СТАРТУЮТ СНЕГОХОДЫТак уж повелось — стоит появиться новому индивидуальному средству передвижения, как оно тут же попадает в орбиту спорта. Именно спорт часто выполняет роль самого эффективного пропагандиста новой машины. Вспомним хотя бы историю мотоцикла н автомобиля и производных от них карта и багги (последние закрепились только в спорте). Не стал исключением и снегоход, который в пору становления именовали и мотосанями, и мотонартами, и даже мотолыжами. В Рыбинске, на родине отечественных серийных снегоходов, получивших название «Буран» (см. «За рулем», 1973, Ш 11; 1974, № 6), еще в 1973 году стали проводить сначала городские соревнования, а затем, когда машин было выпущено уже порядочно, — межобластные. В нынешнем году состоялись вторые соревнования на призы рыбинского производственного объединения моторостроения, посвященные выборам в Верховный Совет СССР. На старт вышли 32 гонщика, представлявшие местные коллективы и спортивный клуб «Родина» из подмосковного города Химки. В первый день они состязались на пересеченной местности, где снежная целина в поле чередовалась с крутыми подъемами и спусками, поворотами, кочками и трамплинами. В отличие от мотоциклетной кроссовой трассы эту не готовили специально, если не считать пробных проездов по ней для разметки флажками. Зрелищно гонка на снегоходах напоминает мотокросс — почти такие же скорости, прыжки и, конечно, борьба, захватывающая и участников, и зрителей. Управление снегоходом в условиях соревнований — дело очень трудное. Оно требует не только мастерства, но и больших физических усилий. Дело в том, что у «Бурана» две гусеницы и одна управляемая лыжа, поэтому он мало маневрен. Чтобы заставить повернуть эту тяжелую (около 300 кг!) машину, приходится изо всех сил, руками, а иногда и помогая корпусом, держать руль в нужном положении. Если к этому добавить сильные толчки от неровностей на «дороге», то станет понятным состояние гонщика, когда он, закончив получасовой заезд, еле сходит с машины. А после тридцатиминутного отдыха — снова старт. По сумме очков в двух заездах кросс выиграла команда отдела главного конструктора объединения,, а лучшим был С. Луковкин — водитель-испытатель КВ. Во второй день спортсмены соревновались на снежной дорожке стадиона протяженностью около 400 метров. Как ив спидвее, 16 участников, стартуя вчетвером, проводят 20 заездов по четыре круга. Победитель определяется также по сумме очков, набранных во всех заездах. Зрители, пришедшие на стадион, не побоялись мороза и были вознаграждены — они стали свидетелями интересной борьбы. Участники развивали на прямых скорость около 70 км/ч, а на поворотах снижали ее до 40—50 — к этому вынуждала опять же низкая маневренность машины. Случалось, снегоходы вылетали с дорожки на снежный вал, были падения, но все обошлось благополучно. Командную победу на треке с преимуществом в одно очко завоевали гонщики СТК ДОСААФ «Буран». Им был вручен кубок журнала «За рулем». Соревнования в Рыбинске убедили, что гонки на снегоходах весьма перспективны. Снегоход дает возможность мотоциклистам (которые, кстати говоря, наиболее успешно и быстро осваивают его) поддерживать спортивную форму, позволяет проводить интересные соревнования в средней полосе страны в течение четырех — шести месяцев, а в северных районах — большую часть года. Отрадно отметить плодотворную работу по улучшению качества машин. Внедренные за последние годы конструктивные и технологические изменения (см. «За рулем», 1979, № 3) заметно улучшили техническую характеристику «Бурана» и намного повысили его надежность. Достаточно сказать, что даже в соревнованиях, где машины испытывают практически максимальные нагрузки, почти не было сходов по техническим причинам. Это говорит ио резервах дальнейшего совершенствования «Бурана», которые в той или иной мере использовали спортсмены, готовившие машины самостоятельно. Ныне, когда спрос населения на снегоходы постепенно удовлетворяется, появилась возможность использовать их для спортивных целей в клубах и секциях. Дальнейшему развитию этого вида спорта могла бы содействовать федерация мотоспорта, которая пока только приглядывается к снегоходам. Пришла, очевидно, пора подумать о снегоходах, предназначенных специально для спорта. Для начала это может быть модификация «Бурана», а затем должен появиться одногусеничный снегоход — более простой, легкий, маневренный и скоростной. Соответственно снизится его цена, а значит он будет доступней для молодежи. Тогда в повестку дня встанут и соревнования на личных снегоходах, подобно тому, как стартуют владельцы автомобилей и мотоциклов. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, спецкор «За рулем» г. Рыбинскночные специальности. И все же публичное признание, слава, если хотите, пришла к ним на зимних дорожках ипподромов. Свою роль сыграли в этом телевидение, пресса, но главное заключается в самой зрелищности этих соревнований, в той возможности, которую они предоставляют зрителю стать как бы соучастником гонки, отдавать ей свои эмоции. Нужно ли говорить, сколь это украшает соревнование, придает ему остроту, привлекательность. Тем, кто бывал на ипподроме в Москве или Куйбышеве, в Перми или Ижевске, в Калинине ' или Горьком, одинаково хорошо знаком дружный голос трибун, аккомпанирующий заездам и выражающий всю гамму чувств: восторг и радость, досаду и разочарование. В условиях, когда все больше и больше людей тянется к автоСпорту как к зрелищу, близкому всем, кто за рулем, при крайне малом у нас количестве кольцевых трасс (к тому же не все из них способны принять зрителей, как, например, киевская), при долгой зиме, сокращающей сезон на пятьшесть месяцев, трековые гонки быстро пробили себе дорогу, получили горячее одобрение и доказали, что они не эрзац, а истинный,. в чистом виде автомобильный спорт. Выбрав трек-ипподром в качестве арены для состязаний сильнейших гонщиков страны на призы журнала, редакция взяла на себя и персональное приглашение участников, что принято в организации подобных встреч. И если в прошлом году все в этом смысле обошлось гладко, то в нынешнем... Телеграммы, телефонные звонки, визитеры от заводов, спортклубов. Просили, предлагали, на все лады расхваливали достоинства своих кандидатур. Но в расчет принималось только одно. Опираясь на консультации специалистов, мы пригласили действительно лучших из лучших. Когда на пресс-конференции каждый из них сам представлял себя (таково неписаное условие), от одного лишь перечисления медалей и титулов могла закружиться голова. Те, кто думает, что перед началом соревнований волнуются одни только гонщики, глубоко заблуждаются. Не меньше волнений у организаторов. В этом качестве выступают московский городской комитет ДОСААФ со своим спорттехклубом и редакция. Все ли удастся как задумано: и необычный церемониал открытия, и сама гонка, и запланированные сюрпризы? Не будет ли сбоев, накладок, «ЧП»? Мы стоим напротив трибун и удивляемся, как смогли они -вместить столько зрителей — забиты все проходы, все лестницы. Самые азартные заняли места за полтора часа до начала — повыше и ближе к поворотам. Как ни эффектна прелюдия — оркестр, нарядные девушки с цветами, выезжающие на «тройке» снегоходов, и многое другое, главное — впереди. Все понимают: в таком созвездии имен никто не пожелает быть статистом. И в предвкушении впечатляющего зрелища гудят трибуны. Конечно же, называют фаворитов. Это прошлогодний победитель гонки А. Козырчиков с АЗЛК, его одноклубник И. Астафьев, за неделю до этого став-