24
25
лЗЕЛЕНАЯ ВОЛНАСтраницы 24—29Дальняя дорога требует четкого плана и графика движения О чем говорит статистика ДТП на туристских трассах Автотуризм — не соревнования на скоростьЛето в разгаре,. На главных дорогах страны тысячи автотуристов. Южане катят на север, навстречу им, к жаркому солнцу иморю — те, кто живет в более прохладных широтах. Автомобиль сделал легко осуществимой нашу «охоту к перемене мест», и отпуск, проведенный на колесах, это очень интересное и приятное дело. Если, конечно, водитель хорошо к этому подготовлен, если отчетливо представляет себе условия безопасности при езде по магистральным дорогам. Вот о них мы и хотим напомнить всем отправляющимся в дальний путь, В водительской науке автомобильные путешествия на сотни и тысячи километров совершенно особая статья. Это совсем не то, что короткие городские поездки, где водителю ни штурманскими, ни другими расчетами заниматься почти не приходится. В дальней же дороге правильный выбор режима движения, графика езды, мест отдыха и так далее — самое главное для безопасности. Если кто-то еще думает, что за городом водить автомобиль проще, пусть забудет об этой мысли. На дорогах общегосударственного значения плотность тран, спортного потока порой не меньше городского, а в роли «регулировщика» большей частью выступает сам водитель. К сожалению, пока он здесь нередко оказывается не на высоте. Статистика аварийности в городах свидетельствует, что в большинстве из них наметилась устойчивая тенденция к снижению происшествий. В Москве, например, несмотря на непрерывный рост интенсивности движения, абсолютное количество ДТП, число погибших и раненых сокращается вот уже в течение шести лет. На большей же части дорог общегосударственного значения такого сдвига нет. Более того, аварии, случающиеся на них, по своим последствиям значительно тяжелее. Для того чтобы наш разговор об условиях безопасности движения был более предметным, давайте рассмотрим положение дел на одном из популярных у туристов маршрутов — автомагистрали Ленинград—Киев—Одесса. Оно характерно и для многих других дорог. В прошлом году на трассе Ленинград—Киев—Одесса было зарегистрировано 1006 дорожных происшествий, в которых погибло 237 и ранен .981 человек. Из этих 1218 пострадавших основную до-Фото В. КнязеваВ ОТПУСК24 Если почувствовали лость — остановитесьустаф Монотонная езда усыпляет. Время от времени меняйте ритм движения Готовьтесь к ночлегу засветлолю (до 80%) составляют водители и пассажиры автомобилей. Что же это за происшествия? Главным образом столкновения (37,8%) и опрокидывания (18,3%) автомобилей. По какой причине? В основном из-за превышения скорости в опасных условиях. На участке Ленинград—Псков, например, из-за этого совершается каждая третья авария, а Умань—Одесса — каждая вторая. Поэтому прежде всего поговорим о выборе режима движения. Начнем с того, что ненужную гонку создает порой неправильно составленный график езды или отсутствие его вовсе. Почему-то автотуристы очень часто путь до места назначения стараются преодолеть в наикратчайший срок, хвастаясь потом одержанными «победами». Над кем? Над собственным здоровьем и благополучием? Какой смысл езду в свое удовольствие превращать в рискованное ралли? На наш взгляд, никакого. 450—500 километров в день для опытного водителя вполне достаточная норма. Из какого расчета мы исходим? Практика показывает, что средние скорости движения оказываются обычно на 20% ниже максимально возможных. Таким образом, если вы будете даже большую часть времени ехать 80—90 км/час, «на круг» все равно выйдет 65—70, а при неизбежных остановках и того меньшекилометров 50. Стало быть, вам за рулем придется провести 8—10 часов. Это немало. Тем более для того, кто на отдыхе. Повторяем: речь об опытном водителе. Таким специалисты считают человека, имеющего минимум пять лет водительского стажа и 100 тысяч километров за спиной. А новичку за рулем и 300 километров в день хватит: ведь у него средняя скорость составит 40 км/час. Исходя из этого, заранее наметьте места отдыха и ночлега в пути. Не действуйте по принципу «как получится». Если, скажем, вопрос о том, где заночевать, решается прямо в дороге, ничего хорошего ждать не приходится. Часто и силы уже на исходе, и ночь подкрадывается, а места подходящего для отдыха не находится. Вот водитель и начинает прибавлять скорость, чтобы быстрее добраться до какой-нибудь, как говорится, крыши над головой. Да к тому же нервничает, торопится и сам ставит себя вопасное положение. Если б вы знали только, как много аварий начинается именно отсюда, от не продуманного загодя режима движения. Старайтесь остановиться на отдых засветло. Езда в темноте — это крайний случай, а у отдыхающего мы такой необходимости не видим. Еще одна деталь. Исследуя концентрацию происшествий на магистрали Ленинград—Киев—Одесса, мы увидели, что три четверти их приходится не на какие-то сложные по профилю участки дороги — повороты, уклоны и т. д., а на прямолинейные отрезки. О чем это говорит? Прежде всего о том, что водители недооценивают трудности, ведут себя беспечно. Видимо, при продолжительной езде на максимальной скорости пропадает ощущение опасности. Вот они и оказываются не готовыми к изменению обстановки, к решительным действиям в аварийной ситуации. Не менее опасный враг — утомление, сонливое состояние. Однообразная прямая дорога убаюкивает, и этого «противника» нельзя сбрасывать со счетов. Надо время от времени менять темп движения, чаще делать перерывы. Вообще, чтобы отдалить утомление, рекомендуют через каждые 150 километров останавливаться для длительного отдыха. Учтите, что на 25-километровом отрезке однообразной прямолинейной дороги происшествия пока еще случаются в два раза чаще, чем на дороге, где прямые не превышают 3 километров. Как мы уже сказали, на магистральных дорогах происходит немало опрокидываний автомобилей. Если сравнивать с городской статистикой, то почти в три раза чаще. Что, как нам кажется, нужно иметь в виду путешествующему за рулем? В городе большинство водителей привыкло ездить на пустом автомобиле или с одним пассажиром. Нагруженная же до предела машина (а в отпуск нередко отправляются всей семьей или с друзьями) ведет себя на дороге по-особому. Она, например, труднее проходит повороты. Труднее потому, что центр тяжести сместился назад, и автомобиль приобрел избыточную поворачиваемость, то есть делает более крутой поворот, чем требует рулем водитель. Нередко при полном комплекте экипажа места в багажнике для вещей не хватает, устанавливают грузовую площадку на крыше. Это повышает центр тяжести машины и снижает ее устойчивость, особенно на поворотах. Водители к этому, наверняка, непривычны. Ведь управлять такой машиной им приходится раз в году. Поэтому: внимание за рулем и еще раз — внимание! Тогда, уверены, число опрокидываний на дороге пойдет на убыль. Если же вы едете в отпуск один или вдвоем, то тяжелый груз лучше вообще класть не в багажник, а за передним сиденьем. Это обеспечит более равномерное распределение веса по осям машины, легче будет управлять ею. Вообще к размещению груза в автомобиле надо отнестись внимательно. Ничто не должно отвлекать водителя или мешать ему управлять машиной. Вспоминается такая авария. У заднего стекла автомобиля были свалены различные мелкие вещи, которые сами по себе, вроде бы, никакой опасности для движения не представляли. Но в один из моментов при резком торможении на неровностях дороги за спиной водителя у стекла все посыпалось. Он обернулся посмотреть, в чем дело, буквально на секунду. Но ее оказалось достаточно, чтобы автомобиль вильнул на обочину. Спохватившись, водитель крутанул руль чуть больше, чем было надо, — и вот вам еще одно опрокидывание. Кстати, не забудьте о ремнях безопасности. При столкновениях и опрокидывании автомобилей они более чем когда-нибудь могут сыграть свою спасительную роль. Заметим попутно, что, как показывает статистика, самое безопасное место в автомобиле на заднем сиденье посредине, а детей в любом случае не рекомендуется сажать впереди, рядом с водителем. Современные автомобили, конечно, надежны и не боятся пробегов в несколько тысяч километров. И все-таки около 4% происшествий но дорогах общегосударственного значения вызваны техническими неисправностями транспортных средств. Чаще всего неполадками в системах тормозов и освещения. Поэтому не поленитесь при случае на станции обслуживания еще раз проверить регулировку фар и эффективность торможения. Среди всех происшествий на магистрали, которую мы выбрали в качестве примера, 25% составляют наезды на пешеходов. В подавляющем большинстве случаев по вине водителей. И такая картина сохраняется во многих других местах. Часто пешеход сам попадает впросак, появляясь на дороге слишком близко от автомобиля: из 100 дорожных происшествий, лежащих на его совести, 60 случаются именно по этой причине. Но гораздо, повторяем, чаще причина несчастья в самонадеянности, легкомыслии водителей. Ведь за городом пешеходы нередко идут прямо по краю проезжей части дороги, особенно после дождя, когда обочины еще не просохли. Водители должны считаться с этим обстоятельством, выбирая достаточный интервал, принимая другие меры предосторожности. Они же порой уповают на то, что пешеход посторонится, едут буквально впритирку, а в критической ситуации пытаются объехать человека на дороге, вместо того чтобы, как того требуют Правила, прежде всего тормозить. Напомнить еще раз об особой ответственности водителя мы и хотим в конце этих заметок. Последняя статистическая справка: если, из 100 происшествий на улицах городов вина водителя усматривается только в 56, то на дорогах общегосударственного значения она отмечается уже в 86 случаях. Факт, согласитесь, настораживающий. Он требует самых серьезных выводов от каждого, кто отправляется сегодня в дальний путь. И. ФЕДЮКИН, начальник отдела ВНИИ БД Б. ЧЕРКАШИН, младший научный сотрудникНА АВТОМОБИЛЕ25