12
13
у^*Ф>",с'••луг.;••.-•.Репортаж с IV Слета друзей ЯВЫИЕВНЙЙн ике : хюто команда ..-' преодолевает е на лесной трас-':;Группа участниц слёта. Справа налево: Анда ПавулПавулинь (Елгава) — победительница; . „соревнований среди женщин, Виктория Булычева (Свердловск) — обладательница приза за мужество и настойчивость, Елена Соколова . (Киев) — второй призер соревнований, Фото О. П олищука В Ленинград их вели разные дороги, разные маршруты . Ш ирокие панорамы современных городов игигантских новостроек разворачивались перед ними, летели навстречу неоглядные луга и пастбища, ласкали зелень лесов, ветер и солнце. Это были люди разных профессий, из разных районов страны, но было то, что всех их объединяло: любовь ктуризму , к антивному познанию своей Родины. И еще : все они избрали себе помощником в этом благородном деле мотоцикл марки «ЯВА». Из 17 городов России, У краины , Молдавии, Л атвии , Эстонии, из столицы Чехословании спешили а Ленинград на мотоциклах участникии гости IV Слета друзей ЯВЫ, который посвящался 30-лет ию Победы, 30-летию освобождения Чехословакии Советской Армией. Т акуж повелось в этом году: к аждое большое соревнование, к аждая спортивная или тур истская встреча посвящается тем, кто соружиемврукахзащищал Родину, освобождал народы Европы от фашистского рабства. В ритуале торжественного открытия слета на стадионе имени С. М. Кирова, в моторизованном марше ста двадцати его участников по главным улицам города к мемориалу на площади Победы в честь подвига ленинградцев, наконец, в программе конкурсовивикторин — во всем ощущалась эта связь встречи «явистов» с юбилеем Победы. К аждый день слета был заполнен до предела предусмотренными и не предусмотренными программой делами. Допоздна — благо эти дни совпали с ленинградскими белыми ночами — затягивались беседы в палаточном лагере, разбитом вживописнейшем месте — Ю кках . Да, было о чем поговорить, обменяться мнениями. Многие команды впервые приехали на новых ЯВАХ, созданных чехословацкими мотоциклостроителями с учетом пожеланий участников предыдущ их слетов, их опыта эксплуатации маш инв разнообразных условиях нашей страны. Как же не воспользоваться встречей с руководителями завода ЯВА, его научно-исследовательского центра, представителями «Мотокова», чтобы обсудить достоинства новой модели и ее недостатки. Не меньше тем и для бесед друг с другом, для дискуссий, споров, здесь каж ­ дый может утверждать свои технические идеи не на словах, не на пальцах. « Ж и ­ вые примеры» — 120 ЯВ построены вкаре возле палаточного городка, и почти вкаждой из них есть что-то от владельца, привнесенное в конструкцию для большего комфорта, удобства в дальней поездке, для соревнований. И все же самое главное — это, конечно, спортивная часть слета, комплекс соревнований, в которых выявляют обладателей призов и медалей — наиболее умелых и быстрых, ловких и сильных. Мне не приходилось бывать раньше на встречах мототуристов, наблюдать их не в обычной обстановке — походах и на привалах, — а в соревнованиях. Не без стыда должен признаться, что не видел раньше «триала» и « т уртехники » , и теперь очень сожалел об этом. Настоящий спорт, спорт, доступный каждому мотоц иклистуив то же время увлекательный, з ахватывающий . Я уж не говорю о его неоценимом прикладном значении. Мототуристское многоборье, о котором пойдет речь, насколько нам известно, не имеет аналогов ни у нас, ни за рубеж ом , где ежегодно проходят десятки тур истских слетов (в календаре ФИМ их зарегистрировано 73 — и это только международные). Оно проводится как личнокомандное и имеет четыре позиции: фигурное вождение, с принт на 150 — 2 00 метровую дистанцию, «триал» и соревнование по мототуртехнике . Из этого комплекса мы мало знаем о двух его последних элементах — наиболее значимых и интересных со спортивной точки зрения.Начнем с «триала» и сразу же оговоримся, что будем называть его так , к ак принято всюду, — трайел. Трайел существует с незапамятных времен, он имеет свой чемпионат мира, многоэтапные национальные первенства, печатные издания и целую армию почитателей. У нас триалу-трайелу путевку вжизнь дали мототуристы, Если попытаться изложить суть его очень сжато, то это езда по короткой трассе с препятствиями. Но таное объяснение дает очень мало. Поэтому постарайтесь представить себе отрезок несложной кроссовой трассы протяженностью от пятисот до тысячи метров, частично обозначенный с двух сторон канатами , всюду флажками и очень напоминающий затейливый лабиринт. Трасса изгибается самым неожиданным образом, порой устремляется вверх по склону, порой убегает вниз. Чего тольно не встретишь на этом «миникроссе» — и колею, и брод, и песок, и корневища — все, что обычно попадается мототуристу в пути. А проехать надо по возможности быстрее, стараясь не опускать ног. Коснулся ногой земли — 10 штрафных баллов, выехал за пределы трассы — 20, прекратил движение — 40, упал или сдал назад — все 100. Ну а если заглох двигатель — покидай трассу. Весело наблюдать за трайелом. Здесь все участники — и все зрители. И сам забываешь про свои пятьдесят с лишним, б ежишьс толпой болельщиков от одного препятствия к другому, на самые сложные места, чтобы не упустить особо интересного, и переживаешь , и волнуешься, я считаешь про себя, сколько раз коснулся ногой вот тот мотоциклист в желтой майке , на которой написано «Одесса, К ишинев , Рига, Ленинград» — он участник всех четырех слетов друзей ЯВЫ. В каждом виде многоборья есть свои фавориты. В трайеле — это латыши. Фавориты законные и прочные. Здесь трайел — равноправная среди других дисциплин в мотоспорте. Здесь разыгрывается звание чемпиона в трехэтапном первенстве республики, проходят розыгрыш и кубков и другие состязания. И потому никто не удивляется, когда узнает, что в первой шестерке среди мужчин пятеро — представители Латвии во главе с Юриеом Валайнисом. Л ишь Олег Парамыгин из Томска смог вклиниться в эту группу , поделив пятое-шестое места. Трайел — ключ к успеху в личном зачете. Соревнования по туртехнике — в командном. Единственное, что не удовлетворяет в них, — это какое-то скуч ­ ное, рабочее название. Оно никак не вяжется с самим состязанием, полным динамизма и спортивной страсти . З амкнутая трасса. По ней движется команда мототуристов, выполняя разные задания, преодолевая сложные препятствия. Здесь проверяется все — смек алка , сила, ловкость, водительское умение, взаимовыручка. Вот пять мотоциклистов свернули палатку, погрузили ее и тронулись в путь. Прошли трудный заболоченный участок, поднялись на холм. Здесь первая остановка — определение азимута. Спешить не стоит: ошибся на один градус — ш траф 10 секунд. Впе• реди крутой подъем — надо на руках вкатить мотоцикл вверх. Солнце палит нещадно, в тени двадцать пять, но не передохнешь — на трассе новые препятствия: брод, поваленное бурей дерево, через которое надо перетащить машины . И это еще не все — до финиша предстоит устранить «поломку» на мотоцикле, р азжечь костер, взобраться по канату, разбить палатку, в общем, всего « е перечислишь. Латвийские гонщики, представленные двумя командами — Риги и Елгавы, и здесь были сильнейшими. Хозяева — ленинградцы — оказались третьими (в такомже порядке они заняли места в общекомандном зачете). Но, откровенно говоря, главными героями стали в этот день не они. Чтобы опробовать трассу и установить контрольное время, с комп ­лектовали команду ветеранов мотоциклистов во главе скоммерческим директором завода ЯВА Карелом Каслом. Они отменно справились со всеми трудностями, показали время, которому могли бы позавидовать многие команды, и на торжественном закрытии были удостоены венка, правда, не из лавра, а из свеж их еловых веток, но разве в этом дело. В субботу 21 июня на трассе « Ю кки » звучала музыка военного оркестра и чаще всего — т уш . Победителям вручали награды. Три года подряд главный приз Слета — мотоцикл ЯВА — присуждался победителю в многоборье среди мужчин . На этот раз он достался женщине . Передавая мотоцикл Анде Павул-Павулине из Елгавы, занявшей 1-е место, директор завода ЯВА О. Станек сказал, что приз вручается ивзнак победы ивзнак Международного года женщин . Много наград — кубков, медалей, запчастей к мотоциклам, памятных подарков — получили победители соревнований и конкурсов от организаторов Слета — «Мотокова», редакции журнала «За рулем», ленинградского совета Всероссийского добровольного общества автомотолюбителей (ВДОАМ). Среди отмеченных призами были не только те, кто набрал большую сумму очков. Особым призом «Мотокова» н аграждена команда из Петропавловска-на-Камчатие — Геннадий Тимошенно, Олег Цысь, М ихаил Кругов, Станислав Краулайдис. Ленинград был конечной точкой их похода протяженностью в 17 тысяч километров. Команда Красногорска привезла свой приз для команды молодых рабочих предприятия ЯВА. Они постоянные учас тники слета (право приехать в СССР получают победители в социалистическом соревновании на заводе). И в заключение несколько слов об организационной стороне дела. Непосвященным трудно представить себе, сколько времени и сил требует проведение подобных слетов и встреч. Многие ленинградские организации, и прежде всего городской комитет ДОСААФ и его спорттехнлуб, а ктивно содействовали тому, чтобы слет прошел успешно . Без их помощи просто невозможно было бы провести спортивную часть встречи. Опираясь на базу городского комитета ДОСААФ, л енинградский совет общества «Автомотолюбитель» — о рганизация молодая и пока что не имеющая необходимого опыта, к чести ее председателя генерал-майора запаса Н. А. Иванова справилась с трудными задачами одного из устроителей Слета, и он удался на славу. Далеко не все руководители ВДОАМ поддержали идею взять на себя организацию слета. Один из заместителей председателя Л . М, Ч ернявский прямо таки сказал: «А зачем нам это нужно?» Теперь, когда все позади, мы можем утверждать : да, н ужнои полезно. «Не хлебом единым» — заботой о гараж ах , стоянках, запчастях — должен жить «Автомотолюбитель». Он, к ак нам кажет ­ ся, обязан дать пищу тем, к то находит удовлетворение во встречах по интересам, в обмене техническим опытом, в несложных состязаниях. И слеты друзей ЯВЫ, т акжекак слеты друзей ИЖей , «ковровцев», мопедов,— одно из возможных направлений массовой работы новой организации . И еще один вывод напрашивается после прошедшего Слета. У спехв массовых мероприятиях спортивного характера леж ит на пути тесного сотрудничества «Автомотолюбителя» с организациями ДОСААФ, располагающими спортивной базой, с удейскими кадрами и другими возможностями. Не решать эти задачи изолированно, на голом месте, к ак это пытаются делать некоторые работники ВДОАМ в областях и районах, а стремиться кдружной совместной работе скомитетами , ш коламии клубами оборонного Общества. В этом видится нам залог успеха. М. Т ИЛЕВИЧ , спецкор «За рулем» г. Л енинград