Г( можно использовать во всех карбюраторных двигателях с исправной системой смазки: достаточно высоком (не менее 2 атмосфер на прогретом двигателе) давлении в магистрали и незагрязненном фильтрующем элементе. И сключение 3. Допустимо дизельные масла групп Б2иВ2 использовать в «запорожцах» при эксплуатации в теплое время года, так как двигатели воздушного охлаждения имеют более высокую рабочую температуру. И сключение 4. Для повышения вязкости допустимо добавлять в масла всех групп авиационные МС-14 и МС-20, не имеющие присадок и обладающие высоким качеством. От использования масла МС-20С лучше воздержаться, так как оно содержит серу. Вязкость смеси масел, имеющих вязкости Xi и Х2, примерно составит: Х сме си = Xi Y, -f + Х 2 (1—Yi), где Yi — доля первого масла в смеси. И сключение 5. Когда двигатель изношен и начинает «есть» масло банками, его нужно капитально ремонтировать или переходить на более густое масло. Если авиационное масло достать не удается, то. остается одно: воспользоваться дизельным — все равно хуже не будет, а 15—20 тысяч километров еще можно проехать. Иногда ещё встречаются старые марки масел. Их маркировали в зависимости от методов производства без учета эксплуатационных качеств. В такой маркировке первая буква означает: «А» — автомобильное или автотракторное, «Д» — дизельное; вторая буква: «К» — сернокислотной очистки, «С» — селективной; наличие третьей буквы «з» указывает, что масло загущенное, а индекс «п» говорит о наличии в нем присадок. Обозначение вязкости в старых и новых марках одинаково. Пример: ДС-11 — дизельное масло селективной очистки, вязкость при 100°С — 11 сСт. Сравнительные обозначения масел, применяемые в СССР и странах СЭВ, приведены в табл. 1. В инструкциях по эксплуатации автомобилей обычно даются следующие рекомендации по применению масла: зимой — одно, летом — другое, всесезонное — третье. Но давайте попробуем прочитать инструкцию глазами автолюбителя из Батуми, где средняя температура зимой плюс 9°, а летом плюс 20°, и из Якутска, где зимой минус27°, а летом плюс 2°. Неужели они должны поступать одинаково? Чтобы составить конкретные рекомендации, очевидно, следует опираться на средние сезонные температуры в районе эксплуатации автомобиля. Мы взяли ГОСТ 16250—70 «Климат СССР», проанализировали характеристики климатических зон и предлагаем рекомендации по применению масел, которые представлены в табл. 2. В качестве исходных классов вязкости масла приняты: для высокофорсированных двигателей — 10, для всех остальных — 8. Числа со знаками плюс или минус указывают, на сколько классов вязкости в сторону увеличения или уменьшения масло должно отличаться от основного (0), применяемого в данной зоне. Например, для новых «жигулей», эксплуатируемых в Свердловске, зимой. следует использовать масло 8-го класса вязкости (—1"; основное — 10, на класс ниже — 8), а на изношенных летом — 14-го класса (+2). Буква «з» означает, что нужно загущенное масло. Если годовой пробег автомобиля меньше установленного между сменами масла, сезонную смену производить нецелесообразно: для этого случая приводится верхняя цифра в клетках таблицы. Если автомобиль эксплуатируется только в теплое время года, следует придерживаться рекомендаций для лета. В последние годы появилось в продаже моющее масло ВНИИНП. Благодаря низкой вязкости оно хорошо вымывает отложения из масляной системы, а значительное количество моющей, присадки обеспечивает удаление лаковых отложений. Промывка способствует сохранению компрессии в цилиндрах, поэтому ее полезно проводить не реже чем при каждой третьей смене масла, даже если марка масла остается. Чтобы промыть систему, нужно слить горячее масло, залить в мотор 2,5 л моющего масла и дать ему поработать при средних оборотах в течение 15 минут, слить, сменить фильтрующий элемент и залить свежее моторное масло. Два слова мотоциклистам. Большая часть присадок в моторном масле вредна двухтактному двигателю — ускоряет износ, засоряет глушитель. Поэтому для приготовления рабочей смеси лучше брать чистые масла, авиационные и индустриальные. ТАБЛИЦА 2 Рекомендуемое маслоДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫВЫПРЯМИТЕЛЬ И ФОНАРЬХмельницкий радиотехнический завод имени XXV съезда КПСС выпускает для автолюбителей два прибора — универсальный выпрямитель ВУ-71М и предупредительный фонарь ФП-1. Выпрямитель, питающийся от 220вольтовой сети, выдает постоянный ток, напряжение которого регулируется ступенчато от 4,75 до 13 В. Это позволяет заряжать и мотоциклетные и автомобильные аккумуляторные батареи. Максимальный зарядный ток — 5 А, его величину в процессе зарядки можно контролировать по встроенному амперметру. Масса выпрямителя — 3.2 кг, цена — 20 рублей.Универсальный выпрямитель ВУ-71М. Предупредительный фонарь ФП-1.Место эксплуатацииНовый двигатель (пробег 40 00060 000 км) зима летоМалоизношенИзношенный (наповыный двигатель блюдается шенный расход (пробег свыше масла основного 40 000 — класса вязкости) 60 000 км) зима лето зима Оз +1 0 + 1з +;2 и более +2 и более летоВся территория восточнее Урала и севернее широты Джезказгана, кроме Приморья и Южного Сахалина Европейская территория РСФСР севернее. Волгограда, Приморье, Южный Сахалин Остальная европейская территория СССР, кроме Закавказья Закавказье, азиатская территория СССР на широте Джезказгана и южнее-ч-'з°°з'0 000°з-1з 0з 03 +1 0 +1 +1 +К+2)Предупредительный фонарь (он или треугольник должны быть принадлежностью каждого автомобиля), питающийся от трех элементов «373», хорошо виден на большом расстоянии. Реле, собранное на транзисторах, обеспечивает мигание лампы с. частотой 60±20 вспышек в минуту. Масса фонаря — 0,6 кг, цена с батареями — 11 руб. 50 коп. Торгующие организации могут обращаться по адресу: 280016, г. Хмельницкий, хмельницкий радиотехнический завод. ТЕЛЕПРЕССТОРГРЕКЛАМА+1. +1 +1+ 1 и более +2 и более + 1 и более +2 и болееДЛЯ ВАС И ВАШЕЙ МАШИНЫ0+1027