понижение атмосферного давления и увеличение влажности воздуха дополнительно охлаждают детали двигателя. Важно отметить, что возникновению детонации благоприятствует очень раннее зажигание: уже горящая смесь дополнительно поджимается идущим к верхней мертвой точке поршнем. Увеличение числа оборотов уменьшает возможность детонации, но способствует самовозгоранию. Для предотвращения его очень важно правильно подобрать свечи по тепловым характеристикам и процентное содержание масла в бензине. Каким образом можно хотя бы частично избавить двигатель от вредных явлений, а владельца машины от переживаний? При эксплуатации следует применять бензин той марки, которая указана в инструкции, или с большим октановым числом. Если же вы задумали форсировать двигатель по степени сжатия (подрезкой головки), придется наверняка использовать высокооктановое топливо. Обеднять смесь в этом случае не рекомендуется, так как это ведет к перегреву двигателя. Наличие масла в топливе у двухтактных двигателей способствует калильному зажиганию из-за низкой (относительно бензина) температуры его самовозгорания. Поэтому желательно применять сорта с возможно большей температурой самовозгорания. К ним относятся авиационные МС-20, МК-22. Они меньше разлагаются и обладают лучшей смазывающей способностью при высоких температурах. Правда, отложение нагара на днище будет несколько больше, чем при АС-8, и его чаще придется удалять. Можно и ослабить образование нагара, для чего надо отполировать днище поршня и стенки камеры сгорания. Избежать калильного зажигания помогает скругление всех острых кромок деталей, которые выступают в камеру сгорания и наиболее сильно нагреваются. Что касается расположения свечи, то она должна быть ввернута в головку так, чтобы корпус ее был заподлицо с поверхностью камеры сгорания. Утопленная в гнезде свеча хуже охлаждается и вызывает самовоспламенение смеси. При движении на мотоцикле с исправным, правильно отрегулированным мотором детонация может возникать из-за резкого открытия дроссельной заслонки, слишком большой нагрузки (на низких оборотах). Резкое открытие дросселя ведет к временному обеднению смеси из-за уменьшения разрежения в диффузоре карбюратора. Когда двигатель набирает обороты, скорость воздуха в диффузоре возрастает и разрежение увеличивается. Особенно это заметно у двигателя малой кубатуры, если на нем стоит карбюратор с диффузором большого диаметра. Детонация в этом случае зависит и от типа ручки управления дроссельным золотником. При конструкции ползункового типа (такой, как на мртоциклах ИЖ, ЯВА, 4 3 , «Ковровец») детонация менее вероятна, чем при катушечной (как на М—106, «Паннонии», «Урале»), поскольку в последнем случае дроссель поднимается гораздо резче. Для устранения детонации надо обеспечить более богатую смесь на переходном режиме, или поставить карбюратор с меньшим сечением диффузора, или же установить более «длинноходную» ручку управления «газом». Легкая детонация в момент резкого открытия дросселя — нормальное явление. При движении под нагрузкой на малых оборотах с полностью открытым дросселем смесь переобедняется из-за недостаточного разрежения в диффузоре карбюратора. Кроме того, на малых оборотах уменьшается коэффициент наполнения из-за увеличения обратного выброса. Все это ведет к появлению детонации. Чтобы устранить ее, следует прикрыть дроссельный золотник и перейти на низшую передачу. Отложение нагара на днище поршня и стенках камеры сгорания уменьшает ее объем, и соответственно увеличивается степень сжатия. Когда это увеличение превысит определенную границу, возникает детонация. Избавиться от нее можно только очисткой камеры сгорания и днища поршня от нагара во время обслуживания. Заодно следует снять нагар с выпускного окна. Если водитель уверен, что в камере сгорания нет острых выступающих частей, свеча зажигания соответствует инструкции и тепловой характеристике двигателя, камера сгорания и поршень чисты от нагара, он может задаться вопросом: избавлен ли двигатель от калильного заясигания? К сожалению, нет. И вот по какой причине. Практика эксплуатации мотоциклов показывает, что они преимущественно работают на переменных нагрузках, то есть на переходных режимах. Известно также, что особенно сильно нагар отлагается при работе двигателя на режимах, когда используется мощность меньше средней, иными словами, на холостом ходу ив условиях города, при движении на четвертой передаче со скоростью до 60 км/час. Поэтому в городе рекомендуем на первой, второй и третьей передачах чаще давать двигателю максимальные обороты. В процессе перехода от средней мощности к максимальной выгорают отложения, причем вначале температура отскакивающих чешуек ниже температуры самовоспламенения смеси, и выдержка двигателя на таком переходном режиме способствует самоочистке. Если двигатель сразу заставить работать с максимальной мощностью, то температура отлетающих частичек будет выше температуры вспышки топливо-воздушной смеси. Двигатель начнет работать от самовоспламенения, в результате станут перегреваться детали, и в конце концов заклинит поршень. Прц постепенном же Переходе к режиму максимальной мощности температура поршня и стенок камеры сгорания возрастает также постепенно. Рыхлый нагар выгорает, отслаивается и уносится отработавшими газами. За городом на скорости 90—100 км/час в течение первых 10—30 минут может возникнуть калильное зажигание из-за выгорания отложений, образовавшихся за неделю в городе. Поэтому на загородной трассе поначалу предпочтителен более легкий режим. Если на мотоцикле есть топливный корректор, не помешает слегка обогатить смесь. После «самоочистки» можно двигаться с максимальными скоростями, не опасаясь калильного зажигания. В общем, не так страшны детонация и калильное зажигание, когда знаешь, как с ними бороться!По письмупринятымеры«Дорогая редакция! Я, Отрошко Андрей Васильевич, работаю на автомобиле МАЗ—504 в Коми АССР. Однажды остановили меня работники ГАИ Княжпогостского района сержант Данилович и старшина Гирушев и потребовали водительскос удостоверение... за перевозку в кабине двух грузчиков. «За удостоверением, — сказал Данилович, — зайдете завтра в отделение. — и пообещал: — Сделаю вам просечку». На следующий день он свое обещание выполнил ив моем талоне предупреждений появилась просечка. Прошу вас, дайте мне ответ — кто из нас прав?» Ответить водителю и редакции мы попросили ГАИ МВД Коми АССР. Начальник ГАИ Ю. А. Бессонов сообщил. что по письму А. В. Отрошко проведено служебное расследование и результаты его обсуждены на оперативном совещании работников ГАИ и руководства ОВД Княжпогостского райисполкома. С работниками ГАИ проведено занятие по изучению нормативных актов, предусматривающих административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения. За неправильные действия старший инспектор дорнадзора Н. И. Данилович предупрежден. Дано указание о выдаче нового талона предупреждений А. В. Отрошко.ЭКЗАМЕН НА АРМЫОтветы на задачи , п омещенные на стр . 29 Правильныеответы — 5, 7, 9, 13, 18, 20, 23, 26, 29. 16.I. В отличие от предупреждающих знаков, знак «Предварительное указание направлений» на дорогах вне населенных пунктов устанавливается не менее чем за 300 метров от перекрестка (пункт 34). II. Разметка такого вида обозначает островки, разделяющие транспортные потоки противоположных направлений, причем наклон штриховки указывает, в какую сторону от островка должны отклоняться водители. Вот почему при левом повороте такой островок будет оставаться у них слева (пункт 42, 1.16). III. На показанный перекресток справа выходят два проезда, поэтому водитель грузовика обязан пропустить и автобус и мотоцикл, а их водители между собой решают вопрос о преимуществе тоже по принципу «правой руки» (пункт 111). IV. Прерывистая линия, у которой длина штрихов в три раза больше промежутков между ними, предупреждает водителей о приближении к сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных (или попутных) направлений (пункт 42, 1.6). V. Останавливаться на таком перекрестке нельзя, ибо сторона напротив бокового проезда не отделена разметкой или разделительной полосой, которые исключали бы выезд на нее транспортных средств с бокового или противоположного направлений (пункт 99 «д»). VI. Водитель автомобиля поворачивает с главной дороги. Стало быть, подъехавший по второстепенной дороге водитель автобуса обязан пропустить его (пункт ИЗ). VII. В зоне действия знака «Обгон грузовым автомобилям запрещен» двухколесные мотоциклы без коляски обгонять можно без всяких ограничений (пункт 26, 2.19). VIII. В зону действия знака «Автомобильное движение запрещено» не возбраняется проезд двухколесных мотоциклов без коляски (пункт 26, 2.3). IX. У заполненной автоцистерны центр тяжести выше, чем у порожней. Поэтому с грузом она более подвержена опрокидыванию при резких маневрах и высокой скорости движения. X. Треугольник с буквой «Р» устанавливается на автомобили инвалидов по желанию владельцев. Но такой знак, разумеется, необходим, если этот автомобиль стоит в зоне действия знака «Стоянка запрещена» (пункты 26, 2.23 и 175). 37