Под солнцем.ришел как-то астроном к своему другу — инспектору дорожного надзора ГАИ и увидел у него над рабочим столом график. — С каких это пор ты стал интересоваться солнечной активностью? — спросил астроном, указывая на разграфленный лист. — Что ты! — ответил инспектор. — Это всего-навсего динамика аварий за год на моем участке. Этот интересный факт приводится в статье' доктора медицинских наук Н. А. Агаджаняна «Ритмы солнца и биосфера», и в нем нет ничего придуманного. Да, мы уже имеем неопровержимые .доказательства того, что энергии, обладающие по абсолютной величине чрезвычайно малой силой, оказывают значительное влияние на организм человека, активность мозга, физиологическое состояние, а следовательно, когда он за рулем, — в определенной мере на безопасность движения. Мысль о том, что все мы в масштабе вселенной являемся пассажирами космического корабля Земля, конечно, не нова. Но если это так, то необходимо исследовать, к ак влияют условия, окружающие корабль, на жизнедеятельность его «экипажа». Существует много гипотез о солнечно-земных связях. Более полувека назад выдающийся советский ученый Александр Леонидович Чижевский заложил основы гелиобиологии — науки о связи солнечных явлений с биосферой Земли, с жизнью земных организмов. В дальнейшем он открыл и доказал влияние периодично-Псти солнечных процессов на характер протекания большинства биологических процессов на Земле. Установил, что нервная система человека реагирует на солнечные возмущения. Это положение в дальнейшем было подтверждено обширными исследованиями и статистическими данными. Доказано, что под влиянием хромосферных вспышек и связанных с ним изменений геомагнитного поля происходит нарушение функционального состояния центральной нервной системы, возникают спазмы кровеносных сосудов, изменяется ряд других важнейших показателей, обусловливающих жизнедеятельность человека. Несколько лет тому назад в Мюнхене на выставке, посвященной безопасности движения, более 50 тысяч людей добровольно участвовали в тесте по определению скорости реакции. Анализ результатов показал, что в дни и часы, когда наблюдались всплески космического излучения низкой частоты, время реакции возрастало. Да иу тех, кого поместили в искусственное поле, имитирующее низкочастотное космическое излучение, также зафиксировано замедление реакции. Количество приходящих на Землю низкочастотных волн возрастает через несколько часов после усиления активности Солнца. В ФРГ, например, исследовав 130 тысяч дорожных происшествий, увидели, что количество несчастных случаев увеличивается на 10% спустя определенное время после начала возрастания солнечной активности. Эти выводы подтверждаются и исследованиями венгерского ученого — доктора И. Эрмени: геомагнитные бури, вызываемые усилением солнечной актив-ности, увеличивают количество несчастных случаев на дорогах более чем на 10%. В Японии были проанализированы дорожно-транспортные происшествия, совершенные в 10 городах, расположенных в разных частях страны, в период с1 по 15 июля 1966 года. 7 июля наблюдалось усиление солнечной активности, и именно в это время резко возросло количество несчастных случаев. Приведенных наблюдений, на наш взгляд, вполне достаточно, чтобы убедиться: солнечная активность оказывает влияние на безопасность движения. Стало быть, в дни наибольшего ее возрастания водители, так же какв гололед и туман, должны быть осторожными и внимательными, особенно в выборе скорости. Солнечная активность в основном влияет на людей с хроническими заболеваниями, с неустойчивой нервной системой. А легкое недомогание снижает и без того ослабленную реакцию. В нашей стране, как ив ряде других, имеется специальная служба, з анятая прогнозированием солнечных и геомагнитных изменений, анализом их возможных влияний на человека, организацией профилактических мероприятий. Многие кардиологические учреждения своевременно получают предупреждения об изменении солнечной активности. Не стоит ли эту службу и проверенные ею методики внедрить и на автомобильном транспорте? Это зависит от совместных действий руководителей автотранспортных ведомств и лечебно-профилактических учреждений Министерства» здравоохранения СССР. Большую помощь здесь могут оказать общества автомотолюбителей. А. ОБЕЛЬНИЦКИН, кандидат технических наук М. ШУРЫГИН, начальник отдела ГАИ ГУВД МосгорисполкомаН А АОРОГАХ ВСЕГО СВЕТАБОЛГАРИЯ. Генеральный план строительства новых автострад предусматривает прокладку трех трасс, названных «Тракия», «Хемус» и «Черное море». Первая свяжет Софию с Бургасом, вторая — с Варной и третья позволит соединить оба приморских города. Протяженность нового дорожного кольца составит 1000 километров. ' ЧССР. На большом предприятии в Яблонце, которое широко известно своей красочной стеклянной бижутерией, начат массовый выпуск новой продукции, получившей название «Виафлекс». Это хороший дешевый материал для изготовления дорожных указателей. «Виафлекс» обладает примерно в четыре раза большей отражательной способностью по сравнению с материалами, которые обычно использовались для этой цели до последнего времени. Надписи, сделанные из «Виафлекса», хорошо различимы даже в пасмурную погоду на расстоянии в 250 м, а при свете фар — до 500 м. КАНАДА. Предприимчивые дельцы наладили выпуск эффективного компактного устройства, которое фиксирует излучаемые радарными скоростемерами радиоволны и сигнализирует о них водителю. Масштабы производства и продажи таких устройств, предназначенных для противодействия полиции, применяющей радары в целях борьбы с нарушителями скоростного режима, постоянно увеличиваются, что вызывает серьезную озабоченность у властей. Так, в провинции Онтарио их уже продано и установлено на автомобилях около 15 тысяч. На рассмотрение сессии парламента внесен проект закона, запрещающего установку в автомобилях подобных устройств. США. Для контроля за движением на автострадах создан беспилотный минисамолет. «Летающий глаз» с двумя телекамерами позволит быстрее выявлять дорожные происшествия, транспортные пробки, вызывать медицинскую помощь. Маршрут воздушного патруля программируется предварительно, но его можно изменить во время полета с наземной станции. Вес мини-самолета — менее 50 килограммов, скорость — до 200 км/час. США. Принят закон, по которому начиная с 1980 года на всех автомобилях должны быть спидометры со шкалой, рассчитанной не более чем на 85 миль/час (137 км/час). По мнению психологов, многие водители, постоянно видя перед собой спидометр с отметками 200 миль и более, подсознательно стремятся к тому, чтобы стрелка добралась до них, и превышают допустимую скорость. США. Не надеясь только на стоп-сигналы, специалисты предлагают поместить в центре задней части автомобиля оранжевый фонарь, который мигал бы тем ярче и чаще, чем резче замедляет ход водитель. Такая система предупреждающих сигналов испытана в течение года на 500 такси. Оказалось, что эти автомобили на 80% меньше обычного участвовали в столкновениях из-за несоблюдения дистанции.ПНР. Начато строительство автострады; первый ее участок между Краковом и Катовице намечено сдать в 1980 году. Автострада будет началом большой международной трассы, которая поведет из Львова через Жешув, тарнов, Краков, Катовице и Вроцлав до Берлина. ПНР. Совместно с Венгрией Польша внесла в ООН предложение соорудить трансъевропейскую автомагистраль направлением с севера на юг. Автострада должна начинаться в Гданьске, проходить через Варшаву и Краков на территорию Чехословакии. Оттуда одну ветвь ее предлагается проложить на юг через Венгрию, Румынию, Болгарию и Грецию в Турцию. Другая — намечается в направлении Югославии и Италии. Проект передан на рассмотрение комиссии экспертов. 26