БРОНЕВАЯ ТРИБУНА ВОЖДЯНа одной из красивейших площадей Ленинграда — площади Революции стоит здание, подходя к которому всегда чувствуешь какое-то особое волнение. Вот и на этот раз. Я иду мимо кованой решетки, мимо беседки, возвышающейся над оградой, и невольно замедляю шаги. С этого балкона вождь мирового пролетариата В. И. Ленин выступал перед революционными питерцами после возвращения из эмиграции в апреле 1917 года. Именно здесь, в этом здании, 60 лет назад произошли события, которые красной строкой вписаны в историю нашей Родины, Коммунистической партии Советского Союза. С этими событиями непосредственно связано и начало боевой, революционной биографии автомобильных и бронетанковых войск. Музей Великой Октябрьской социалистической революции. Сквозь анфилады комнат бывшего когда-то дворца царской фаворитки Кшесинской прохожу в ту, что значится под номером «9». В центре ее, на постаменте, скульптура — В. И. Ленин выступает, стоя на башне броневика. Этот же сюжет — и у висящей напротив картины. Под нею — пожелтевший от времени номер «Правды» от 5 апреля 1917 года: «3-го апреля, днем, в Петрограде разнеслась весть о том, что вечером, с поездом Финляндской железной дороги должен приехать вождь революционной части Р. С. - Д. Р. П. т. Н. Ленин. Газет в этот день не было, заводы не работали, но тем не менее радостная для всего революционного российского пролетариата весть проникла во все районы...» Еще один номер «Правды», от 7 апреля. В нем — исторические апрельские тезисы, в которых В. И. Ленин наметил курс партии на перерастание буржуазнодемократической революции в социалистическую. Питерские рабочие, красногвардейцы, солдаты — участники Октябрьского вооруженного восстания у боевых машин. Фото из Музея Великой Октябрьской социалистической революции (г. Ленинград)За нашу Советскую Родину!7 • Июль • 1977Ежемесячный научно-популярный и спортивный журнал Всесоюзного ордена Ленина и ордена Красного Знамени добровольного общества содействия армии, авиации и флоту Издается с 1928 годаИ рядом с этими газетами — фотография двух молодых мужчин в военной форме. Почему она здесь, в этой комнате? Кто эти люди и как они связаны с событиями апреля 1917-го? Из воспоминаний К. Гусакова, солдата мастерских Петроградского броневого автодивизиона (архив Музея Великой Октябрьской социалистической революции): «Помещались мастерские в районе бывшей фабрики Гофмана по Малой Дворянской ул. № 19 на Петроградской стороне. Там же проживала 1-я команда... Во дворце Кшесинской, где помещался Центральный и Петроградский Комитет РСДРП (большевиков), находился красный уголок команды мастерских автобронедивизиона, и солдаты мастерских ходили в свой красный уголок почитать газеты... Там жев особняке находился, и общегородской солдатский партийный клуб «Правды», и солдаты дивизиона любили ходить туда послушать хороших докладчиков и партийных агитаторов. Вообще влияние большевиков в команде было очень сильным. Ячейку большевиков возглавлял Г. В. Елин, член Петросовета от команды мастерских бронедивизиона». Еще один документ: «В 1917 году в Петроградский гарнизон входил запасной автомобильный бронедивизион и приданные ему мастерские. Личный состав — в основном из рабочих Петрограда, Москвы, Коломны, других городов. Активными организаторами перехода солдат бронемастерских на сторону революционных большевиков были солдаты Г. В. Елин, П. Г. Ерофеев и М. С. Огоньян...» На фотографии в комнате № 9 — двое из упомянутых выше людей. Это М. С. Огоньян и Г. В. Елин. Им и их товарищам-автомобилистам из Петроградского бронедивизиона выпала большая честь. В памятный день 3 апреля 1917 года они встречали В. И. Ленина на Финляндском вокзале. Архивные документы музея, многочисленные воспоминания очевидцев достоверно и ярко рисуют нам это знаменательное событие. Но, прежде чем приступить к рассказу о нем, хотелось быкоротко остановиться на некоторых весьма любопытных фактах. Как известно, в годы первой мировой войны промышленность царской России не выпускала автомобилей. Машины покупали за границей или же собирали из приобретенных у иностранных фирм узлов, агрегатов. К началу войны Россия имела лишь около 50 000 автомобилей разных марок и типов (до 300), в том числе около 400 броневиков. Последние (до 10 типов) преимущественно закупались у таких фирм, как ФИАТ и «Остин». Эти бронемашины стали поступать в Россию в 1914 году. Выяснилось, однако, что у них довольно слабая броневая защита. Пришлось ее заменять. Эти работы в основном выполнялись на Ижорском, Путиловском и Обуховском заводах. Часть бронеавтомобилей, которые по тем или иным причинам не могли быть использованы на фронте, и вошли в состав запасного автомобильного бронедивизиона, дислоцированного в Петрограде. В дни Февральской революции солдаты мастерских автобронедивизиона заняли дворец Кшесинской под свой клуб. Затем часть этого здания они передали Петроградскому и Центральному Комитету РСДРП(б). Большевик Г. В. Елин был назначен комендантом дворца Кшесинской. Большевистский штаб охраняли солдаты бронемастерских. Они жеи положили начало формированию красных автобронеотрядов. Один из первых таких отрядов из пяти машин (командовал им Елин) оказал большую помощь петроградским рабочим во время Февральской революции... Радостная весть о возвращении из эмиграции вождя русского пролетариата и его авангарда — большевистской партии облетела Петроград. К встрече В. И. Ленина готовились тысячи рабочих, солдат и матросов. Утром 3 (16) апреля Г. В. Елина вызвал в особняк Кшесинской член Исполкома Петроградского комитета партии, председатель военной организации большевиков Н. И. Подвойский. — Давайте выведем к вокзалу боевые машины. Надо показать Владимиру Ильичу, какой боевой силой уже обладает