жет перезаряжаться (в первом случае) или, наоборот, сильно разряжаться (во втором). И то и другое, случаясь достаточно часто, сокращает срок службы батареи. Как избежать этого? Регулятор напряжения должен быть настроен так, чтобы батарея днем не перезаряжалась, а ночью надо стараться ездить, поддерживая по возможности высокие обороты двигателя, то есть предпочитая низшие передачи высшим. Если все же батарея «голодает», следует почаще подзаряжать ее от постороннего источника. Перерегулировка реле в расчете на ночные поездки, как делают некоторые водители, недопустима. Забыв о необходимости обратной перерегулировки, можно быстро вывести батарею из строя, если поехать днем с выключенными основными потребителями — фарой и фонарями. Другое дело — зимняя ' эксплуатация, когда расход электроэнергии повышен (многократные попытки пуска, ко- • роткий световой день, холодная батарея, хуже воспринимающая заряд, и т. п.). На этот период можно немного поднять напряжение генератора. Делают это так. Прогревают двигатель и, поддерживая средние обороты, включают фару, отключают батарею и присоединяют вольтметр с пределом измерения 15 или 30 Вк зажиму * + » генератора и «массе». Отмечают показание вольтметра и, отгибая хвостовик в реле напряжения, увеличивают натяжение пружинки, а вместе с ним напряжение генератора на 0,3—0,4 В. Поскольку хвостовик пружинит, напряжение в этот момент может сильно возрасти и вывести из строя лампу, а вслед за ней и диоды выпрямителя, поэтому надо выключить двигатель и снова пустить его только после регулировки, чтобы проверить результат. Если после нескольких поездок выяснится, что батарея недозаряжается, можно еще увеличить напряжение генератора, но не выше 15 В. О проведенной операции нельзя забывать и, как только наступят дни с морозами меньше минус 5°, следует уменьшить напряжение генератора до 13,514 В. Несколько слов о реле РВЛ включения контрольной лампы. Как видно из схемы, оно подключено к зажиму *лу* генератора, то есть к фазе. При включении зажигания ток от батареи через нормально замкнутые контакты реле поступает к контрольной лампе, и она горит. Когда напряжение работающего генератора превысит напряжение батареи, якорь реле притягивается к сердечнику катушки, размыкает контакты, и лампа гаснет. Четкости срабатывания реле способствует вспомогательная обмотка РВЛв. Настраивает РВЛ завод на специальном стенде. Поскольку работа реле не влияет на работу генераторной установки, перенастраивать его самостоятельно не рекомендуем. В заключение еще раз хочется напомнить владельцам тяжелых мотоциклов, что залогом безотказной и долговечной работы электрооборудования является его грамотная эксплуатация и своевременное обслуживание согласно указаниям инструкции. Н. ВИХОРЕВ, К. КЛОКОВА, инженеры ШШавтоприборов^ 1?*Г</Однажды вечером водитель Головенькнн ехал по городскому проспекту (дело было в Харькове) на «Москвиче» с дозволенной скоростью около 60 км/ч. Неожиданно наперерез ему из-за стоявшего автобуса выбежала женщина. Она была сбита правой передней частью машины, а водитель, не останавливаясь, скрылся с места происшествия. Головенькина, конечно, разыскали. Началось следствие, в процессе которого на основе данных автотехнической экспертизы было установлено, что в совершении наезда водитель не виноват, поскольку в сложившейся ситуации не имел технической возможности остановить машину. И все же он предстал перед судом и был осужден за оставление потерпевшей в опасном для жизни состоянии. Такое преступление предусмотрено частью второй статьи 127 УК РСФСР, которая гласит: «Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, болезни или вообще вследствие своей беспомощности,. в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни состояние, — наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на срок до одного года». Аналогичные статьи имеются в уголовных кодексах всех союзных республик. Таким образом, только трусость, малодушие привели водителя на скамью подсудимых. Оказание помощи попавшему в бедственное, опасное для жизни положение человеку является одним из основных принципов нашей социалистической морали. Это норма поведения советских людей, ярко проиллюстрированная тысячами примеров самоотверженных действий по спасению гибнущих при пожаре, тонущих, ставших жертвами стихийных бедствий и катастроф. Поведение водителя, бросившего на произвол судьбы человека, к несчастью с которым, пусть даже неотвратимому, он был причастен, аморально, а при определенных условиях и уголовно наказуемо. Что такое опасное для жизни положение человека, пострадавшего при дорожно-транспортном происшествии? Это не только случай, когда он истекает кровью и нужно немедленно наложить жгут, повязку, чтобы не допустить смерти от потери крови. Он может погибнуть и потеряв сознание, если его оставить на морозе, возле загоревшегося автомобиля, на проезжей части в условиях плохой видимости. Статистика дорожных происшествий показывает, что немало ДТП заканчиваются смертельным исходом только потому, что запоздала медицинская помощь. Заботу об этой помощи закон возлагает на того, кто должен был ее оказать человеку, находящемуся в опасном для жизни состоянии, или сам поставил его в это опасное положение. Все это непосредственно относится к водителям, чьей профессиональной обязанностью является забота о потерпевших при дорожно-транспортных происшествиях. Например, пункт 15 Правил дорожного движения обязывает причастных к происшествию водителей «вызвать «Скорую медицинскую помощь», а если это невозможно, отправить пострадавших на попутном или отвезти на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение». Следует подчеркнуть, что тут речь идет не только о виновниках случившегося, а о всех причастных к несчастью. Более того, обязанность доставить пострадавших при дорожно-транспортном происшествии в лечебное учреждение Правила дорожного движения возлагают, как известно, на любого водителя (пункт 12 «в»). Стало быть, при ДТП, в котором пострадали люди, каждый водитель, причастен он к случившемуся или нет, должен принять все необходимые меры, чтобы оказать помощь пострадавшим. Это его, можно сказать, профессиональная обязанность. Пренебрежение ею — преступление. Преступление считается совершенным с того момента, когда возникла необходимость и возможность оказания помощи, однако виновный не сделал этого. Преступным является не только бегство с места происшествия. Если водитель остановился и стал ждать прибытия работников Госавтоинспекции, не принимая никаких мер помощи пострадавшим, это тоже уголовно наказуемое бездействие. Опрос осужденных за автотранспортные преступления показал, что 5% из них, оставшись на месте происшествия, палец о палец не ударили, чтобы помочь пострадавшим. Здесь мы имеем дело с незнанием закона, что, как известно, не освобождает от ответственности за его нарушение. Однако в разговорах с подсудимыми иногда можно услышать и такие рассуждения: «Знал, конечно, что мне могут дать год-два за неоказание помощи человеку, но за то, что я его сбил, мне грозило лет пять. Считал себя невиновным в наезде, но боялся, что мне не поверят, вот и удрал». Исповедующим такую «философию» следует напомнить, что ответственность за заведомое оставление человека в опасном для жизни состоянии не «безобидный довесок» к более строгому наказанию виновника происшествия. Виновный в неоказании помощи лишается возможности, даже при наличии всех остальных условий, отбывать наказание в колонии-поселении для лиц, совершивших преступление по неосторожности. Такой водитель не может быть передан на поруки. Неблагоприятные последствия для него наступят и при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении от наказания. Освобождается от уголовной ответственности лишь водитель, не имевший возможности оказать помощь потерпевшему. Вот один из примеров. Коллегия областного суда отменила приговор районного народного суда, обвинившего водителя Давыдова в оставлении в опасном для жизни положении потерпевшего при дорожном происшествии, что привело к его смерти. Было указано, что при аварии Давыдов сам был выброшен на асфальт, находился в бессознательном состоянии. Не несет ответственности водитель ив тех случаях, когда он не знал, не мог знать, что поставил пострадавшего в опасное для жизни состояние. Так случилось с Сергеевым. Он причинил тяжкие телесные повреждения гражданину Машину и не остановился. Водитель заявил, что не заметил происшедшего. Следствие подтвердило его показания. В условиях плохой видимости потерпевший пытался на ходу вскочить в кабину грузовика и попал под его заднее правое колесо. Не заметив этого. Сергеев не сознавал, что оставляет потерпевшего без помощи в опасном положении, а потому и не был привлечен к уголовной ответственности. Оказание помощи потерпевшим в аварии является гражданским долгом и профессиональной обязанностью водителей. С ростом транспортных потоков и интенсивности движения соответственно возрастает значимость этого долга и его безусловного выполнения. При дорожнотранспортных происшествиях водитель часто бывает первым и единственным лицом, имеющим возможность немедленно помочь пострадавшим. В его руках оказывается жизнь людей. Многие из них смогут остаться в живых, если водитель не за страх, а за совесть выполнит свой гражданский и профессиональный долг.П. ОРЛОВ, аспирант юридического института г. Харьков29