литровым мотором мощностью 465 — 470 л. с. Таким образом, запас мощности в пересчете на условную тонну веса составляет около 600 л. с , в то время как у 500-кубового мотоцикла для гонок.^1» льду (наиболее динамичной MauiMiraf в глазах большинства любителей автомотоспорта) он равен всего 250 л. с. на тонну, то есть в 2,5 раза меньше. Столь большой запас мощности позволяет достигать фантастических ускорений — разгон с места до 100 км/час занимает 3 секунды, то есть меньше, чем требуется ракете с космическим кораблем. При разгоне ускорение достигает величины 1,6 g ,(g — единица ускорения. равная 9,8 м/сек ! ). Прежде применяли компоновку, при которой гонщик почти лежал в машине, что позволяло сделать минимальной ее лобовую площадь. Однако при резких разгонах и торможениях, свойственных автомобилям формулы 1, такое положение гонщика способствовало сильным отливам и приливам крови к голове, в результате которых наступали моменты резкого ухудшения зрения и даже кратковременной потери сознания. С ростом динамики автомобилей это явление все больше давало о себе знать. Поэтому все современные машины формулы 1, в том числе и «Мак-Ларен-М23», построены так, что туловище гонщика занимает не горизонтальное, а вертикальное положение. Чтобы осуществить разгон с указанным выше ускорением, необходимы специальные шины типа «Сликс» без протектора, из специальных сортов резины, обеспечивающие коэффициент сцепления 1,6. Сцепление шин с дорогой при движении на поворотах зависит от площади их контакта: чем она больше — тем сцепление лучше. Так, применяемые на «Мак-Ларен-М23» широкопрофильные покрышки, монтируемые на 13-дюймовый обод, имеют ширину 11 (спереди) и 18 (сзади) дюймов. Для создания дополнительной вертикальной силы, прижимающей колеса к дороге, служат антикрылья, которые, в частности на «Мак-Ларене», имеют особо внушительные размеры. Они, правда, ухудшают аэродинамику — коэффициент обтекаемости Сх у. машин формулы 1 равен 0,54—0,56, а иногда доходит до 0,7, то есть как у грузовика-фургона. Но flpyroi о выхода нет. Из-за антикрыльев и широких шин у гоночных автомобилей формулы 1 лобовая площадь довольно велика — около 1,1 м2. У «Мак-Ларен-М23» <как иу других машин чемпионата мира) по бортам кузова, рядом с двигателем, расположенным перед ведущими задними колесами, стоят радиаторы системы охлаждения.Согласно современным взглядам, гоночному автомобилю, чтобы на возможно большей скорости вписываться в повороты (особенно трудны в этом отношении S-образные), нужен малый момент инерции относительно вертикальной оси, проходящей через центр тяжести. Поэтому конструкторы стремятся все тяжелые узлы расположить ближе в середине машины. На снимке показан «Мак-Ларен-М23/8» модели 1974 года. Он 3 оснащен восьмицилиндровым (2990 см , 470 л. с. при 10500 об/мин) двигателем «Форд-КосвортДФВ» с впрыском топлива и бесконтактным зажиганием, пятиступенчатой коробкой передач «Хьюланд-ФГ400», самоблокирующим дифференциалом. У машинынесущий кузов, к задней части которого передним торцем жестко прикреплен двигатель с трансмиссией, которые играют роль силовой балки, несущей на себе заднюю подвеску. Все колеса имеют независимую пружинную подвеску и оснащены дисковыми тормозами. База — 2565 мм. Колеса — 1664 мм (спереди) и 1588 мм (сзади). Вес с маслом и водой — 575 кг. Скорость — 300—320 км/час. В нынешнем году для варианта «М23/9» конструктор Коппак укоротил на 50 мм базу (опять стремление сократить момент инерции), модернизировал воздухозаборник, лобовой отбекатель, переднюю подвеску.Представители нового семейства «Волво»: «264ГЛ» (четырехдверный седан ск прямоугольными фарами), «244ГЛ» (че- Щь тырехдверный седан), «242Л» (двухдвер^ ный седан) и «245ДЛ» (универсал).