Последние десять—пятнадцать лет советского автоспорта по насыщенности событиями, их важности, безусловно, превзошли все предыдущие годы его развития. Сложную эволюцию пережили ралли, картинг, кольцевые гонки, кросс и многоборье. Теперь каждый из этих видов соревнований приобрел более или менее законченную форму. Большая часть трасс и картодромов, на которых ныне соревнуются наши автомобилисты, тоже построена и введена в действие за эти, последние десять—пятнадцать лет. Советские гонщики стали хорошо известны и на международной арене: регулярные старты в розыгрышах кубков дружбы социалистических стран, участие раллистов в этапах чемпионатов Европы и мира, а также в соревнованияхмарафонах — приметы сегодняшнего отечественного спорта. По количеству и разнообразию автомобильных стартов и представленных в них классов машин наш календарь один из самых объемных. Это закономерный итог постоянного внимания, которое уделяется в Советском Союзе развитию физической культуры и спорта среди населения, результат огромных успехов автомобильной промышленности. Рост выпуска автомобилей, организация малосерийного производства специальной техники — картов, гоночных машин помогли клубам и секциям значительно укрепить материально-техническую базу, сделали соревнования более доступными не только водителям-профессионалам, но и любителям. Постоянная работа оборонного Общества по развитию в стране автоспорта принесла весомые плоды. Все эти достижения отражаются в основных, регламентирующих спортивную работу документах — Единой Всесоюзной спортивной классификации, техниче32ских требованиях и классификации автомобилей. Так, чтобы стимулировать рост мастерства наших гонщиков, необходимо время от времени делать более жесткими нормативы, дающие право на присвоение спортивных разрядов и званий. Новая ЕВСК уже введена и будет действовать в ближайшие четыре года. Появление же новых моделей машин, развитие автоспорта за рубежом обязывают нас вносить коррективы в классификацию и технические требования к автомобилям, с тем, чтобы унифицировать эти документы со спортивным кодексом Международной автомобильной федерации (ФИА), учитывая, конечно, при этом специфику отечественного спорта. Новая классификация для чемпионатов страны действует с1 марта нынешнего года («За рулем», 1977, № 4), а технические требования вступят в силу с будущего года. Я не случайно начал разговор око ­ ренных изменениях, которые произошли в последнее время в нашем автомобильном спорте, и документах, определяющих его техническое направление и стимулирующих рост мастерства участников соревнований. Здесь все взаимосвязано, одно вытекает из другого. Но эти документы сами по себе не решают многих проблем, стоящих сейчас перед нашим автомобильным спортом. Нет нужды доказывать, что участие в соревнованиях развивает физические и волевые качества спортсменов, способствует росту профессионального мастерства и, в конечном счете, производительности труда водителей, помогает широкому кругу владельцев машин удовлетворить законное сегодня стремление к освоению техники, что тоже идет на пользу обществу. Значит, главная задача состоит в том, чтобы привлечь к регулярным занятиям спортом как можноКиевский комплекс «Чайка» еще достраивается, но уже сейчас на нем планируется большая часть скоростных соревнований — кольцевых автомобильных и мотоциклетных гонок. В нынешнем году здесь состоятся несколько чемпионатов Советского Союза. На публикуемом снимке запечатлен момент заезда гоночных автомобилей на трассе «Чайка». Фото В. Горлова больше людей, так или иначе связанных с автомобилем, создать условия, которые помогали бы каждому от простейших стартов идти к более сложным. В связи с этим все чаще возникает вопрос: соответствует ли уровню развития нашего автомобильного спорта, его географии, техническим возможностям клубов и секций та схема, которой подчинена основная часть соревнований? Стимулирует ли участие в соревнованиях существующая сейчас структура чемпионатов? Вот несколько, на первый взгляд может быть частных примеров. В 1975 году К. Гирдаускас выиграл золотые медали чемпиона СССР по ралли на автомобилях 1-й и 2-й групп. По две награды за сезон получали картингисты Р. Акопов и М. Рябчиков. В прошлом году А. Теренецкий удостоился «золота» и «бронзы» в кольцевых гонках, выступая на «формуле» и автомобиле 2-й группы. Я не собираюсь подвергать сомнению закономерность этих результатов: гонщики, показавшие их, действительно мастера самого высокого класса. Вопрос в другом: правильно ли, что одни и те же люди получают возможность выступать в разных классах и группах машин, сужая тем самым круг участников? Не могу представить себе спортсмена, который не мечтал бы стать чемпионом. Высокий результат — это стимул для