позаботиться об этом — дело прежде всего комитетов Общества. Наша первичная организация эту базу накапливала, наращивала из года в год. Не следует думать, что на нас сыпалась «манна небесная». Трудом и горбом все доставалось. Помогали и помогают дирекция завода, партком, профсоюз, комитет ВЛКСМ. Совместно мы устраивали субботники, «оборонные дни», когда на оборудование спортивных сооружений, учебных помещений выходили многие сотни людей. Технику, оборудование тож е добывали не без труда. И сейчас продолжаем улучшать и укреплять материальную базу. Наш спорттехклуб скоро получит несколько просторных, хорошо оснащенных классов, 50-метровый тир, пополнит свое хозяйство мотоциклами, автомобилем, еодномоторной техникой. Такие мы взяли социалистические обязательства. А слова у нас не расходятся с делом. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года о состоянии и мерах по улучшению работы ДОСААФ , десятилетие со дня выхода которого наша общественность скоро отметит, обращается внимание на необходимость дружной работы комитетов ДОСААФс другими общественными организациями, с советскими, хозяйственными органами, министерствами и ведомствами. Претворение в жизнь требований партии и правительства, помощь, которую получили организации ДОСААФ за эти годы, позволили значительно поднять уровень оборонно-массовой работы, военно-патриотического воспитания трудящихся. Мы это очень сильно ощутили на себе. В сущности, наша первичная организация и поднялась за прошедшее десятилетие. Залог дальнейших успехов мы видим также в слаженной работе общественных организаций предприятия под руководством партийного комитета, в инициативе, энтузиазме нашего досаафовского актива. А.БРАГИН, председатель первичной организации ДОСААФ г. Комсомольск-на-Амуре нов, а если учесть еще и мопедистов, то получится и вовсе внушительная цифра. И все они где-то работают или учатся. состоят в первичных организациях ДОСААФ. Но, с кажем прямо, не часто встретишь завод, фабрику, вуз, техникум, совхоз, колхоз, где бы разыгрыва ­ лись звания чемпионов по мотоспорту, где бы состязались цеховые, бригадные, факультетские команды. Речь, в конце концов, даже не о спортивной стороне вопроса. Ведь не секрет, что пребываниев первичной организации ДОСААФ нередко ограничивается уплатой членских взносов. Укоренилось кое-где мнение, что активно работать может только та организация оборонного Общества, которая имеет хорошую материально-техническую базу. Но разве 15 — 20 спортивных мотоциклов могут решить эту проблему? Ведь влучшем случае в орбиту активныхдосаафовских дел будут вовлечены два-три десятка людей, для подавляющего же большинства пребываниеворганизации опять остается чисто формальным . На львовском мотозаводе ив ПТО «Электрон» нашли, на наш взгляд, такие формы работы, которые интересныразнымкатегориям людей. А это верный путь к повышению авторитета первичных организаций ДОСААФ. Опыт львовскихдосаафовцев говорит о том, что им под силу провести внутризаводские соревнования, участвовать в организации состязаний большого масштаба. Е. КОВРИЖЕНКО г. ЛьвовИнженеры отвечают читателямЗАЗ-968РЧитатель Н. Сидорчук из Рязани просит рассказать о конструктивных особенностях «Запорожца—968Р». Отвечает ему инженер С. Н. ПЕДЕНКО. Основная модель автозавода «Коммунар» — «Запорожец» ЗАЗ—968. На его базе выпускается несколько модификаций для инвалидов, одна из которых — ЗАЗ—968Р. Эта машина предназначена для инвалидов, у которых здоровы только одна рука и одна нога. Оборудована она специальными органами управления, они могут быть установлены как с правой, так ис левой стороны по отношению к водителю. У автомобиля двигатель мощностью 30 л. с , электромагнитное порошковое сцепление и несколько измененная коробка передач от 40-сильного двигателя. Максимальная скорость автомобиля — 60 км/час. Ограничение ее достигнуто применением только трех передач, а не лимитированием оборотов двигателя, как было раньше. При этом улучшаются тяговые качества машины и, что ОЧРНЬ важно, уменьшается число переключений.Органы управления автомобилем необычны. Управление сцеплением — автоматическое и осуществляется педалью акселератора. На нее и на педаль тормоза водитель воздействует ногой. Ру- I левое колесо поворачивается посредст-™ 8ом рукоятки 1 (рис. 1), которую вовре ­ мя движения не приходится отпускать. В рукоятке смонтированы переключатели световой и звуковой сигнализации, а управление ими выведено на ее верхнюю часть. Указатели поворота включаются рычагом 1 (рис. 2). А нажимая на него сверху, дают звуковой сигнал. Чтобы переключить свет фар с дальнего на ближний или наоборот, достаточно нажать на плоскую кнопку 2. В нижней части рукоятки установлено кольцо 3, которое включает тяговое реле 4 (см. рис. 1) выбора третьей передачи. Первая передача включается перемещением рычага с вилкой 2 (куда входит нижняя часть бедра водителя) вправо, а вторая — влево от среднего положения. Третью передачу включают, нажимая ребром ладони на кольцо 3 (см. рис. 2) с последующим перемещением вилки 2 (см. рис. 1) вправо. Для включения задней передачи водитель передвигает рукой рычаг 3 вправо до упора, а затем наклоняет вправо и вилку 2. Стеклоочиститель приводится в действие при помощи специальной рукоятки, которая имеет четыре положения. Среднее — нейтральное, первое правое — постоянная работа, второе правое — также постоянная, но ускоренная работа. В левое положение рукоятку ставят, когда нужно одновременно с включением (посредством рыгача 5) стеклоомывателя, подающего струю воды на лобовое стекло, автоматически привести в действие стеклоочиститель, который в этом случае через 10—15 секунд прекращает работу. При всех остальных положениях рукоятки омыватель и стеклоочиститель не связаны.Рис. 1. Органы управтения: 1 — р укоятка управления; 2 — вилка рычага переключения передач; 3 — р ычаг включения' передачи заднего хода- 4 — тяговое реле выбора третьей передачи; 5 _ ножной рычаг включения стеклоомывателя.Рис. 2. Р укоятка управления: 1 — рычаг включения звукового сигнала иуказателей попорота; 2 — кнопка пер еключателя света фар ; 3 — кольцо включения тягового реле выбора третьей передачи; 4 — 1\левое колесо.