условиях освещения могут совершенно сливаться с окружающим фоном. К несчастью, «Москвич—426» был темнокрасного цвета и попросту замаскироЗЕЛЕНАЯ ВОЛНА вался у обочины, стал «невидимкой». А водитель его был одет в темный костюм и сливался с автомобилем. Если добавить к этому, что сиденье в МАЗе находится довольно высоко от поверхности дороги, и потому взгляд водителя был направлен сверху вниз, то станет понятно, что различить на темном фоне темный автомобиль. небольших размеров ему было довольно трудно. Хотя у него, по всей вероятности, была полная иллюзия того, что дорогу он просматривает хорошо: ведь он находился на Случаются порой происшествия, приосвещенном участке, а после темного чины которых можно установить только провала впереди было тоже светло. Все это вместе взятое и явилось одпривлекая специалистов разных наук. Даже в такой области знаний, как инной из главных причин возникновения аварийной ситуации. Но не единственженерная психология. Мартовским вечером прошлого года ной. Можно смело сказать: если бы оба ташкентский водитель П. возвращался водителя действовали по правилам, нана своем МАЗ—504 после смены в гаезда не произошло бы. Какие же просраж. Уже стемнело, на дороге включили четы они допустили? Водитель «Москвича», остановив автоосвещение. Скорость была умереннойоколо 45 км/ч. И вдруг совсем рядом мобиль, почему-то не включил габаритводитель увидел «Москвич—426», стоные огни. Пожалел аккумулятор? Или ящий без огней у правого края проезему показалось достаточным то, что жей части. Пытаясь избежать столкносам он отчетливо различает автомобили вения, водитель грузовика резко поверна дороге? А видят ли его другие? Вот нул влево, но это не спасло положения. о чем он должен был побеспокоиться в Подножкой кабины он зацепил «Москпервую очередь. Возможно, он никогда вич», а когда, остановившись наконец, не слыхал о тех оптических иллюзиях подбежал к месту столкновения, то узи других вещах, о которых шла речь вынал, что сбил и водителя «Москвича», ше. Но дело даже не в этом. Ведь автомобиль остановился не на обочине. А в которого не заметил. таком случае водитель обязан выстаВ чем причина аварии? Вроде бы легвить в 25—30 метрах позади аварийко было заподозрить водителя МАЗа в ный треугольник или мигающий красневнимательности. В самом деле, следный фонарь, как того требует пункт 101 ственный эксперимент показал, что Правил дорожного движения. Надо ли дальность видимости на трассе составговорить, что тогда не заметить «Москляла в момент происшествия минимум вич» было бы невозможно. 300 метров. Однако водитель стоял на Если бы, в свою очередь, водитель своем: он увидел «Москвич» метрах в двадцати. И тогда следователь решил МАЗа, видя, что дорога освещается кроме автотехнической провести инжелишь местами, перешел на ближний нерно-психологическую экспертизу. свет, он тоже избежал бы ловушки. В Тут-то открылись новые обстоятельсвете фар он заметил бы препятствие на дороге значительно раньше. Вклюства. Выяснилось, во-первых, что правая чать их надокбыло обязательно еще и потому, что концу рабочего сторона проезжей части освещалась за естественного утомления егодня извнимахуже, чем левая, так как мачты со свение и возможности зрительного востильниками были установлены на разприятия были, конечно, снижены. Не делительной полосе. Во-вторых, фонарь учитывать это обстоятельство нельзя. непосредственно у места аварии был В заключение хотелось бы еще сканеисправен. Он то зажигался, то гас, причем на довольно продолжительное зать вот о чем. Водителям надо понять, время. Часть светильников на дороге что езда ночью требует от них максивообще не горела. Из-за такого прерымального напряжения. Плохие условистого освещения, из-за чередования вия видимости, недостаточное освещесветлых и темных пятен на асфальте ние предъявляют к ним особый счет. возник так называемый «эффект зебА возможности нашего зрительного ры», при котором светлые участки кавосприятия ограничены. И не забудем, что безопасное вождение автомобиля в жутся водителям более светлыми, чем есть на самом деле, а темные еще более темное время зависит не только от уровтемными. К тому же темный фон созня освещенности. Своеобразное сочетадавала и полоса зеленых насаждений ние определенных факторов дорожной обстановки может рождать зрительные за обочиной. иллюзии. Наиболее опасна в таких усТеперь коснемся особенностей нашего ловиях самомаскировка препятствий. А зрения. Известно, что с уменьшением ей способствует не только слабая освеосвещенности дневное зрение сменяется щенность предмета, но и его цвет, свесумеречным, затем ночным и из центтовое соотношение с фоном, распредерального становится периферическим. А ление светового потока. Конечно, все острота периферического значительно это должны учитывать не только водиниже. Потому в этих условиях водитель тели, но и работники дорожных служб, и опознает препятствие на гораздо следя за тем, чтобы не нарушались меньшем расстоянии, чем при дневном нормы освещения дорог. освещении. Кроме того, при плохой А. БАКСТ, освещенности изменяется и восприятие старший эксперт цветовых тонов. Красный, оранжевый и НИИ судебных экспертиз другие теплые цвета в сумерках выглядят более темными и при определенных г. Ташкент«Замаскировался»MbВероятно, все читатели с детства помнят незамысловатую игру «третий — лишний». Не забыли! Как только к любой из пар играющих подстроился тот, кого догоняют, третий должен покинуть свое место. Пока водящий не коснулся его рукой. Не успел — проиграл. Что ж, игра как игра. Только хороша она в подходящем месте. А не на проезжей части дорог, да еще с такими ответственными предметами, как дорожные знаки. Но такое, увы, еще бывает. Посмотрите на эти снимки. Верхний сделан в Киргизии на дороге в ошский аэропорт, нижний — в Кировской области в деревне Чекашево. Не правда ли, глядя на них, вспоминаешь детскую игру! На первом три, на втором два знака. Но и там, и тут один явно лишний. А какой! Попробуй сообрази. Не сразу догадаешься, i ведь «водит» водитель. Когда уж ему такие загадки разгадывать. Может быть, работники ГАИ разберутся все-таки, где у них главная и где второстепенная дорога!г**