18
19
ром батарея сохраняет около 80% первоначальной емкости, в то время как контрольная, с сернокислотным электролитом без подзаряда — 3050% емкости. Важно отметить, что другие характеристики, в том числе на стартерном режиме разряда при морозе до 18°С, не снижаются по сравнению с исходными. Кроме того, лабораторными и эксплуатационными испытаниями было установлено, что хранение батарей с раствором борной кислоты не снижает, а скорее увеличивает срок их службы. Таким образом, можно смело внедрять новый способ хранения батарей в практику. Замена батарей одного типа другим интересует автолюбителей обычно в преддверии зимы, когда предстоит пускать двигатель на морозе. Естественно, всем хочется иметь в запасе возможно больше энергии, чтобы реже приходилось снимать батарею и нести домой для заряда. Наша промышленность выпускает для легковых автомобилей три типа батарей (рис. 4). Основные характеристики их приведены в таблице 3. Наиболее совершенной по своим показателям является батарея 6СТ-55. Созданная в свое время для «жигулей», она ныне вытеснила батарею 6СТ-45, которой прежде комплектовали «москвичи» и «запорожцы». Главные ее достоинства — способность отдать больше энергии в единицу времени и меньшая по сравнению с другими батареями потеря емкости при понижении температуры. Это объясняется тем, что в каждом аккумуляторе больше пластин, а стало быть больше площадь контакта активной массы с электролитом. Применение батареи 6СТ-55 на старых «москвичах» и «запорожцах» вместо штатной 6СТ-42 (ныне ее обозначение 6СТ-45) связано лишь с решением вопроса о размещении и креплении ее из-за несколько большего габарита. Никаких изменений в схеме и перенастройки -реле-регулятора делать не требуется. Эта батарея будет служить дольше, а главное обеспечит более надежный пуск двигателя зимой. Что касается батареи 6СТ-60, то менять ее на «волгах» или ставить вместо 6СТ-55' на «москвичах» и «жигулях» нецелесообразно.Рис. 4. Батареи:Покупаем автомобильДля каждого из нас это радостное событие. Для каждого из нас это шаг серьезный. Последствия же могут быть различными. Поэтому, если пришла мысль о приобретении столь дорогого предмета, к ак автомобиль, давайте обсудим четыре имеющих принципиальное значение вопроса : нужен ли нам автомобиль? если нужен, то какой из имеющихся в продаже мы выберем? как его выбрать? что делать с машиной в «медовый месяц»? Сформулировал эти вопросы и отвечает на них наш постоянный автор инженер, мастер спорта Л. П. ШУВАЛОВ, долгое время работавший в системе автосервиса ВАЗа ив силу этого много общавшийся с автолюбителями. Ответ на первый вопрос зависит от того, для какой цели задумана покупка. Не стоит покупать автомобиль в том случае, если мы не собираемся на нем более или менее регулярно ездить или не имеем хотя бы элементарных условий для его хранения и обслуживания. Речь не идет о гараже или персональной мастерской: современные машины в условиях нашего климата могут годами обходиться открытыми стоянками и периодическими посещениями станций обслуживания. Тут важно быть уверенным в том, что при хранении ваш «Москвич» или «Запорожец» не будет угнан или поврежден и что есть возможность поддерживать его в исправном состоянии. Итак, программа-минимум: стоянка — во дворе, станция обслуживания — неподалеку или, скажем, в вашем городе. Автомобиль нужен для того, чтобы ежедневно ездить на работу и по служебным делам, заезжать за покупками, а по нерабочим дням с семьей совершать небольшие путешествия за грибами, на рыбалку, на загородный садовый участок... Один раз в год планируем далекое путешествие. Вопрос второй — какой же выбрать? Здесь нам поможет таблица, где приведены основные данные о моделях, поступающих в продажу для личного пользования. Итак, если вы человек уравновешенный, а семья не более четверых иу вас нет солидного водительского стажа, не планируете ездить зимой и не располагаете лишними деньгами (будем называть вещи своими именами), то стоит остановить выбор на «Запорожце» или «Москвиче—2138». Это достаточно надежные, неприхотливые в обслуживании и выборе бензина автомобили. Они дешевле и по цене и по затратам на эксплуатацию, чем другие модели. Динамические качества этих машин (см. таблицу), позволяют передвигаться даже с большей скоростью, чем разрешено ив населенных пунктах и на дорогах. Несколько слов о «Запорожце». Двухдверный кузов прочнее и долговечнее четырехдверного. Его другой плюс — вы всегда избавлены от вероятности, что дети, сидящие сзади, откроют на ходу дверь. Гладкое днище машины (двигатель-то сзади!) — тоже преимущество, при езде по проселку. Наконец, двигатель ЗАЗа можно без труда демонтировать вдвоем и перебрать его даже «на кухне», если до СТО далеко, а у вас умелые руки. Если вы располагаете средствами, а главное уже имеете достаточную практику езды, то можете позволить себе более комфортабельный, более мощный и скоростной автомобиль. В этом случае стоит всерьез думать о «жигулях» ВАЗ—2101 или ВАЗ—21011, «москвиче» 2140 или ИЖ — 4 12 . Управление этими машинами требует большей собранности и опыта. Ремонт их и содержание обходятся подороже. Но зато они элегантнее, а в умелых руках вполне безопасны, хотя и динамичнее своих «меньших товарищей». Целый ряд дополнительных удобств, а также наружные и внутренние молдинги, накладки и прочие атрибуты декоративного оформления стали причиной, почему в среде автолюбителей ВАЗ—2103 и ВАЗ—2106 приобрели название «Люкс». Действительно, выглядят они представительнее своих "собратьев, а немалое количество усовершенствований (усилитель тормозов, их автоматическая регулировка, шины с радиальным кордом, подголовники и т. п.), безусловно, делают езду более уверенной и приятной. Но нужно знать, что эксплуатация и ремонт этих автомобилей уже значительно дороже, чем более дешевых. Поэтому приобретать дорогие машины начинающим водителям мы бы не советовали. К ак бы ни были хороши «жигули», но «Москвич» попрежнему имеет немало приверженцев, особенно в сельских районах и малых городах. Прочность кузова сыграла тут решающую роль. А если говорить о новой модели «Москвич—2140», то современные дисковые тормоза, подголовники сидений и «модная внешность» тоже оказывают влияние на выбор. На рассмотрении достоинств «Волги» ГАЗ—24 вряд ли стоит задерживать внимание. Она поступает в продажу в очень ограниченных количествах, стоит дорого ик тому же не имеет особых преимуществ для индивидуального владельца. Действительно: ни по размеру салона, ни по емкости багажника она не отличается существенно от «жигулей». А снаружи — «целый автобус». Попробуйте вымыть подручными средствами «Волгу» и «Жигули» — и вы увидите, «что почем». Я уж не говорю о расходе бензина и других затратах, связанных с содержанием необоснованно большого автомобиля. Что же касается престижных побуждений, то замечу лишь, что «Волгой» сегодня удивить кого-либо трудно.6СТ-45,6СТ-55,6СТ-60.18 Перечисленные выше автомобили имеют довольно близкие потребительские качества. Это первые десять моделей из нашей таблицы. Заканчивая разговор о них, можно отметить, что для тех, кто намеревается ездить много и круглый год, лучше всего подойдут «Жигули» любой модели. Более дешевые и неприхотливые — моделей «2101» и «21011», подороже, посложнее и почаще требующие ухода — «2103» и «2106». Но зимой все «жигули» легко пускаются, и в них тепло. Немаловажные обстоятельства, которые имеют решающее значение при выборе машины. Следующие пять моделей в нашей таблице — это, по сути дела, модификации тех же «жигулей», «москвичей» и «волг» с кузовами увеличенных объемов, с дополнительными задними дверями и рядом устройств, позволяющих перевозить довольно крупные предметы. Они удобны для тех, кто путешествует не налегке, иной раз везет с собой холодильник, или стиральную машину, или улей с пчелами, или... Впрочем, это его дело, что он возит. Он хозяин, ему виднее. Наряду с этими достоинствами (их сопровождает соответственно большая цена) автомобилям с кузовами «универсал» и «комби» присущи некоторые недостатки. У них чаще загрязняется заднее стекло, в кузов больше попадает пыли и влаги, а в салоне обычно более шумно. Если добавить, что запахи от перевозимых грузов также присутствуют в салоне, а доступ к инструменту и «запаске» усложнен, то, пожалуй, прежде чем приобретать «универсал», следует тщательно взвесить «за» и «против». И наконец, последние две строчки в таблице выделены легковым автомобилям повышенной проходимости, иначе — джипам. Один из них уже несколько лет выпускает промышленность, а другой, ВАЗ—2121, начал сходить с конвейера только в нынешнем году и, конечно, определенное время будет дефицитен, что также надо учитывать.К ак говорит само название, машины повышенной проходимости предназначены для тех, кто часто ездит по грунтовым и иным труднопроезжаемым для обычных легковых автомобилей дорогам, а иной раз и без дорог. Автомобилей этих производится сравнительно немного, и продажа их организована так, что они попадают в руки тем, кому нужны в первую очередь, на село. А вообще вопросы продажи — самостоятельная тема, у нас же речь идет только о потребительской оценке той или иной машины. Независимо от того, какую из моделей мы наметим, будем помнить, что на автомобилях, окрашенных светлыми эмалями, меньше заметны пыль и грязь. Темные выглядят богаче и элегантнее, особенно если их внешнее оформление подчеркивают декоративные детали. Но такие машины требуют более частого и более тщательного ухода. Они должны блестеть. Зная себя, определите, доставит ли вам удовольствие уход за внешностью своего избранника. И еще учтите, что в салонах светлых машин летом не так жарко. Уплатив деньги и наметив избранника, обратите внимание прежде всего на кузов — его окраску и обивку. Да, да1 Дело в том, что на кузов приходится более половины цены машины. При этом его ремонт дорог и трудоемок. Вдумайтесь в эти два обстоятельства, а затем осмотрите предварительно понравившийся вам автомобиль снаружи, обратите внимание на то, чтобы на деталях, которые на заводе не окрашивают (уплотнители, прокладки, декоративные накладки, светотехнические приборы), не было следов краски (этого не полагается по ТУ), а наружная окрашенная поверхность не имела пятен, царапин, потеков. Заодно убедитесь, что все шины накачаны. (Эти и последующие рекомендации рассчитаны на тот случай, если в магазине еще не организована предпродажная подготовка.) Проверьте, как открываются двери, крышки капота и багажника — они должны легко и плотно открываться и закрываться. Обивка потолка, дверей и сидений должна быть однотонной, без загрязнений, разрывов и вспучиваний. Сиденья и их спинки — легко перемещаться и надежно фиксироваться в выбранном положении. Приборы дополнительного оборудования: зеркало заднего вида, прикуриватель, радиоприемник (если машинадолжна быть с приемником) и другие — должны быть установлены на свои места и исправны. Осмотрев все это, можно открыть капот и убедиться, что уровни масла, тормозной и охлаждающей жидкостей в норме. что они нигде не подтекают. Заодно вы увидите, что аккумулятор не имеет трещин, а уровень электролита в норме, что все, чем начинен моторный отсек, находится на своих местах, что бензина в баке достаточно для поездки до заправки. Подкачаем его вручную в карбюратор (если двигатель долго не работал) и пустим двигатель. Прогревая его, постепенно утопим кнопку пускового устройства и проверим работу приборов сигнализации и органов управления: ручного и ножного тормозов, руля, педалей сцепления и акселератора, приборов наружного и внутреннего освещения и наружной световой сигнализации (указателей поворота и стоп-сигнала). Получив уверенность, что мотор работает ровно, устойчиво, без посторонних шумов и стуков, с согласия и при содействии работников магазина, сделаем пробный выезд и обязательно проверим таким путем рулевое управление и тормоза. Теперь, когда мы убедились в том, что автомобиль исправен и на ходу, проконтролируем его общую комплектность — на месте ли запасное колесо, колпаки колес, инструмент, баночка с краской для мелкого ремонта, щетки стеклоочистителей и все прочее, указанное в описи. Наконец можно смело расписываться в получении автомобиля — он теперь ваш. Помните, что, прежде чем начать ездить, вы обязаны поставить его на учет в Госавтоинспекции, получить и закрепить на место государственные номерные знаки. Но это еще не все. Настоятельно рекомендуем, для вашей же пользы еще и : застраховать автомобиль; застраховать себя; при первой возможности обработать закрытые сечения кузова для предохранения их от коррозии; привыкнуть трогаться с места только после того, как застегнуты ремни безопасности; всегда помнить, что вы отныне владелец и водитель средства повышенной опасности; осознать, что неграмотное, плохое вождение требует таких же затрат труда, к аки грамотное. Ну что ж , а теперь — в путь добрый, дорогие товарищи!Сравнительные данные отечественных легковых автомобилей, поступающих в продажуМасса в снаря» ном сост НИИ, кгМоделиЧисло мест и дверейЯ |„оа ЖX«Я3730 3730 4073 4073 4116 4090 4250 4195 4195 4735 4059 4210 4210 4120 4735 3370 3720а3s1570 1570 1611 1611 1611 1611 1550 1550 1550 1800 1611 1550 1550 1550 1800 1640 1680е вои 32 «S 1400 1400 1440 1440 1446 1440 1480 1480 1480 1490 1458 1525 1525 1480 1540 1760 1640АьО C § D cdio яlot.o-e. Я10 №0 40 45 62 70 77 80 50 79 75 95 62 50 75 75 95 39 80 4400 4800 5600 5600 5600 5200 4750 5800 5800 4500 5600 4750 5800 5800 4500 4300 5200Я"кs о« 118 123 140 143 150 152 120 140 140 145 135 120 130 140 140 85 130ойЗАЗ—968 ЗАЗ—968А ВАЗ—2101 ВАЗ—21011 ВАЗ—2103 ВАЗ—2106 «Москвич—2138» ИЖ—412 «Москвич—2140» ГАЗ—24 ВАЗ—2102 «Москвич—2136» «Москвич—2137» ИЖ—2125 ГАЗ—24-02 ЛуАЗ—969 ВАЗ —21214—2 4—2 5—4 5—4 5—4 5—4 4—4 4—4 4—4 5—4 5—5 4—5 4—5 4—5 7—5 4-3 4—3790 790 955 955 1030 1050 1080 1045 1080 1420 1010 1120 1120 1085 1550 940 11501198 1198 1198 1294 1452 1568 1358 1475 1475 2445 1198 1358 1475 1475 2445 1198 1568А-76 АИ-93 АИ-93 АИ-93 АИ-93 АИ-93 А-76 АИ-93 АИ-93 АИ-93 АИ-93 А-76 АИ-93 АИ-93 АИ-93 А-76 АИ-9343 38 22 20 19 17,5 33 20 20 22 25 42 24 20 25 н. д. 25Примечание: н. д. — нет данных.Эксплуат ционный ход топл л/100 кмМарка применяс мого бензинаS2Время р£ гона от 0 до 100 км/час, с1§1 СОл uОя1 01гафС *~н О8,0 н- д. 10,0 н. д. 10,5 11,0 11,0 13,0iV10,3 11,3 11,0 11,0 13,58,0 н. Д.19