:*3£St3*2T!?*^'^ S •.ТЕСТ©.Куда спешим?ких неверующих, в общем, немного. Много среди нас, водителей, других, кто, соглашаясь, что «индивидуалисты» рискуют больше, полагают, будто компенсируют это выигрышем во времени. Вот мы и решили не умозрительно, а в реальных дорожных условиях посмотреть и подсчитать, как компенсируется этот риск. Такова была цель эксперимента. Для его проведения был выбран участок «стандартной» дороги в районе города Калинина длиной 100 километров, с усовершенствованным покрытием, однополосной в каждом направлении, в общем, из множества тех, что в дорожной табели о рангах стоят в графе «вторая техническая категория». По проектам, расчетная скорость на таких дорогах — 120 км/час. Это, разумеется, при благоприятных условиях и отсутствии других машин. В испытаниях участвовали два одинаковых автомобиля ВАЗ—2101 (с практически одинаковым контрольным расходом топлива), перед водителями которых были поставлены разные задачи. Один мог развивать максимальную скорость и обгонять любого, не нарушая при этом, конечно, правил движения, то есть подчиняясь предписаниям дорожных знаков, разметки и т. д. Другого ограничили условием не превышать 90 км/час и не обгонять тех, кто движется со скоростью не меньше 80 км/час, то есть практически придерживаться средней скорости транспортного потока. В пробеге учитывалось не только время, но и многие другие, как принято говорить, параметры движения — количество обгонов, торможений, переключений передач, расход топлива. Нас интересовал не только конечный результатза какое время будет пройден путь при разном стиле езды, но и какие нагрузки при этом выпадут на долю водителей и автомобилей. Осталось сообщить лишь о метеорологических условиях эксперимента: ясно, сухо, безветренно, около 24 градусов тепла. Испытания проводились в самый разгар рабочего дня, когда машин на дороге было довольно много. Свидетельство тому — десятки обгонов, которые пришлось предпринять участникам эксперимента. И все-таки водитель, придерживавшийся общего ритма, а он, как видите, был задан довольно высоким, обгонял других почти в два раза реже «лидера». Сколько нервов и сил уносят обгоны — всем известно. Хотя мы и не снимали электрокардиограмм, не измеряли пульса у водителей, можно смело утверждать, что «лидер» утомился го ­ раздо больше. И не только из-за большего числа обгонов. Сравните приведенные в итоговой таблице данные о торможениях и переключениях передач, и вы увидите, что один из водителей физически поработал почти в два раза больше. И не только он, но и его автомобиль: ведь каждое включение передачи, каждое торможение сокращают ресурс агрегатов. Наконец, «лидер» израсходовал на 20% больше топлива. На сколько же он сумел опередить водителя, двигавшегося в спокойном режиме? Всего лишь на 6 минут, то есть на время, которого хватит разве только на то, чтобы выкурить лишнюю сигарету. Вот и судите теперь сами, стоит ли ради этого рисковать и добровольно увеличивать во много раз вероятность критических ситуаций. На наш взгляд, смысла в этом никакого нет. Г. ЗИНГЕР, Б. СИНЕЛЬНИКОВ Москва —Калинин —Москва Фото С. Ветрова Результаты эксперимента Показатели Первый Второй водитель водитель100Приблизительно с километр после старта оба автомобиля шли почти рядом, пока не нагнали группу грузовых машин. Головные «Жигули» рванулись вперед, обошли одну, другую... Но перед третьей встречный ЗИЛ заставил «встать в строй». Водитель вторых «Жигулей» бросил взгляд на спидометр — стрелка подрагивала за отметкой 80 км'час. — Ну что, обгонять не будем? — Нам нельзя! — улыбнулся сидящий рядом. Эксперимент начался. Теперь оставим на время трассу и расскажем, почему же второй водитель должен был отказаться от обгона, что это за эксперимент проделала редакция журнала и какие цели ставила. Статистика дорожных происшествий с огорчительным постоянством снова и снова заявляет: превышение водителями скоростей движения и сопутствующие этому нарушения других положений Правил до сих пор остаются главными причинами аварий и несчастных случаев на дорогах. Речь, понятно, идет не о высокой скорости вообще, а об отклонениях от скорости, принятой большинством водителей. Если же иметь в виду движение в потоке машин, то ее выбор становится, можно сказать, вопросом не только техники, но и стратегии. Стратегии в том смысле, что приходится решать, а стоит ли обгонять вообще или, чуть убавив темп, придерживаться общего ритма движения. Конечно, по соображениям безопасности, скажете вы, здесь двух мнений быть не может: лучше держаться средней скорости транспортного потока. Совершенно верно. Больше того, ученые утверждают: превышая среднюю скорость потока на 30 км/час, мы в 10 раз больше рискуем попасть в дорожное происшествие, чем те, кто движется в том же режиме, что и большинство водителей. Но некоторых такая теория не очень убеждает, отчасти, как нам думается, просто потому, что печальная практика, подтверждающая ее, к счастью, не их собственный опыт. Что ж, на это можно сказать только одно: стоит ли дальше испытывать судьбу? Нота-Расстояние, км 100 Общее время движения, час. мин. сек. 1.18.02 Средняя скорость, км/час 76,6 Количество обгонов611.24.00 72,036 16 58Количество торможений Количество переключений передач28 8823