которые не стесняют движении, не требуют регулировки и при этом не становятся менее надежнымиПри всех своих положительных качествах ремни безопасности первых образцов, как справедливо считают и водители, страдают рядом недостатков. Порой за день устанешь застегивать и расстегивать ремень, перебрасывая лямку от замка к крепежному приспособлению и обратно, при этом сама лента часто скручивается и пачкается. Новому пассажиру или водителю надо каждый раз регулировать натяжение ремня. К тому же в «пристегнутом состоянии» чувствуешь себя не всегда свободно. Вот создать бы ремни, часто говорят водители, чтобы были и надежны, и нестеснительны, и легки в эксплуатации. Такие ремни, можем обрадовать читателей журнала, уже разработаны Проектно-технологическим и художественно-конструкторским институтом Министерства местной промышленности ЭССР и освоены таллинским производственным объединением «Норма», единственным предприятием в нашей стране, выпускающим ремни безопасности. Что они собой представляют? Новые ремни снабжены особым втягивающим устр ойством — инерционной катушкой, от которой вся конструкция и получила название «инерционные ремни безопасности». Водитель и пассажиры чувствуют себя в них достаточно свободно, поскольку катушка автоматически запирается лишь при резком замедлении автомобиля. В другое время ее наматывающее устройство позволяет ленте вытянуться на любую длину, а специальная пружина сама регулирует ее натяжение, благодаря чему ремень хорошо прилегает к телу. На рис. 1 схематично показан механизм инерционной катушки в поперечном разрезе. В обычном состоянии собачка 1, поддерживаемая концом толкателя 6, как видите, не сцеплена с храповым колесом 4 на полом валике 2, В средней части валика имеется прорезь, в которую пропущен конец лямки, а в петлю его вставлена шпилька.3. В шлице валика закреплена взведенная спиральная пружина. Она все время заставляет валик вращаться и наматывать ленту ремня, пока не будет выбрана его «слабина». Вытягивается лента обратно легко и быстро. Таким образом, при обычных условиях езды, даже если вы делаете резкое движение корпусом, катушка не запирается, и ремни вас никак не ограничивают, позволяя свободно дотягиваться до всех переключателей и органов управления. Зато при резком замедлении, сильном крене или резком измене-Рис. 1. Механизм инерционной катушки: 1 — собачка; 2 — полый валик; 3 — шпилька; 4 — храповое колесо; 5 — ось; 6 — толкатель; 7 — маятник. Рис. 2. Схема установки инерционных ремней для передних сидений. А. В. С, Ь — точки крепления.НАВЕНГРИЯ. С каждым годом повышаются требования на экзаменах для получения водительских прав. За последние четное года число окончивших курсы водителей без переэкзаменовки уменьшилось с 70 до 59%. Сейчас вступило в силу новое распоряжение, предусматривающее обязательное обследование тех кандидатов в водители, кто пять раз подряд не сдал выпускные экзамены, но не оставляет попыток. ГДР. В октябре минувшего года введена в строй новая автомагистраль БерлинРосток. Ее протяженность — 228 км. ПОЛЬША. Специальными испытаниями продемонстрировано влияние амортизаторов на безопасность движения. Оказалось, что автомобиль с исправными амортизаторами ^южет проехать очень крутой поворот со скоростью 35 км/ч, с неисправными — только со скоростью 16 км/ч. АВСТРАЛИЯ. В Новом Южном Уэльсе с 1971 года действует постановление об обязательном применении ремней безопасности на легковых автомобилях. Исследования показали, что около 90% водителей и 85% пассажиров пользуются ими, не рискуя быть оштрафованными на 30 долларов. В результате число ДТП со смертельным исходом уменьшилось на 20-25%. БРАЗИЛИЯ. Над входом в один из тоннелей сделан козырек из полупрозрачного пластика длиной 60 м. Такая конструкция позволяет снизить постепенно уровень дневного света с 800 до 70 лк, что значительно повышает безопасность движения в тоннеле. Опыты показывают, что 75% водителей при резком перепаде уровня освещенности в течение почти 15 секунд не различают отдельные предметы. При постепенном снижении освещенности глаза адаптируются легче. ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Исследования показали, что 80% ДТП, случившихся в темное время суток, вызваны ошибками водителей в определении края дороги. Предлагается наносить по бокам проезжей части белые светоотражающие линии. КАНАДА. В нескольких провинциях начаты работы по укладке на дорогах новых покрытий. Они делаются из бетона с добавлением каучука и битума. Испытания, проведенные на опытных участках, дали удовлетворительные результаты: улучшилось сцепление шин с дорогой, машины стали меньше скользить при гололеде, а само покрытие лучше выдерживает летнюю жару. ЛИВИЯ. Хорошую оценку заслужили здесь польские дорожники. Предприятие «Дромекс» в 1977 году построило в этой стране 200 км дорог, а в минувшем — уже 420 км. Заключение новых контрактов — результат высокой оценки потребителем новых дорог.18