Кто виноват?В поле не разъехалисьКажется, чего проще — разминуться на перекрестке полевых дорог. Без покрытия, они все равны одна перед другой. Да и движение тут небольшое. Уступи приближающемуся справа — и спокойно кати дальше. Однако именно местные дороги статистика происшествий . относит к числу самых неблагополучных и опасных. Причин тому много. Поговорим об одной из них. Равнозначные по правилам движения, дороги эти весьма разнолики. Здесь и накатанный оживленный большак от села к селу, и полузабытый «зимник», зарастающий летом сорняками. Проселок к ферме или водоему и слабо наезженная дорога напрямик к полевому стану. Они примыкают одна к другой, образуют пересечения порой самых замысловатых конфигураций. Местные жители, которые в основном и пользуются этими дорогами, привыкают считать один проселок «главным», а другой—так себе, второстепенным: сегодня он есть, а завтра может и не быть. Если же дорогу обработали грейдером, о ней говорят не иначе как «тракт», главная магистраль в округе. Так возникает здесь неписаный «приоритет». Добавим: и опасный, потому что он известен лишь части водителей. А другие (в основном — приезжие), действуя в точном соответствии с требованиями Правил, попадают порой в неприятные положения. Вот один из таких случаев. Написал о нем И. Сухорукое из Прокопьевска Кемеровской области. Возле речки Талдинки вдоль картофельного поля шла проселочная грунтовая дорога в направлении «тракта» в село Терентьевское. Невдалеке от него полевой проселок разветвлялся надвое. Одна вегвь шла напрямик к тракту, другая, проложенная местными меха-' низаторами, сворачивала вправо и выходила на него километра на два пра-вее, у перекрестка с проселком из Тихоновки. В один из июльских дней по дороге вдоль картофельного поля И. Сухору ков ехал на своем «Запорожце». Впереди двигался тяжелый МАЗ—200. На развилке грузовик двинулся по левому ответвлению, а Сухоруков поехал правее по проселку через картофельное поле. Добравшись до «тракта» и убедившись в отсутствии помехи справа, он включил сигнал поворота и начал выезжать на перекресток. «В этот момент, — пишет И. Сухоруков, — меня настигает МАЗ и передним правым колесом бьет моего «Запорожца». Удар пришелся по левому боку: начиная от воздухозаборника заднего левого крыла и до середины левого переднего крыла остались рваные борозды. Горловиной бензобака МАЗ зацепил за левый верхний угол кабины «Запорожца»... После удара МАЗ принял левее и, проехав еще метров семьдесят, остановился. По счастливой случайности люди отделались легкими ушибами, а вот «Запорожец» пострадал на 2388 рублей. Казалось бы, заурядное происшествие с очевидным виновником — водителем грузовика, не уступившим дорогу автомобилю справа. Однако следствие поначалу вообще отказывалось возбуждать уголовное дело против водителя МАЗа, а будучи вынужденным в конце концов сделать это, прекратило его за отсутствием состава преступления. Между тем, судя по письму читателя, основанием для такого вывода явился местный приоритет «тракта» перед полевым проселком. От Сухорукова, к ак он пишет, даже потребовали справку о том, что дорога, по которой ехал «Запорожец», действительно является дорогой. Давайте внесем в этот вопрос ясность и прежде всего договоримся о понятиях. Под дорогой надо понимать полосу суши на местности, приспособленную и используемую для движения транспортных средств. Ведь Правила дорожного движения придают термину «дорога» следующее значение: любая (подчеркнуто мною — В. Я.), используемая для движения дорога, улица, переулок и т. п. по всей ширине (пункт 9). Что отсюда следует? Если соответствующие органы сочли нужным какую-либо дорогу не использовать, то это решение должно быть проведено в жизнь при помощи предусмотренных Правилами дорожных знаков. Но если дорога есть и пользоваться ею не запрещено, то никаких справок водителю, конечно, искать не надо. Возвращаясь к ситуации, предшествовавшей аварии, подчеркнем: пока «Запорожец» и МАЗ двигались по проселку, никто не сомневался, что они находятся на дороге. Почему же стоило грузовику выехать на грейдер, к ак возникли сомнения в том,что «Запорожец» двигался по дороге? Любые дороги, пересекаясь, сливаясь, разветвляясь в одном уровне, образуют перекрестки. Порядок же их проезда Правилами регламентируется четко и однозначно. «Главной» считается дорога с любым покрытием по отношению к дороге без покрытия (грунтовой) либо дорога, обозначенная дорожными знаками 1.5 или 4.1, по отношению к дороге, обозначенной знаками 1.6 или 2.15. И все. Никаких других признаков у главной дороги нет. И сколько бы мы ни называли одну «временной», а другую «постоянной», «имеющей продолжение в обе стороны» или «ведущей в тупик», «магистральной» или «основной», при отсутствии перечисленных в Правилах черт дорога не может рассматриваться как главная. Если обе дороги не имеют покрытия (грунтовые), к акв случае, описанном И. Сухоруковым, и нет знаков, определяющих одну из них как главную, то при проезде перекрестков тут следует руководствоваться только правилом «правой руки». Следовательно, в описанной И. Сухоруковым ситуации водитель МАЗа обязан был уступить. И. Сухоруков, не имея помех справа, естественно, рассчитывал на то, что водитель машины, подъезжающей слева, выполнит требования пункта 111 Правил и уступит ему дорогу. Все верно. Рассчитывать на дисциплинированность и благоразумие других участников движения нужно, иначе ездить по дорогам вообще невозможно. Но рассчитывать, разумеется, до какого-то предела в развитии ситуации, момента, когда вполне можно предвидеть препятствие. Если видно, что приблизившийся слева автомобиль уже не сможет остановиться перед перекрестком и пропустить имеющего преимущественное право проезда, тогда в соответствии с требованиями пункта 73 Правил должен принять меры к снижению скорости или остановке другой водитель. Относится ли это к ситуации, описанной И. Сухоруковым, нам трудно судить заочно, только по его письму. А остановились мы все-таки на случае с ним вот почему. Сейчас в стране полным ходом идет уборка урожая. На полях работает много водителей, в том числе и приезжих. В страду сплошь и рядом появляются новые полевые дороги и перекрестки. В этой связи полезно еще раз напомнить всем, что на любых проселках при отсутствии знаков надо всегда пропускать того, кто справа. Независимо от конфигурации перекрестков, сравнительного значения и «накатанности» местных дорог. В. ЯНИН, заведующий сектором ВНИИ судебных экспертизПисьмо в реданцию— •осмотрел ее вместе со мной. Потом посоветовал, какие работы надо сделать дополнительно к тем, что я хотел, и пригласил в вагончик, находящийся у въезда на СТО, в котором размещался магазин с запчастями. После их приобретения мне предложили выбрать: либо обслужить машину самостоятельно, либо предоставить это специалистам. Я предпочел последнее и загнал машину в мастерскую станции, где слесарь. А. Дорохин отлично выполнил все нужные работы. Вообще же во время посещения СТО я не сталкивался ни с отказами, ни с недомолвками. Не видел очередей, суеты, спешки, не слышал брани. На станции каждая, даже самая мелкая неполадка автомобиля не остается без внимания, и для ее устранения принимаются все возможные меры. Вот такая гостеприимная обстановка царит на светлоградской СТО. И сейчас я прикидываю: хоть и далековато, но не махнуть ли мне на своих «Жигулях» еще раз в Светлоград для очередного обслуживания? Н. МАЯЦКОВ Волгоградская областьДОБРОЕ СЛОВО О СТОНареканий в адрес станций обслуживания автомобилей многое множество. Но существуют ведь и такие, опыт работы которых заслуживает внимания. Так, пришлось мне посетить светлоградскую СТО в Ставропольском крае: надо было устранить течь масла из коробки передач и провести обслуживание моего ВАЗ—2101 по третьему талону сервисной книжки. Мастер В. Рожновский вышел к машине и внимательно 28