Генерал-полковник А. ОДИНЦОВ, первый заместитель председателя ЦК ДОСААФ СССР Водитель автомобиля.,. Вокруг этрй профессии, ставшей одной из массовых в стране, профессии рабочей, почетной, Необходимой, закономерно нет-нет да возникают дискуссии. Они ведутся и на страницах печати и при различных деловых встречах. Сколько нужно стране шоферов? Каким должен быть человек за рулем? Какими обладать качествами — уровнем технических знаний, психофизиологическими, физическими данными? Сколько времени и как его обучать? Вопросы, вопросы... Они не перестают волновать общественность. Проявляют заинтересованность в первую очередь люди и организации, коим вменено в обязанность готовить водительские профессии. Заботит все это и автотранспортные предприятия, куда поступают новички, работников госавтоинспекции, стерегущих порядок на дорогах. Да и самих начинающих водителей. Все так. Нужны план/ грузы, безопасное вождение, уверенность в людях. Уверенность в том, что он, человек за рулем, не подкачает, не подведет. Ему многое доверяется: дорогостоящая техника, народное достояние — груз, жизни людей. В дальних международных перевозках он — полпред страны, представитель Советского государства за рубеж ом . От него нередко зависит ритм работы предприятий, коллективов в нашем многоотраслевом хозяйстве. Словом, важными полномочиями наделен товарищ шофер! И что ни год, потребность в людях за рулем будет расти, требования к ним повышаться. Таково веление времени, диктуемое прежде всего постоянным ростом народного хозяйства, а вместе с этим — потребностями транспорта и возможностями автомобилестроения. Прибегнем к цифрам: в 1950 году с заводских конвейеров сошло 362,9 тысячи автомобилей, в 1960 году — 523,6 тысячи, в 1970 году — 916,1 тысячи, а в минувшем цифра подскочила к2 миллионам 25 тысячам! 716 тысяч из них грузовые и1 239 тысяч — легковые. Последующие годы десятой пятилетки добавят к этим цифрам новые: рост, как известно, намечен в сторону увеличения выпуска большегрузных автомобилей. Тут уж хозяин руля должен быть особо высокой квалификации! Как же обстоят дела с обучением, воспитанием водителей, их профессиональной надежностью? Для нас, работников Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, вопрос этот касается важнейшей стороны нашей деятельности. Д ОСААФ СССР входит вко ­ ренную тройку организаций, обязанных правительством готовить шоферов для народного хозяйства страны. «Тройка» — это сети учебных организаций министерств автотранспорта республик, Комитета Совета Министров СССР по профтехобразованию и оборонного Общества. При этом доля ДОСААФ4весьма и весьма ощутима: почти каждый третий шофер, управляющий грузовиком, автобусом, таксомотором, — выпускник наших автошкол, клубов, курсов. Либо это воспитанник хозрасчетных организаций, либо вернувшийся из армии юноша, окончивший ранее нашу автошколу. Только в минувшем году для народного хозяйства страны учебные организации Общества подготовили 162 тысячи водителей 3-го класса, что составляет 114% к 1975 году, свыше 412 тысяч шоферов повысили классность. Причем более 100 тысяч водителей 3-го класса обучено для колхозов и совхозов. Многие из них уже влились в отряды ударников полей, включились весной в посевные работы, а сейчас — в уборочную страду. Отвечая на призыв Коммунистической партии — создать технический всеобуч на селе, организации оборонного Общества будут и далее наращивать темпы подготовки механизаторских кадров, в том числе шоферов, особенно для Нечерноземной зоны Российской Федерации. Это задача большой государственной важности, успешно ее решать — долг наших учебных организаций. Если обучение водителей 3-го класса и повышение их квалификации ведут, как уже сказано, несколько ведомств и организаций, то подготовка водителей личных автомобилей и мотоциклов (категорий «В» и «А») почти целиком ложится на плечи ДОСААФ . Оно признано головной, ведущей организацией в этом деле. В прошлом году на курсах, в спорттехклубах, автошколах Общества получили водительские удостоверения 480,6 тысячи автомобилистов и 478,7 тысячи мотоциклистов. Это немалые цифры. Однако преждевременно было бы ими довольствоваться. Наша учебная сеть далеко еще не удовлетворяет запросы советских людей, имеющих личный транспорт. Приток их в учебные организации Общества растет и будет расти по мере увеличения продажи машин населению. Есть и еще одно важное обстоятельство, которое прямым образом диктует повышение темпов, расширение курсовой сети. Новым «Положением о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами», введенным в стране с1 июня прошлого года, резко ограничена самостоятельная подготовка к экзаменам. Чтобы получить удостоверение на право управления транспортным средством любой категории (кроме мопеда), нужно, как правило, пройти обучение на курсах. Таким образом, тот, кто ранее рассчитывал на так называемый экстернат, начал стучаться в двери наших учебных организаций. А это тысячи и тысячи граждан. (Для примера: только в 1975 году готовилось к экзаменам самостоятельно 625 тысяч человек.) Введение в жизнь названного Положения потребовало определенной организационной, методической перестройки, дальнейшего укрепления материальнотехнической базы, более конкретногоподхода к обучению каждой категории водителей. И конечно, повышения качества всего учебного процесса. Комитеты оборонного Общества предпринимают много усилий к тому, чтобы подготовка водительских кадров для народного хозяйства, водителей личного транспорта отвечала требованиям жизни, стояла на уровне современных задач. Уже в этом году, выполняя решения VIII Всесоюзного съезда ДОСААФ , мы расширили учебную сеть — открыли сотни курсов на крупных промышленных предприятиях, в колхозах, совхозах, создали новые спортивно-технические клубы в городах и районных центрах, увеличили автомобильным школам плановые задания, определяющие подготовку водителей всех категорий. Многие учебные организации повысили мобильность путем настойчивого внедрения технических средств обучения. На предприятиях Общества начато серийное производство автотренажеров. Уже в этом году будет изготовлено 70 комп ­ лектов тренажерных классов (четыре кабины) и 400 комплектов классов для программированного обучения. Вводятся в строй новые, продуктивнее используются ранее построенные автодромы, площадки для выработки грамотных, уверенных навыков вождения. Повышению качества обучения водителей категории «В» служит недавно введенная новая программа (подробно о ней рассказано на стр. 20 этого номера журнала — Ре д.). По заказу ЦК ДОСААФ Управление ки ­ нопроката размножает по 1000 копий картин существующего кинокурса «Автомобиль», пользующегося популярностью в наших учебных организациях. В целом мы располагаем достаточно квалифицированными кадрами преподавателей, инструкторов, мастеров'практического вождения и производственного обучения, многие из которых трудятся с большой отдачей, от души передают свои знания, опыт тем, кому предстоит сесть за руль автомобиля и мотоцикла. И все же успехи, какими бы ни были они зримыми, удовлетворить нас не могут. Скажем больше: подготавливаемые нашими учебными организациями водительские кадры еще не обеспечивают потребность народного хозяйства. Оставляет желать лучшего и уровень их подготовки. Но особо остро стоит вопрос о расширении масштаба и повышении качества обучения водителей категорий «А» и «В» — владельцев личных мотоциклов и автомобилей. Некоторые комитеты ДОСААФ , как показывают проверки, просто-напросто недооценивают эту часть своей деятельности. Отсюда рождаются многие другие недостатки. Распространенный из них — плохое знание потребностей населения. Следствие этого — неудовлетворительное планирование. Даже передовые оборонные организации Украины, Белоруссии в недалеком прошлом планировали подготовку водителей категории «В» менее чем на половину фактической потребности. Аналогичное положение было выявлено недавно в Латвийской ССР, в ряде районов Красноярского, Ставропольского краев, М ор - доВСкОИ, 1уВйНск6и ALLH, Астраханской, Волгоградской областей, в Свердловске, Горьком и других промышленных городах. Отдельные комитеты Общества, стремясь выдвинуться, выглядеть в лучшем свете, заведомо составляют урезанные планы. Затем, конечно, с легкостью перевыполняют их, шлют отчеты об успехах, устраивают парадную шумиху. Разумеется, составление планов подготовки водителей для народного хозяйства, водителей личного транспорта — дело не простое, как, впрочем, и планирование вообще. Оно требует анализа, научной обоснованности, изучения потребности в кадрах, оценки имеющихся сил и возможностей. Что же касается подготовки водителей категории «С», нашим комитетам на местах надлежит добиваться, чтобы она планировалась для ДОСААФ Советами Министров республик, исполкомами краев и областей. Нужно, чтобы наши планы согласовывались с республиканскими министерствами автомобильного транспорта, комитетами профтехобразования. При этом надо стремиться к обоюдному преодолению узковедомственных интересов, местнических тенденций, которые, к сожалению, еще нередко проявляются и наносят ущерб общему делу. Чтобы подготовка водителей для на-ВИДродного хозяйства и личного транспорта отвечала задачам дня, отличалась высоким качеством, эффективностью, организациям оборонного Общества предстоит большая работа по дальнейшему укреплению материальной базы, повышению, как говорят, коэффициента полезного действия того, что уже накоплено многими годами и усилиями наших коллективов. Только за прошлую пятилетку мы ввели в строй свыше тысячи учебных и спортивных объектов на 246 миллионов рублей. Сумма небывалая! Стали ежегодно больше получать и покупать учебной техники, постоянно совершенствуем оборудование школ, спорттехклубов, курсов. Как же используется это сложное и дорогостоящее хозяйство? Заставляет бить тревогу низкая эффективность использования легковых и грузовых автомобилей. Утвержденные нормы — на каждый легковой автомобиль 74, на грузовой — 20 подготовленных в год водителей — не выдерживаются сплошь и рядом. Например, в учебных организациях Мордовии, Чувашии, Северной Осетии, Кировской, Костромской, Орловской, Псковской областей на каждый легковой автомобиль в прошлом году приходилось всего лишь 30—40 выпускников. Иначе говоря, машины для учебных целей использовались в половинную мощность. Грузовики в ряде мест — и того менее. Примеров тут предостаточно. Так, во второй рижской автошколе из 36 легковых автомобилей половина многие месяцы простаивала из-за нехватки мастеров вождения (это в Риге-то!). Между тем рядом, в тукумском спортивно-техническом клубе сумели добиться двухсменного использования автомобилей, для чего нашлись и мастера вождения и моторесурс. В первом случае проявлено непонимание задач, во втором — государственный подход к делу. Проверками установлено, что учебная техника нередко используется не по назначению — на перевозках грузов сторонним организациям. Учебные легковые автомобили подчас превращаются в личный транспорт отдельных должностных лиц. Этим грешили некоторые комитеты ДОСААФ Казахстана, Туркмении, Краснодарского, Ставропольского краев, Брянской, Воронежской, Ярославской областей. Подобные факты должны решительно пресекаться. ЦК ДОСААФ СССР категорически запретил использование учебной техники не по прямому назначению. Вместе с тем необходимо продумать меры, исключающие простой автомобилей, организовать обучение практическому вождению в две смены, а для водителей категории «В» — в выходные дни; Следует указать и на то, что в ряде учебных организаций ДОСААФ Таджикской, Киргизской ССР, некоторых областей и краев Российской Федерации неэффективно используются учебные классы, помещения и оборудование для лабораторно-практичеоких работ, автодромы и площадки для обучения вождению при подготовке водителей категорий «А» и «В». Не все комитеты Общества проявляют надлежащую заботу об укреплении материально-технической базы такой широко распространенной категории наших учебных организаций, как спортивнотехнические клубы. В сущности, в сельских районах они являются основой подготовки технических специалистов, но существуют кое-где на положении пасынков. Не так давно группа работников ЦК ДОСААФ СССР проверила деятельность ряда учебных организаций в Узбекистане. Здесь многое сделано в строительстве, обновлении техники, оснащении классов, особенно в Ферганской области. Но и контрасты разительны. Если многие автомобильные школы живут, как говорится, на широкую ногу, в некоторых СТК нет даже самого необходимого для высококачественного обучения водителей автомобилей и мотоциклов. Такое положение не только в Узбекистане. Учебно-материальная база спорттехклубов, курсов в ряде других организаций еще не отвечает предъявляемым сегодня требованиям. Опыт показывает, что качество учебной работы, ее эффективность, результативность лучше там, где проявляется подлинная забота о подборе, воспитании, повышении методического мастерства преподавательских кадров, где умело организовано социалистическое соревнование, где лучший опыт становится достоянием всех, где контроль, взаимная требовательность — непреложный принцип комитетов и руководителей учебных организаций. Большое внимание работе с преподавательскими кадрамиVIII съезд ДОСААФважный рубеж в жизни оборонного Обществауделяют комитеты ДОСААФ Украины, Белоруссии, Грузии, Куйбышевской, Ростовской, Тульской областей. Методические сборы, семинары, разбор занятий, ознакомление с новой техникой — эти и многие другие формы учебы преподавателей, мастеров, инструкторов способствуют их творческому росту и служат делу повышения качества подготовки технических специалистов. К сожалению, так действуют не везде. Слабая материально-техническая база и низкий уровень преподавания — две взаимосвязанные причины, мешающие многим спортивно-техническим клубам и курсам поднять качество обучения водительского состава. Центральный комитет ДОСААФ СССР за последнее время принял ряд мер, направленных на улучшение дела обучения водителей для народного хозяйства и владельцев личного транспорта. Утверждены новые программы для водителей категорий «А» и «В», комитетам оказывается практическая помощь в налаживании планирования, эффективного использования учебно-материальной базы, методической работы с преподавателями. Усилен контроль за выполнением плановых заданий и обязательств. Принимаются меры к лучшему снабжению новой учебной автомобильной и мотоциклетной техникой. В районах, где нет автомобильных школ и слаба еще сеть спортивно-технических клубов, важным резервом расширения подготовки водителей являются передвижные, перевозимые автомобильные и мотоциклетные учебные классы, применение которых впервые начали досаафовцы Таллина и Алма-Аты (см. «За рулем», 1977, № 3, стр. 21 и вкладка — Ре д.). Их инициатива уже нашла отклик в организациях Общества в Латвии, Брянской области и других местах. Необходимо всюду изготовлять такие классы собственными силами и шире внедрять, особенно в сельской местности, где не представляется возможным создать постоянно действующие курсы и спорттехклубы. Наша Родина идет к успешному завершению второго года десятой пятилетки. Труд советских людей озарен светом Великого Октября, 60-летие которого скоро отметит все прогрессивное человечество. Встретить славный юбилей социалистической революции нарастающими темпами и высоким качеством обучения кадров массовых технических профессий, показать образцы выполнения планов и социалистических обязательств — почетный долг каждого комитета, каждой учебной организации нашего патриотического Общества.