ПУСТЬ В КАЖДОМ СЕРДЦЕ ОТЗОВЕТСЯ— Во время многокилометрового марша в колонне, которым обычно завершается предэкзаменационная подготовка наших питомцев, Курсантам была дана сложная вводная, — говорил мне мастер вождения одной из грузинских автошкол ДОСААФ. — А сложилась вот какая ситуация: дорога, которую я знал как свои пять пальцев, петляла в горах, затем пошла резко вниз. Слева отвесные скалы, справа крутой обрыв. Колонна несколько растянулась, увеличились дистанции между автомобилями. И тут я даю вводную: «отказали тормоза»... У курсанта дрогнули щеки, напряглись руки, но только на какое-то мгновение. Вижу, собрался парень, быстро переключился на торможение двигателем, рулит вплотную к скалам. Впереди автомобили товарищей. И тут вдруг — каменный выступ. Курсант направляет левое колесо прямо на него. Расчет правильный. Если бы на самом деле отказали тормоза, машина, царапнув о камень, может быть, немного развернулась поперек дороги, но остановилась. Катастрофа была бы предотвращена. Однако я внимательно следил за действиями своего подопечного и выправил положение ещё до встречи с выступом скалы. Результат этой вводной и поведение будущего водителя, проявившего хладнокровие, выдержку и умело действовавшего в сложной обстановке, стали предметом обсуждения среди курсантов. Конечно, в практической подготовке воинов-водителей не всегда представляется возможность создавать подобные трудные ситуации, умелый и безопасный выход из которых зависит не только от мастерства, но прежде всего от самообладания юноши. Тем не менее в учебных организациях ДОСААФ за последнее время все чаще стараются усложнять обучение — на автодромах, в условиях интенсивного движения и бездорожья выполнять различные вводные по устранению неисправностей в пути и т. д. Думается, это один из самых верных путей профессиональной и одновременно психологической подготовки будущих защитников Родины, выработки у них мужества, собранности и других волевых качеств. В свою очередь, психологическая закалка — составная, неотрывная часть комплексного подхода к воспитанию молодежи, позволяющего получить сплав убеждений и умения', чувств и навыков. Комплексный подход — пбнятие, мы знаем, широкое, включающее политическое, трудовое, нравственное, физическое воспитание и другие элементы. Многие наши учебные организации, выполняя решения партии, накопили уже серьезный опыт такого комплексного подхода к военно-патриотическому воспитанию будущих воинов, умелого сочетания процессов обучения и боепитания. Наряду с технической, физической и психологической подготовкой в практике работы автомобильных и технических школ оборонного Общества важное место занимает воспитание будущих воинов-водителей на героических традици-О комплексном подходе к воспитанию будущих военных водителейях народа и армии, на подвигах героев фронтовых дорог. Встречи с ветеранами войны и труда, походы, автомотопробеги по местам революционной, боевой и трудовой славы, окрашенные романтикой подвигов людей старших поколений, лектории будущего воина — эти и другие проверенные на практике формы работы вызывают отклик в сердцах и умах молодых людей, помогают воспитать чувство ответственности за безопасность Отчизны, готовность наилучшим образом выполнить воинский долг, Успешно, например, внедряется комплексный подход к воспитанию курсантов в рязанской образцовой автомобильной школе, которую уже много лет возглавляет опытный, знающий дело руководитель Н. Подзолов. Здесь стало хорошим правилом составлять перспективные и текущие планы политико-воспитательной работы на весь период обучения, подкрепляя и конкретизируя их месячными планами по школе и по каждой группе отдельно. Это помогает держать в поле зрения «мелочи» и индивидуальную работу, что, в конечном итоге, и делает планы эффективными. Пример умелого индивидуального подхода к каждому курсанту показывает один из лучших преподавателей школы А. Ерошеня, о котором уже писал журнал. За последние четыре года все выпускники его групп стали хорошими водителями и отлично служат в рядах Советской Армии. Свыше двадцати отзывов о высокой технической и моральнопсихологической подготовке выпускников этого преподавателя получено из воинских подразделений. Секрет успеха наставника в том, что он с первого дня занятий стремится изучить каждого курсанта, находит время для работы с ребятами ив классе и во внеурочное время. Рассказывает о подвигах водителей на войне, в их числе — о воспитаннике рязанского ныне высшего военного автомобильного инженерного училища Герое Советского Союза Сергее Ивановиче Полежайкине, имя которого навечно занесено в списки 1-й роты училища. Продуманно ведется воспитание курсантов на героических традициях в уссурийской автомобильной школе ДОСААФ. Здесь юношей обязательно знакомят с замечательными подвигами земляка — водителя «катюши» Героя Советского Союза Василия Мефодьевича Ефимова. Кстати отметим, что в Издательстве ДОСААФ вышел из печати многокрасочный альбом, посвященный военным водителям Героям Советского Союза, в который включены и краткие рассказы о подвигах водителей легендарной ладожской ледовой трассы. МатериалыаЛьбома послужат хорошим подспорьем, в воспитании молодых людей на героических традициях фронтовых шоферов. Примечателен опыт вильнюсской образцовой автошколы. Здесь в комплексном плане учебной и воспитательной работы значительное место отводится укреплению материально-технической базы. Преподаватели и мастера, а им помогают многие курсанты, стремятся внести свой вклад в усовершенствование Помещений и оборудования для обучения и спорта. Выпускники школы, как правило, значкисты ГТО, разрядники. Многое делается и для выработки у них практических навыков, необходимых будущим военным водителям. Рядом расположена вильнюсская ДЮСТШ, в которой занимаются сотни Подростков. Это спортивный резерв автошколы. И правильно поступают руководители учебной организации, уделяя самое серьезное внимание подросткам, приглашая их на многие массовые мероприятия, и прежде всего на соревнования, Заместитель начальника школы Герой Советского Союза П. И. Сирагов помогает руководству ДЮСТШ планировать и организовывать работу с ребятами. Большую помощь в воспитательной работе коллективу автошколы ДОСААФ оказывают шефы из воинской части. Нередко проводит с курсантами политзанятия, беседы политработник Л. Мартынов, Будущие солдаты присутствовали не так давно на торжественном принятии военной присяги, Поучительно проходят встречи солдат с курсантами. Те, кому предстоит надеть военную форму, знакомятся с боевой техникой, бытом воинов, с экспонатами музея боевой славы. Разумеется, каждая учебная организация, составляя комплексные планы воспитания курсантов, исходит из своих конкретных возможностей. Отмечу лишь одно важное условие успехов в выполнении плана. Это опора на общественный актив. Характерен в данном случае пример новотроицкой автомобильной школы в Оренбургской^области. Здесь неоценимую помощь в воспитании оказывают офицеры запаса ив отставке. Они инициаторы и организаторы военно-патриотических мероприятий, много сил отдают индивидуальной работе среди курсантов. Таких автошкол, как новотроицкая, немало среди учебных организаций оборонного Общества. Искать пути к сердцу каждого курсанта, готовить верных защитников Родины—патриотический долг старшего поколения. Горячее слово ветерана всегда отзовется в сердце каждого, кто готовится к ратной службе. VIII Всесоюзный съезд ДОСААФ поставил перед кадрами, активистами Общества задачу и впредь повышать уровень политико-воспитательной работы молодежи, обеспечить комплексный подход в большом деле, каким является подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах. Г. ФРОЛОВ, старший инспектор ЦК ДОСААФ СССР