В помощь организациям ДОСААФКачество. Забота о нем стала главным делом всех школ, спортивно-технических клубов и курсов, всех учебных ор ­ ганизаций ДОСААФ . О б этом говорили делегаты VIII съезда оборонного Общества, это нашло отражение в его решениях. В числе актуальных вопросов эффективности работы досаафовских организаций — улучшение подготовки водителей категории «В». Конкретно: .настойчивая работа по дальнейшему внедрению технических средств обучения, совершенствованию учебного процесса. Один из важных шагов в этом направлении — введение новой программы. Прежде всего в программе обращает на себя внимание увеличение до 180 часов общего лимита учебного времени. Если раньше на изучение Правил дорожного движения отводилось 60 часов, то теперь 80. На 4 часа увеличено время изучения «Основ безопасности движения». А главным в подготовке водителя было и есть обучение вождению. И хотя в новой программе оставлен на это прежний лимит времени, выполнение упражнений построено на качественно новой основе, предусматривающей более эффективное использование учебной техники в сочетании с лучшей методикой. Принципиальное новшество в том, что программа дает возможность в зависимости от конкретных местных условий использовать для обучения грузовые автомобили и тренажеры. Основным вариантом при этом считается такой, когда начальное обучение вождению (первые 4 часа) проводится на грузовом автомобиле, а остальные 28 часов — на легковом. Сейчас многие школы, некоторые СТК и даже курсы при крупных первичных организациях имеют классы тренажерной подготовки. Но занятия в них до сих пор велись от случая к случаю, времени для этого учебное расписание не отводило. Новой же программой предусмотрен и этот вариант. Учебным ор ­ ганизациям, имеющим такие классы, рекомендуется первые 8 часов обучение вести на тренажерах, а последующие 28 — на легковом автомобиле. Общее число часов на вождение возрастает, таким образом, д о 36, но происходит это не за счет «живого» автомобиля. Наконец, существует теперь и третий вариант. Он предназначен для тех курсов на предприятиях, в учреждениях, колхозах, где нецелесообразно (и экономически в том числе!) иметь грузовой автомобиль, и в то же время есть острая потребность в подготовке водителей категории «В». В этих условиях все обучение — 32 часа — ведется только на легковом' автомобиле. Как уже было сказано, учебная организация сама вправе решать, какой вариант ей выбрать исходя из наличия учебной базы. Но в любом случае начальное обучение и отработку темы «Вождение автомобиля по ограниченным проездам» нужно вести на специально оборудованной площадке — это еще одно требование новой программы. Минимальные размеры площадки — 50X70 метров. Она, как правило, должна быть заасфальтирована или иметь уплотненную поверхность, чтобы автомо-ГОДЫ, ШАКХЫ1969 г. В канун 100-летия со дня рождения В. И. Ленина грузовик ГАЗ—66 первым среди автомобилей отмечен государственным Знаком качества. 1969 г. В союзных республиках стали создаваться самостоятельные министерства по строительству и эксплуатации автомобильных дорог. 1969 г. Луцкий автозавод освоил и начал производство легкового автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ—969 (на базе агрегатов «Запорожца») для сельской местности. 1969 г. Создана и начала работу Межведомственная комиссия по Правилам дорожного движения. Ей поручено готовить предложения по дальнейшему совершенствованию Правил в духе международных соглашений в области дорожного движения, к которым присоединился Советский Союз. 1969 г. Начато строительство филиала АЗЛК в городе Кинешме. Новый завод рассчитан прежде всего на выпуск запасных частей к автомобилям марки «Москвич». 1969 г. Ленинградский завод спортивного судостроения ДОСААФ (ныне входящий в объединение «Патриот») начал выпуск новой модели карта АК—2. 1970 г., ЯНВАРЬ. Подведены итоги двухлетних заочных соревнований автомототуристов под девизом «Идеи Ленина торжествуют!». Многие тысячи моторизованных путешественников совершили увлекательные поездки по стране, отмечавшей 100-летие со дня рождения вождя революции. Победители соревнований получили призы журнала «За рулем». 1970 г., ФЕВРАЛЬ. В Москве, на Центральном стадионе «Динамо» проведен первый Всесоюзный зимний турнир по мотоболу на призы журнала «За рулем». Победила команда «Комета» из Элисты. 1970 г., 9 МАЯ. Советский народ, все прогрессивное человечество мира торжественно отпраздновали 25 лет победы Советского Союза над фашистской Германией. За годы войны автомобилисты перевезли более 100 миллионов тонн грузов. Пятнадцати автомобильным частям и соединениям были присвоены почетные наименования, многие тысячи воинов-водителей награждены орденами и медалями Советского Союза.Школа выбирает вариантбили не образовывали на ней колеи. Ф и ­ гуры и сооружения, которые должны быть на площадке, показаны на вкладке. Фигуры и сооружения могут быть стационарными или легкосъемными. В последнем случае их следует заранее разместить на площадке, чтобы при необходимости можно было быстро установить переносные, ограничители. Переносное оборудование — стойки высотой 1,2 метра с флажками. На стойках, обозначающих бокс, габаритный дворик, тротуарную линию, натягивают шнур. Оптимальные размеры фигур и сооружений (обозначены порядковыми номерами, теми же , что на вкладке), единые для автомобилей «Москвич» и «Жигули», таковы: 1. Длина — 12 м; ширина — 8 м. 2. Ширина — 6 м. 3. Ширина ворот — 2 м; расстояние между воротами — 2.4 м. 4. Длина — 3,5 м; ширина — 0,3 м. 5. Длина — 6 м; ширина — 2,6 м. 6. Радиус наружной окружности — 6,5 м; радиус внутренней окружности — 4,2 м; ширина ворот — 5,4 м. 7. Высота — 0,3 м; длина горизонтальной части — 3.5 м; длина наклонной части — 0,75 м; ширина одной колеи — 0,5 м; расстояние между колеями — 1,9 м. 8. Длина — 8 м; ширина — 5 м. 9. Длина — 1,6 м; ширина — 0,15 м. 10. Длина — 4 м; ширина — 1,6 м; расстояние между макетами — 6 м. 11. Высота — 1.2 м. 12. Длина — 12 м; ширина — 8 м. 13. Длина — 12 м; ширина — 12 м. К. ШЕСТОПАЛОВ, начальник отдела ЦК ДОСААФ СССР^20Л1. Площадка начального обучения для отработки на грузовом и легковом автомобилях задач первого упражнения по вождению. 2. Кольцевой маршрут — проезжая часть с уширением (13) для разворота с линиями «Стоп» (9) и ориентирами (11) для остановки автомобиля на заданном месте. На нем отрабатываются задачи первого — пятого упражнений. 3. Габаритный тоннель из пяти ворот для проезда передним и задним ходом. 4. Колейная доска — ее следует проезжать как левыми, так и правыми колесами. 5. Боне для постановки автомобиля на стоянку передним и задним ходом. 6. Габаритная восьмерка — выполняется передним ходом. 7. Эстакада прямоточная — на нее въезжают передним, а съезжают передним или задним ходом. о. Разметка для стоянки автомобилей. 9. Линия «Стоп». 10. Макеты автомобилей по габариту и тротуарная линия. 11. Ориентир. 12. Габаритный дворик для въезда, разворота в нем и выезда передним ходом. 13. Уширенная часть кольцевого маршрута предназначена для отработки разворота без применения заднего хода. Рисунок Л. Леонова