Двое в кабинеКак и чему учить на тренажерахЧто считать главным в процессе обучения водителей! Чему уделять больше внимания! Знанию Правил дорожного движения или пониманию работы самого сложного агрегата, умению быстро устранять неисправность или освоению водительского мастерства!! Ответить не так-то просто. Все одинаково важно, ибо только сумма этих знаний и навыков может сделать из курсанта автошколы ДОСААФ полноценного водителя. И все же основой основ является умение водить автомобиль, которое приобретается опытом, порой долголетней практикой. Во многом оно зависит и от мастерства преподавателей, инструкторов, особенностей методики обучения, с самого первого момента, как только новичок сел за руль. Редакция решила, начиная с этого номера, опубликовать серию материалов, объединенных общим названием «Двое в кабине». В первой статье (для нее название рубрики в определенной мере условно) даются примерные рекомендации по обучению на тренажерах. Эти разработки, конечно, не являются установочными — ведь программа практического вождения пока не отводит времени на тренажерную подготовку. Однако тренажеры властно вторгаются в учебную практику, требуют к себе внимания, и мы этой статьей надеемся хотя бы в какой-то мере помочь тем, кто осваивает их в процессе подготовки водителей. Другие материалы цикла будут строиться на основе программы практического вождения. Вместе с опытным инструктором мы пройдем все этапы обучения и закончим его экзаменами в автоинспекции. Оговоримся сразу: тренажер — не мода (хотя кое-где его воспринимают именно так), а весьма эффективное средство обучения водителей. Это легко понять, если с самого начала согласиться с тем, что весь процесс подготовки шофера естественным образом делится по крайней мере на два этапа. Первый — формирование двигательных навыков и второй — освоение тактики вождения. Первый этап — это основа основ, фундамент, на котором в дальнейшем может быть построено мастерство. И потому отработке двигательных навыков нужно с первых же дней уделять самое серьезное внимание, доводить их до полного автоматизма, без которого возникают трудности на втором этапе, 8когда начнется собственно вождение и новичку за рулем некогда будет думать о порядке действий, искать педали, соображать, какую выбрать передачу. Как же вырабатывать точность и координированность заученных движений? Сейчас уже нет двух мнений на этот счет. Совершенно ясно, что «живой» автомобиль — самое неподходящее для этого средство. Только тренажер может дать полную гарантию безопасности. Только с его помощью можно отрабатывать любое, самое сложное движение, разложив его на несколько простых составляющих. Лишь тренажер способен сообщать о правильности выполнения учащимся разных операций. В пользу тренажера говорит и то, что он не расходует бензин, не загрязняет воздух, экономит моторесурс автомобиля. И эта экономия имеет самое важное значение, ибо масштабы обучения водителей растут буквально с каждым днем. Конечно, нельзя и слишком переоценивать возможности тренажера. Они хоть и колеблются в довольно широких пределах (в зависимости от схемы икон ­ струкции), но в любом случае не безграничны. Тренажерная подготовка в сочетании с хорошей практикой за рулем автомобиля на автодроме, улицах города, езда в сложных условиях — вот требуемый комплекс для выработки необходимых навыков уверенного и умелого вождения. Опыт некоторых учебных организаций, где не один год применяются тренажеры, говорит о том, что продолжительность обучения на них составляет обычно 10—16 часов. Именно в расчете на это время мы и разработали предлагаемую здесь методику. Занятие 1-е. Тренажер, его назначение и устройство Преподаватель рассказывает, для чего предназначен тренажер, в чем его достоинства. Основная цель — показать учащимся важность первоначальной тренажерной отработки навыков пользования педалями и рычагами «вслепую», без чего нельзя садиться за руль автомобиля; объяснить, что приобретать эти навыки лучше всего на тренажере, который позволяет объективно оценивать-результаты тренировки по показаниям приборов. Устройство тренажера объясняется в общих чертах. В конце занятия преподаватель показывает тренажер в работе. Время занятия — 45 минут. Занятие 2-е. Отработка правильной посадки и некоторых действий органами управления Преподаватель показывает наиболее правильное положение водителя за рулем, объясняет, как подогнать сиденье, держать руль, как обеспечиваются меньшая утомляемость и наибольшая готовность к любым действиям. Знакомит со схемой переключения передач, порядк ом действий. Особо следует подчеркнуть: необходимо нажимать на педаль сцепления всякий раз, прежде чем перемещать в иное положение рычаг переключения передач. Показать порядок действий. После каждого включения передачи обучаемый отпускает педаль сцепления и одновременно нажимает на педаль акселератора (педаль привода дроссель^ ной заслонки, педаль «газа»); перед каждым выключением передачи — одновременно отпускает педаль «газа» и нажимает педаль сцепления. Действия двумя ногами должны быть синхроннымиотработке этого следует посвятить основное время урока. Следите, чтобы обучаемые не смотрели на рычаги и педали. К концу занятия темп переключений увеличивается. Время занятия — 45 минут. Занятие 3-е. Трогание с места Преподаватель подробно объясняет и показывает порядок действий при трогании автомобиля: выключение сцепления, включение передачи; прибавление оборотов двигателя и одновременное частичное включение сцепления; обязательная фиксация педали сцепления в этом положении (задержка); полное включение сцепления. Прежде всего, учащийся должен понять смысл этих действий. Ему нужно пояснить, что плавное трогание автомобиля достигается не за счет плавного включения сцепления (такое мнение весьма распространенно и весьма ошибочно), а в результате частичного его включения и фиксации (задержки) педали сцепления в положении, соответствующем этому частичному включению; тогда маховик и нажимной диск начинают вращать (с пробуксовкой) ведомый диск, преодолев инерцию покоя автомобиля. Стронутый с места автомобиль оказывает меньшее сопротивление движению, и скорости вращения маховика и ведомого диска постепенно выравниваются. В ходе тренировки следите за одновременным увеличением оборотов двигателя, быстрым отпусканием педали сцепления до моментача ­ стичного его включения и фиксацией педалив этом положении. Время занятия — 45 минут. Занятие 4-е а) Повторение занятий 2-го (без включения двигателя) и 3-го. Время 10 + 10 минут. б) Движение по прямой без зоспроизведения дорожной обстановки на экране (визуализации). Переключение передач в восходящем порядке. Темп переключений постепенно возрастает. Время — 25 минут. Занятия 5-е и 6-е. Движение по прямой без визуализации. Переключение передач в восходящем и нисходящем порядке Особое внимание обращайте на правильное переключение в нисходящем порядке — подбор окружных скоростей шестерен коробки передач («перегазовки»). Отработка этого навыка увеличит срок службы коробки, уменьшит износ колец синхронизаторов. Объясните, что переход на низшую передачу всегда вынужден и вызван значительными сопротивлениями движению и выполнять его нужно быстро. Если же переключаться медленно, то автомобиль за это время значительно потеряет скорость и включенной низшей передачи может оказаться недостаточно. К концу занятия темп тренировки увеличивать. Время занятий — 2 X 45 минут. Занятия 7-е и 8-е. Отработка приемов служебного торможения а) Торможение двигателем при включенной передаче и прекращении подачи топливо-воздушной смеси. Нога с педали акселератора снята и находится над педалью тормоза. б) Торможение двигателем и ножным тормозом. Нога с педали акселератора перенесена на педаль тормоза (передача включена). Левая нога находится на полу. Плавно притормаживая, снижают скорость до нужной величины, вновь переносят правую ногу на педаль акселератора и продолжают «движение». в) Торможение двигателем и ножным тормозом. Переход на низшую передачу с обязательной «перегазовкой». Объяснение, показ, тренировка. Время занятия — 45 минут. г) Торможение двигателем и ножным тормозом до полной остановки автомобиля. Объясните порядок действий: правую ногу перенести на педаль тормоза (передача включена), снизить до минимума скорость, выключить сцепление, немедленно после этого выключить передачу и отпустить педаль сцепления, все время продолжая тормозить правой ногой до полной остановки. Преподаватель должен отметить, что с уменьшением скорости автомобиля необходимо снижать давление на тормозную педаль, доводя его до минимального в момент остановки автомобиля. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что при реальном движении инерция тела водителя будет усиливать нажатие на педаль и вызовет излишне резкое торможение. Время занятия — 45 минут. Занятие 9-е. Экстренное торможение а) По команде (сигналу) обучаемые переносят возможно быстрее правую но2. «За рулем» № 9гу с педали акселератора на педаль тормоза и нажимают на нее. Время — 15—20 минут. б) По команде обучаемые переносят возможно быстрее правую ногу с педали акселератора на педаль тормоза и нажимают ее. Затем левой ногой нажимают педаль сцепления. Следите, чтобы первым движением был перенос правой ноги на педаль тормоза, а вторым — выключение сцепления и последующее выключение передачи. Ни в коем случае нельзя допускать ни одновременного нажатия на педали тормоза и сцепления, ни тем более первоочередного нажатия на педаль сцепления. Это грубые ошибки. Следует объяснить, что в любом из этих двух случаев водитель вынужден затратить лишние 0,2—0,3 секунды, что в критической ситуации может иметь решающее значение. Время — 25—30 минут. Занятие 10-е Повторение в различной последовательности всех пройденных упражнений и отработка, по необходимости, слабо усвоенных. Время занятия — 45 минут. Занятие 11-е Движение (с визуализацией), отработка поворотов с постоянной скоростью. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы обучаемые проходили их с постоянным углом поворота рулевого колеса. Скорость «движения» следует постепенно увеличивать. Время занятия — 45 минут.Занятие 12-е Движение с поворотами и переключением передач на криволинейных участках. Передачи переключаются, как правило, после некоторого «пробега» на Нейтральной передаче с обязательными «перегазовками». Включать передачи следует и непосредственно перед поворотом и во время поворота. Время занятия —: 45 минут. Цель двух последних занятий — отработка навыка в распределении внимания между направлением и скоростью движения, с одной стороны, и управлением трансмиссией — с другой. При этом второй элемент должен быть совершенно автоматизирован. Если в выполнении этих упражнений возникнут затруднения, обучаемому надо предоставить возможность в индивидуальном порядке отрабатывать необходимые навыки. Распределение упражнений по времени сделано в расчете на «среднего» обучаемого. В отдельных случаях преподаватель вправе перераспределять это время. В тех учебных комбинатах Министерства автомобильного транспорта РСФСР, где исследовался опыт применения тренажеров, часы для занятий на них брали из общего лимита времени, отведенного на практическое вождение. Программа подготовки при этом не страдала. А мастерство водителей, обучавшихся с применением тренажеров, было заметно выше, чем в других группах. В. ГУСЛИЦ, кандидат технических наук 9