«-*рация обозначена позицией 2. Затем поверните вал еще на 180" и отрегулируйте зазоры на 1-м и 3-м кулачках (позиция 3). Остается в третий раз повернуть вал на пол-оборота и закончить регулировку на 5-м и 2-м кулачках (позиция 4). Общий совет; не торопитесь и лучше несколько раз тщательно проверьте зазор каждого клапана.Тем,ктостроит автомоделиЧасто увлечение большим спортом — автомобильным, мотоциклетным, самолетным г начинается с малых форм, с — конструирования и изготовления моделей. Автомоделизмом увлечены многие тысячи ребят. Его культивируют на станциях юных техников и во Дворцах пионеров, в обычных школах. По этому виду спорта в нашей стране ежегодно проводятся первенства республик, чемпионаты СССР, всесоюзные соревнования на установление рекордов. Советские автомоделисты неизменно успешно выступают в чемпионатах Европы, им принадлежит ряд высших мировых достижений. Как и всякий моторный спорт, автомоделизм развивает техническое творчество, приучает к самостоятельной работе с микродеталями. Большую помощь тем, кто строит модели, оказывает ежемесячный популярный научнотехнический журнал ЦК ВЛКСМ «Моделист-конструктор», на страницах которого регулярно публикуются описания наиболее удачных моделей, практические советы спортсменам. Читателям «За рулем», интересующимся автомодельным спортом, мы предлагаем перечень таких материалов, помещенных в «Моделисте-конструкторе» за последние годы.ЧЕМ ПОКРАСИТЬ КОЛЕСА? РЕГУЛИРОВКИ«В книгах и инструкциях по «жигулям» хорошо рассказано, с чего начинать регулировку зазоров клапанов. Но в каком порядке продолжать эту работу — я не сумел найти. А какие клапаны следует потом регулировать ив какой последовательности?» — с таким письмом обратился в редакцию автолюбитель Б. Григорьев из Минска. Отвечает инженер Ю. Цвижба. Хотя начальные стадии регулировки зазоров клапанов и описаны во всех книгах по «жигулям», нелишне все же повторить порядок работ. Итак: снимите крышку головки блока вместе с прокладкой и, проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал, совместите метку на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников (А иБ на рисунке). В таком положении регулируются зазоры у выпускного клапана IV цилиндfia (8-й кулачок) и впускного клапана И цилиндра (6-й кулачок). На схеме эти операции обозначены цифрой 1. Регулировку делают двумя ключами. Одним удерживают головку регулировочного болта В, другим ослабляют контргайку Г и, если надо, поворачивают болт, несколько увеличивая зазор. Между рычагом и кулачном распределительного вала помещают плоский щуп толщиной 0,15 мм и шириной 20—25 мм и добиваются такой регулировки, чтобы этот щуп вытягивался из зазора с небольшим усилием (порядка 2—2,5 кг). Удерживая в этом положении болт, затягивают контргайку и еще раз проверяют зазор. До этих пор все по инструкции. А что делать дальше? Поверните коленчатый вал на 180° (пол-оборота) и отрегулируйте зазор у выпускного клапана II цилиндра (4-й кулачок) и у впускного IV цилиндра (7-й кулачок). На рисунке эта опе«Какой краской покрыты колеса «жигулей» и «москвичей» и чем их можно покрасить дома?» — спрашивает москвич А. Москвитин. Как сообщили редакции в объединении «Союзкраска», колеса «жигулей» и «москвичей» окрашиваются на заводах электрофорезной эмалью УР-1154. В домашних условиях, если вы хотите сохранить первоначальный вид колес, ее можно заменить нитроцеллюлозным лаком 'НЦ-218, НЦ-222 и др.), добавив в него 5—7% алюминиевой пудры.БУКВЫ НА ПОДШИПНИКАХ«В № 4 журнала «За рулем» за 1978 год в статье «Что нового в «Москвиче» были приведены обозначения новых подшипников. Объясните, пожалуйста, что значат цифры и буквы, входящие в эти обозначения помимо самого номера подшипника», — с такой просьбой обратился в редакцию читатель Г. Иванов из г. Ангарска Иркутской области. Вот что ответили нам специалисты 1-го ГПЗ. Вопросы вызвали три подшипника: 6-7305АШ; 86-180303КС17 и 6-7206А. Первый — задний подшипник ведущей шестерни заднего моста — применяется. на всех моделях и модификациях АЗЛК, начиная с «Москвича—407». «Шестерка» в начале индекса означает, что изделие имеет шестой, повышенный класс точности. Потом идут цифры, показывающие собственный номер подшипника (в нашем случае 7305) и две буквы — «А» и «Ш». «А» свидетельствует, что это конический ' подшипник повышенной грузоподъемности, а «Ш» — что изделие имеет нормированный уровень вибрации. Второй — подшипник полуоси. «Восемьдесят шесть» перед его цифровым индексом — это сразу два условных знака: «8» — говорит об условном ряде радиального зазора между шариками, «6», как вы уже знаете, — Ь классе точности. Буквы и цифра в конце индекса показывают, что подшипник имеет улучшенное уплотнение и усиленный сепаратор («К») и смазывать его надлежит «Литолом-24» («С17»). Обозначения третьего подшипника вы без труда расшифруете сами. Ведь вам теперь известно, что означают «шестерка» перед номером и «А» после него.КРЕСТОВИНЫ ТОЛЬКО НА СТО«В продаже редко можно увидеть крестовины карданного вала «жигулей». Подскажите, где их можно найти?» — спрашивает 3. Кетрис из Гродненской области. Крестовины карданного вала для «жигулей» действительно поступают только на станции обслуживания. Такое решение было принято потому, что при замене крестовины обязательным условием ставится высокая точность осевого зазора: 0,01—0,04, для чего требуются оригинальные инструменты, приспособления и набор специальных стопорных колец разной толщины, которых не может иметь владелец машины дома. Высокая точность обеспечивается селективным подбором заменяемых деталей, что связано с необходимостью сохранить заводскую балансировку карданной передачи, так как даже в условиях СТО заново отбалансировать ее невозможно. ВАЗом приняты меры к тому, чтобы его сервисные предприятия были обеспечены крестовинами в достаточном количестве.Последовательность регулировки клапанных зазоров: I — I V — нумерация цилиндров; 1 — 4 — последовательность регулировки (1 — шестой и восьмой, 2 — четвертый и седьмой, 3 — первый и третий, 4 — пятый и второй кулачки); А — метка на звездочке; Б — метка на корпусе подшипников; В — головка регулировочного болта; Г — контргайка.«Универсальная платформа для скоростных радиоуправляемых моделей с двигателем внутреннего сгорания» (1974, Ли 2). «Скорость до 120 км/ч» — простая гоночная модель с двигателем МК—16 (1974, № 3). «Гоночная модель — чемпион Европы» — модель мастера спорта международного класса В. Попова с чертежами основных деталей (1974, № 5, 6). «Орбита» студентов» — чертежи трехканального калильного двигателя с рабочим объемом 5 см 3 (1974, № 8). «Боевой вездеход» — чертежи автомодели с электродвигателем (1974, № 12). «Гоночная из Уссурийска» — краткое описание и чертежи общего вида гоночной аэромодели с двигателем «Метеор—2,5» (1975, № 7). «Вездеход на кордодроме» — чертежи и описание кордовой автомодели ГАЗ—86 с электродвигателем (1975, № 11). «Таллинские скороходы» — чертежи и описание скЪростных зимних автомоделей, сконструированных эстонскими спортсменами под руководством заслуженного тренера республики А. Ранда (1976, № 2). «Двигатель открывает тайны» — форсировка калильного двигателя «Метеор—2,5» (1Е76, № 4). «Десять победных «кубов» — краткое описание и чертежи компоновки скоростной автомодели мастера спорта Ю. Панкина (1976, № 5). «Лучшая из лучших» — краткое описание и чертежи компоновки скоростной автомодели мастера спорта В. Карапетяна (1976, № 12). «Невская «Стрела» — краткое описание и чертежи компоновки скоростной автомодели мастера спорта международного класса Н. Тронева (1977, № 7). «Автомодель набирает баллы» — советы, как сделать малогабаритные источники питания, переключатель света, звуковой сигнал и др. на модели-копии, участвующей в соревнованиях (1977, № 11). «На трассе «Мираж» — чертежи и описание трассовой модели с электродвигателем завода «Норма» (1978, № 1, 7). «Главное — скорость» — краткое описание и чертежи компоновки скоростной автомодели мастера спорта Ю. Ремжика (1978, № 6). «И зимой высокие скорости» — обзор конструкций автосаней (1978, № 11).31а