дели «Днепра», «Урала», ЯВА-634), а затем уже задним. Динамика". Если по величине максимального замедления у мотоцикла с коляской есть некоторое преимущество • сравнении с одиночкой, то по ускорев нию он значительно уступает ей. Испытания показывают, что приемистость груженого мотоцикла с коляской почти в 1,5 раза хуже, чем у одиночки. Дело в том, что из-за коляски резко увеличиваются масса машины и силы сопротивления движению, в первую очередь — из-за сопротивления воздуха. Д ля того чтобы согласовать мощностную характеристику двигателя с возросшей нагрузкой, необходимо изменить передаточное отношение. Достигают этого установкой ведущей звездочки задней передачи с меньшим числом зубьев, чем у одиночки, — 16 вместо 19 у «Юпитера», 15 вместо 18 у ЯВЫ-634 (тяжелые мотоциклы, выпускаемые только с коляской, уже имеют соответствующее передаточное отношение). Конечно, максимальная скорость при этом упадет, но зато увеличится тяговое усилие на заднем колесе. Если у «Юпитера—3» скорость достигает 120 км/час и двигатель при этом развивает 6500 об/мин, то с коляской она уже равна 90 км/час и обороты — всего 5300 об/мин. Если же поставить звездочку с большим числом зубьев, например с семнадцатью (от «Планеты—3»), то мотоцикл потеряет в приемистости, а на шоссе встречный ветер или небольшой подъем заставят идти на третьей или второй передаче. Расход топлива у машины с коляской в зависимости от условий может быть почти в два раза больше, чем у одиночки. Поэтому не торопитесь регулировать карбюратор. Вождение. Итак, мотоцикл, как говорят, выставлен относительно коляски, все хорошо отрегулировано и закреплено. По прямой он катится легко, руль не тянет в сторону, его надо лишь слегка придерживать руками. Но вот приближается- поворот. Сбросьте «газ» и, если скорость все же велика, осадите машину тормозами. Теперь включите ту передачу, на которой вы уверенно минуете все закругления дороги. Если поворот правый, то, проходя его, слегка прибавьте «газ», чтобы мотоцикл обгонял коляску, а поворачивая налево, нао.борот, слегка притормаживайте, чтобы коляска обгоняла его. Эти приемы позволяют проходить повороты увереннее ис большей скоростью, чем при постоянном «газе». Каждой определенной скорости соответствует определенный, максимально допустимый угол поворота руля, причем с ее повышением этот угол уменьшается. Поэтому правый поворот, к ак более опасный из-за возможности опрокидывания, надо проходить плавно, не поворачивая резко руль, не тормозя и не прибавляя резко «газ». Но даже если коляска оторвалась от земли, не пугайтесь, сбросьте «газ» и слегка потяните руль влево. Колесо коляски тут же опустится на землю. Чтобы скорее освоить технику вождения, стоит потренироваться на ровной площадке, уложив в коляску какой-нибудь груз. Когда водитель и мотоцикл станут понимать друг друга с полуслова, поездки будут доставлять большое удовольствие. Л . ОВСИЕВИЧ, инженерНнитная полнаГонщик раскрывает секретыМне трудно остаться равнодушным к любой новой книжке, если она касается автомобильного спорта. Тем более, когда она посвящена техническим вопросам подготовки автомобилей к соревнованиям. Поэтому, как только я узнал, что Эдвард Сингуринди — известный наш раллист — написал такую книжку *, то поспешил ее приобрести. Но, увы| «Уже продана», «В магазине было всего несколько экземпляров», «Еще не поступала»... Наконец мне повезло, и вот у меня в руках 80 страниц под общим названием «Подготовка автомобиля к соревнованиям». Первое впечатление — мало! Уж не знаю, кто поскупился — автор или издательство, — но рассказывать только о подготовке «Москвича», конечно, недостаточно. С 1974 года, то есть со времени введения последних классификации и технических требований ФАС СССР к автомобилям, участвующим в спортивных соревнованиях, это первая и единственная книжка, в, которой собран и грамотно изложен личный опыт высококвалифицированного спортсмена в этой области. Тем, кто вступает в большой спорт, она будет хорошим пособием. Кое-где изложение сбивается на излишне «популярную» терминологию (расходящуюся с отраслевыми и государст* Сингуринди Э. Г. Подготовка автомобиля к соревнованиям. М.. Издательство ДОСААФ, 1976; 80 стр., 36 000 экз., цена 16 коп. венными стандартами автомобилестроения), но этот небольшой минус не умаляет достоинств книги в целом. Здесь есть главное — основы подготовки техники в соответствии с требованиями к серийным (группа 1) и улучшенным (группа 2) автомобилям. Иногда эти требования изложены в тексте без строгой схемы (все по группе 1и затем все по группе 2), без традиционно принятой очередности описания по отдельным агрегатам и узлам автомобиля (сцепление, коробка передач, карданная передача. задний мост и т. д.). Лучше, конечно, если бы автор придерживался традиционно принятого порядка. Но на существе вопроса это не сказывается. За короткое время мне довелось побывать с этой книжкой на соревнованиях в Сибири, обсудить ее содержание со спортсменами Приморья и Урала, услышать отзывы о ней в Москве. И возьму на себя смелость выразить общее мнение спортсменов и судей автомобильных соревнований: книжка нужная и автору за нее спасибо! Хотелось бы только высказать несколько пожеланий: хорошо бы вместо фотографий, не очень удавшихся в печати, видеть чертежи или эскизы изменяемых деталей. Не помешали бы делу и конкретные цифры, характеризующие полезность вносимых в конструкцию автомобиля изменений и говорящие о снижении веса, об улучшении динами. ки и устойчивости, а также других его эксплуатационных параметров. Все это важно для подготовки к соревнованиям. Н. РАЗИНЧЕВ, судья республиканской категорииВСЕСОЮЗНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ принимает студентов для обучения без отрыва от производства на первый и старшие курсы по следующим специальностям автомеханического факультета:«Автомобили и автомобильное хозяйство»; «Автомобили и тракторы»; «Организация дорожного движения»; «Двигатели внутреннего сгорания»; «Строительные и дорожные машины и оборудование»; «Подъемно-транспортные машины и оборудование». Филиалы обучения студентов автомеханического факультета — в городах Подольске, Губкине, Коломне, Орске, Рязани, Ногинске; УКП — в городах Воскресенске, Клине, Кольчугине, Конакове, Краснодаре, Москве, Можайске, Таганроге, Щелкове, Ярославле. На московском УКП ив ногинском филиале имеется вечернее отделение. Прием заявлений на 1-й курс продолжается по 31 августа. Вступительные экзамены — потоками по 10 сентября. Зачисление в состав студентов — с 21 августа по 20 сентября. Прием заявлений на старшие курсы — по 1 сентября. Начало занятий — 1 октября. К заявлению прилагаются: документ о среднем образовании, характеристика для поступления в вуз, выписка из трудовой книжки, медицинская справка (форма N> 286), четыре фотокарточки размером 3x4 см без головного убора. s Вступительные экзамены сдаются по математике (письменно и устно), физике (устно), русскому языку и литературе (сочинение) по программам, опубликованным в справочнике для поступающих в вузы. Адрес института: 129278, Москва, И-278, ул. Павла Корчагина, 22. Проезд автобусом № 98, трамваем № 11 до остановки ул. Павла Корчагина, электропоездом до ст. Маленковская Ярославской ж. д.37