18
19
которые не стесняют движении, не требуют регулировки и при этом не становятся менее надежнымиПри всех своих положительных качествах ремни безопасности первых образцов, как справедливо считают и водители, страдают рядом недостатков. Порой за день устанешь застегивать и расстегивать ремень, перебрасывая лямку от замка к крепежному приспособлению и обратно, при этом сама лента часто скручивается и пачкается. Новому пассажиру или водителю надо каждый раз регулировать натяжение ремня. К тому же в «пристегнутом состоянии» чувствуешь себя не всегда свободно. Вот создать бы ремни, часто говорят водители, чтобы были и надежны, и нестеснительны, и легки в эксплуатации. Такие ремни, можем обрадовать читателей журнала, уже разработаны Проектно-технологическим и художественно-конструкторским институтом Министерства местной промышленности ЭССР и освоены таллинским производственным объединением «Норма», единственным предприятием в нашей стране, выпускающим ремни безопасности. Что они собой представляют? Новые ремни снабжены особым втягивающим устр ойством — инерционной катушкой, от которой вся конструкция и получила название «инерционные ремни безопасности». Водитель и пассажиры чувствуют себя в них достаточно свободно, поскольку катушка автоматически запирается лишь при резком замедлении автомобиля. В другое время ее наматывающее устройство позволяет ленте вытянуться на любую длину, а специальная пружина сама регулирует ее натяжение, благодаря чему ремень хорошо прилегает к телу. На рис. 1 схематично показан механизм инерционной катушки в поперечном разрезе. В обычном состоянии собачка 1, поддерживаемая концом толкателя 6, как видите, не сцеплена с храповым колесом 4 на полом валике 2, В средней части валика имеется прорезь, в которую пропущен конец лямки, а в петлю его вставлена шпилька.3. В шлице валика закреплена взведенная спиральная пружина. Она все время заставляет валик вращаться и наматывать ленту ремня, пока не будет выбрана его «слабина». Вытягивается лента обратно легко и быстро. Таким образом, при обычных условиях езды, даже если вы делаете резкое движение корпусом, катушка не запирается, и ремни вас никак не ограничивают, позволяя свободно дотягиваться до всех переключателей и органов управления. Зато при резком замедлении, сильном крене или резком измене-Рис. 1. Механизм инерционной катушки: 1 — собачка; 2 — полый валик; 3 — шпилька; 4 — храповое колесо; 5 — ось; 6 — толкатель; 7 — маятник. Рис. 2. Схема установки инерционных ремней для передних сидений. А. В. С, Ь — точки крепления.НАВЕНГРИЯ. С каждым годом повышаются требования на экзаменах для получения водительских прав. За последние четное года число окончивших курсы водителей без переэкзаменовки уменьшилось с 70 до 59%. Сейчас вступило в силу новое распоряжение, предусматривающее обязательное обследование тех кандидатов в водители, кто пять раз подряд не сдал выпускные экзамены, но не оставляет попыток. ГДР. В октябре минувшего года введена в строй новая автомагистраль БерлинРосток. Ее протяженность — 228 км. ПОЛЬША. Специальными испытаниями продемонстрировано влияние амортизаторов на безопасность движения. Оказалось, что автомобиль с исправными амортизаторами ^южет проехать очень крутой поворот со скоростью 35 км/ч, с неисправными — только со скоростью 16 км/ч. АВСТРАЛИЯ. В Новом Южном Уэльсе с 1971 года действует постановление об обязательном применении ремней безопасности на легковых автомобилях. Исследования показали, что около 90% водителей и 85% пассажиров пользуются ими, не рискуя быть оштрафованными на 30 долларов. В результате число ДТП со смертельным исходом уменьшилось на 20-25%. БРАЗИЛИЯ. Над входом в один из тоннелей сделан козырек из полупрозрачного пластика длиной 60 м. Такая конструкция позволяет снизить постепенно уровень дневного света с 800 до 70 лк, что значительно повышает безопасность движения в тоннеле. Опыты показывают, что 75% водителей при резком перепаде уровня освещенности в течение почти 15 секунд не различают отдельные предметы. При постепенном снижении освещенности глаза адаптируются легче. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Исследования показали, что 80% ДТП, случившихся в темное время суток, вызваны ошибками водителей в определении края дороги. Предлагается наносить по бокам проезжей части белые светоотражающие линии. КАНАДА. В нескольких провинциях начаты работы по укладке на дорогах новых покрытий. Они делаются из бетона с добавлением каучука и битума. Испытания, проведенные на опытных участках, дали удовлетворительные результаты: улучшилось сцепление шин с дорогой, машины стали меньше скользить при гололеде, а само покрытие лучше выдерживает летнюю жару. ЛИВИЯ. Хорошую оценку заслужили здесь польские дорожники. Предприятие «Дромекс» в 1977 году построило в этой стране 200 км дорог, а в минувшем — уже 420 км. Заключение новых контрактов — результат высокой оценки потребителем новых дорог.18 нии направления движения автомобиля маятник 7 отклоняется от вертикального положения. Верхний его торец упирается в толкатель 6, поворачивая его вокруг оси 5, В результате такого толчка собачка приходит в зацепление с храповым колесом, и инерционная катушка (валик) мгновенно блокирует лямку, удерживая вас на сиденье. Поскольку лямка всегда прижата к телу, хотя человек этого практически не ощущает, инерционный ремень в случае аварийной ситуации немедленно срабатывает, защищая от ударов и ушибов. Стоит расстегнуть его — и лямка автоматически убирается, сматываясь в катушку, и освобождает вас от необходимости подвешивать ее на стойку. В новых ремнях применен замок с кнопочным приводом, соответствующий современным международным требованиям. Для разных автомобилей будут выпускаться определенные модификации инерционных ремней. Для «жигулей» — ИРБ9-01, для «москвичей» — ИРБ9, для «Волги» (ГАЗ—24) — ИРБ9-02 и для «Нивы» ВАЗ—2121_ИРБ9-06. В дальнейшем будет разработана конструкция ремней и для «Запорожца». Инерционные ремни для передних сидений (в будущем появятся и для задних) устанавливаются на автомобилях в тех же местах, что и обычные, по схемам, изображенным на рис. 2. На ГАЗ—24, выпущенных после 1977 года (на более старых «волгах» инерционные ремни не будут применяться), катушка крепится непосредственно к стойке в точке «D», а на «Москвине» — в точке «В». Крепление катушки к кузову «жигулей» осуществляется при помощи переходного кронштейна соответствующей конфигурации в точке «В». На стойке кузова в точке «С» устанавливается направляющий кронштейн с проушиной для прохода и опоры лямки. Все необходимые крепежные детали, включая декоративные накладки, входят в каждый комплект ремня безопасности. В зимних условиях лямка втягивается в катушку несколько слабее, однако это не должно вызывать у вас беспокойства: достаточно при расстегивании ремня несколько раз подтолкнуть лямку или язык вверх к направляющему кронштейну. Инерционные ремни безопасности для передних сидений успешно прошли все испытания не только у нас, но и за рубежом — во Франции, где им присвоен знак «Е», свидетельствующий о соответствии их европейскому стандарту безопасности. В минувшем году ремни безопасности с инерционным механизмом начали поставляться на автозаводы. По мере расширения производства они станут поступать ив продажу. Л. ТЕДЕР, главный инженер Проектно-технологического и художественно-конструкторского института г. ТаллинВ ; С ; Е : Г : О :: С IBIBITIAСША. Министерство транспорта потребовало от автомобильных фирм с 1984 года оснащать все выпускаемые машины тем или иным средством пассивной безопасности — ремнями или надувными подушками. США. Проанализировано около 3000 ДТП с грузовыми автомобилями на двух дорогах — в сельской и городской местности. 58% автомобилей имели технические неисправности, а 30% происшествий случилось из-за превышения скорости и несоблюдения дистанции. США. Разработан материал на керамической основе для создания нескользкого покрытия. Оно выполняется в виде отдельных плиток, поверхность которых имеет взаимна перпендикулярные бо^ роздки. Материал испытывался на двух автомагистралях в Нью-Йорке. После устройства нового покрытия за семь месяцев здесь не было зарегистрировано ни одного ДТП с заносом автомобилей.ФРАНЦИЯ. Один из руководителей службы -безопасности движения Кристиан Жерондо, говоря о том, что дорожнотранспбртные происшествия наносят ущерб не только отдельным лицам, но и обществу в целом, привел такие данные: сегодня во Франции смерть человека в автомобильной катастрофе обходится обществу в 320 000 франков, а ранение — в 17 000. ФРАНЦИЯ. Ежегодно на дорогах страны около 300 человек гибнут в авариях, которые случаются из-за тумана. Специалисты считают, что дело не только в неосторожности водителей, но ив слабом применении средств обнаружения тумана, а при очень густых туманах обычные ограничения скоростей малоэффективны. На автостраде А-6 севернее Лиона сейчас испытывается новый прибор — сигнализатор тумана, имеющий излучатель и приемник, расположенные в 30 м один от другого, которые позволяют автоматически измерять пропускную способность атмосферы. ФРАНЦИЯ. Для повышения безопасности водителей двухколесного транспорта и пешеходов предложен сигнальный браслет, надеваемый на руку. Стоит поднять ее чуть выше горизонтали, лампа внутри браслета начинает мигать. При опущенной руке она выключается. ФРГ. Анализ 3357 ДТП, случившихся в Баварии на автомобильных дорогах с односторонним движением и пересечениями в разных уровнях, показал, что, хотя общее число происшествий здесь несколько меньше, чем на обычных магистралях, тяжесть их последствий в три раза выше. ФРГ. По наблюдениям дорожной полиции и психологов, в четверг случается наименьшее число ДТП, в пятницу оно по сравнению с четвергом возрастает на 15%, а в субботу — на 30%.19