Моторные маслаСмазочное масло значительно уменьшает износ трущихся детален, защищает их от коррозии, сокращает потери энергии на трение, отводит тепло, вымывает продукты износа и твердые частицы, проникшие в двигатель. Масло помогает обеспечить компрессию в цилиндрах, препятствует прорыву газов из рабочей камеры в картер. Представление об этом имеют практически все автомобилисты. Но, как правильно подобрать нужное масло для мотора своей машины, знает далеко не каждый. Помочь в этом автолюбителям мы попросили инженеров Л. С. ЛЮБАВИНУ и О. В. ЯРЕМЕНКО. Начнем с важнейшей характеристики — вязкости. Чем она меньше, тем лучше масло проникает в зазоры, отводит тепло и вымывает продукты износа. Но если вязкость ниже определенной величины, масляная пленка выдавливается из зоны трения, возникает непосредственный контакт между трущимися поверхностями со всеми пагубными для них последствиями. Слишком густое масло с трудом прокачивается через магистраль, создает большое сопротивление вращению деталей, плохо фильтруется. При низких температурах оно затрудняет или вовсе делает невозможным пуск двигателя. Застывшее вязкое масло может служить причиной усиленного износа основных деталей двигателя, а если при этом ему дать высокие обороты и нагрузку — не исключены задиры вкладышей. Вязкость моторных масел принято определять в сантистоксах (сСт) при 100° С. Эта температура близка к рабочей, и, кроме того, с ее дальнейшим увеличением вязкость масел меняется незначительно. Но для полной характеристики нужно знать вязкость и при низкой температуре, так как от этого зависят пусковые свойства масла. Чем стабильнее вязкость при изменении температуры, тем лучше. У обычного чистого масла колебания вязкости настолько велики, что пуск двигателя при морозе — проблема. Поэтому для зимней и всесезонной эксплуатации производят так называемые загущенные масла: в масло из маловязкой фракции нефти добавляют загущающую синтетическую присадку (полиизобутилен), повышающую вязкость лишь при высокой температуре. Такое масло в три—пять раз более подвижно на морозе, чем без добавки, и имеет одинаковую с ним вязкость при 100й С. Иногда одновременно в масло вводят депрессатор — вещество, понижающее температуру застывания. Масло должно обладать антикоррозионными свойствами. Они зависят от его склонности к образованию кислот. Чем выше стойкость масла против окисления, тем меньше от него нагара, лаковых отложений и осадков. Лаковые отложения — это тонкая пленка в зоне поршневых колец и на юбке поршня, приводящая к пригорайте "колец и потере компрессии. Осадки же представляют собой мазеобразные сгустки, откладывающиеся в каналах системы смазки, в частности в шейках коленчатого вала, и способные сыграть роль своеобразных «тромбов». Лаковые отложения образуются при высоких температурах, прежде всего в высокофорсированных двигателях ив дизелях, а осадки — при низких температурах — в карбюраторных двигателях. Для защиты деталей двигателя от коррозии в масло добавляют специальную антикоррозионную присадку, для защиты от окисления самого масла — антиокислительную присадку, а для удаления лаковых отложений — Моющую. Иногда в масла добавляют и другие присадки — противоизносные, антипенные и т. п. Марки моторных масел. Практически все моторные масла — продукты переработки нефти. По назначению они бывают двух типов: для двигателей внутреннего сгорания широкого применения и авиационные. Масла широкого применения в зависимости от эксплуатационных свойств подразделяются на группы А, Б, В, Г, Д и Е, причем масла групп Б, В и Г, в свою очередь, делятся на масла для карбюраторных двигателей (Bi, Bi и ГО и дизельные (Б 2 , В 2и Гг). Если масло не имеет индекса — значит оно универсальное. Масла группы А предназначены для нефорсированных карбюраторных и дизельных двигателей (например, «Победы», Г АЗ — 5 1 , «москвичей» с нижнеклапанными двигателями). Это высококачественные масла, но без присадок. К ним относится, в частности, «Индустриальное-50» («Машинное СУ»), долгие годы верой и правдой служившее автомобильной технике. Но эти масла не способны обеспечить нормальную работу современных двигателей. Если залить такое масло в «Жигули», то очень скоро в результате износа распределительного вала застучат клапана, а затем и коленчатый вал. Масло группы Б применяется в малофорсированных двигателях («Москвич—407», «408», «2138», ГАЗ—21), группы В — в среднефорсированных, группы Г — высокофорсированных («Москвич—412», «2140», ГАЗ—24, «жигули»). Масло группы Д предназначено для высокофорсированных и группы Е — для стационарных дизелей; для карбюраторных двигателей они совершенно не годятся. По вязкости моторные масла разделены на семь основных классов, показывающих ее уровень в сСт при 100 ° С : 6, 8, 10, 12, 14, 16 и 20. Для загущенных масел (зимних и всесезонных) установлены еще четыре дополнительных класса вязкости 43 /6, 43/8, 43/10 и 63/10. Первая цифра означает класс вязкости при минус 18 ° С : у масел 43 вязкость должна лежать в пределах от 1300 до 2600, у б3 — от 2000 до 10.400 сСт. Индекс «з» показывает, что масло загущенное. Вторая цифра — это основной класс вязкости. Масла длякарбюраторных двигателей имеют основные классы вязкости 6, 8, 10 и 12 (последнее выпускается пока в малых количествах), дизельные — все, кроме 6-го. Примеры обозначений моторных масел: М-8Б) — моторное масло для малофорсированного карбюраторного двигателя, класс вязкости 8 ; М-6 3 /10В 2 — загущенное моторное масло класса вязкости 10 для среднефорсированных дизелей; М-8Г — универсальное моторное масло для высокофорсированных двигателей, класс вязкости 8. Кроме предусмотренной ГОСТ 17479 — 7 2 маркировки в обозначения. дополнительно могут вводиться буквы, указывающие некоторые особенности масел. Например, буква «И» говорите том, что масло М-12Г1И содержит импортную присадку, а буква «У», что в масло М-8Б1У добавлена улучшенная композиция присадок. Применение моторных масел. Их группы различаются только количеством и составом присадок. Чем выше группа масла, тем больше в нем присадок. В дизельном масле присадок больше, чем в масле для карбюраторных двигателей. Присадки повышают качество дизельного масла при высоких температурах, не свойственных карбюраторному двигателю, и защищают от коррозии вкладыши из свинцовистой бронзы, которая применяется только в дизелях. Если учесть, что одна и та же присадка может вести себя по-разному в присутствии других присадок ив различных условиях эксплуатации, становится ясным, что, во-первых, нельзя смешивать масла разных групп и, вовторых, масло нужно применять в соответствии с его назначением. Избыток присадок так же вреден, как и их недостаток. Масло с присадками по сравнению с чистым, более склонно к коксованию, имеет повышенную зольность, при несоответствующих температурах дает осадки. Если дизельное масло, например, использовать в карбюраторном двигателе, из-за осадков скорость его износа повышается в два—четыре раза. Но некоторые исключения в применении масел возможны. И сключение 1. Масла группы А можно использовать вместо масел группы Bi, Bi — вместо Bi, Bi — вместо Гь но при условии сокращения вдвое пробега между сроками смены масла. И сключение 2. Масло группы ТАБЛИЦА 1 СССР (по ГОСТ 1747972)muСтарые обозначения в СССРААИндустриальные масла без присадок (например И-50, оно же «Машинное СУ»), смеси веретенного и индустриального масел, АК, АКЗ (автолы) Д. Д п , ДС* ДС с композитной садкой прив, АК„, АКЗ„, АСП, АС* вг:Bs1, Сг!Д* Масла АС-6, АС-8 и АС-10, ДС, несмотря на отсутствие индекса «п», представляют собой улучшенные присадками индустриальные масла.26