ЗАПЛАНИРОВАННАЯ НЕОЖИДАННОСТЬЛюди, так или иначе связанные с обучением водителей, с вопросами обеспечения безопасности движения, прекрасно знают, что первоначальные водительские навыки лучше формировать на специальной площадке, где можно обеспечить новичкам гарантированную безопасность. Именно так чаще всего и делается; троганье с места, начальные упражнения, преодоление препятствий на автодроме. Урок за уроком начинающий накапливает опыт. Преподаватели, мастера вождения стараются всеми средствами подготовить ученика к встрече с дорогой. Но самое трудное для наставника — воспитать у будущего водителя готовность к действию в критической ситуации. Неожиданное всегда остается неожиданным. Статистика показывает, что большая часть дорожно-транспортных происшествий лежит на совести водителей, и чаще всего они обусловлены неумелыми действиями человека за рулем при резких, непредвиденных изменениях дорожной ситуации. Поскольку плотность транспортных потоков и сложность ориентации в дорожной обстановке год от года растут, жизнь заставляет пересматривать устоявшиеся принципы обучения. Например, у нас в войсках все чаще используют для обучения вождению по скользким дорогам площадки, залитые льдом или жидкой грязью. При этом специалисты полагают, и, вероятно, справедливо, что водитель, научившийся управлять автомобилем на очень скользком покрытии, легко выйдет из любого заноса, тем более справится с управлением на обычной дороге. Развивая эту идею, можно предположить, что, если бы, скажем, при обучении на специально оборудованном маршруте автодрома водители отрабатывали действия в критических ситуациях, то в обычных условиях они, конечно, ездили бы успешнее, увереннее. В нашем рязанском высшем военном автомобильном инженерном училище ив ряде воинских частей предпринята попытка ответить на этот вопрос. Обычный кольцевой маршрут — он показан на схеме — оборудуется комплексом несложных технических средств, позволяющих неожиданно осложнять дорожную ситуацию. Например, перед автомобилем, приблизившимся к железнодорожному переезду, неожиданно закрывается шлагбаум. Или, скажем, из-за стоящего автомобиля появляется манекен пешехода. Или;.. Впрочем, этих «или» может быть много — столько же, сколько в действительной жизни, на настоящей дороге. Важно, чтобы и тут сохранялся элемент неожиданности — ведь только в этом случае можно добиться поставленной цели. Применены следующие решения. Вопервых, технические устройства легко убираются, их можно менять местами, и, значит, водители не успевают привыкнуть к обстановке. Во-вторых, все устройства срабатывают от датчиков, которые включает сам автомобиль. А датчик можно располагать каждый раз на ином расстоянии от устройства. Наконец, в каждом устройстве предусмотрен блок управления, имеющий три программы. Программа задается руководителем занятия, и ее можно менять на ходу. Она позволяет устройству срабатывать не каждый раз, а, допустим, при втором или третьем прохождении. Поскольку все это происходит на автодроме, где обучаются новички, пришлось подумать ио сохранности технических средств. Каждое из них (шлагбаум, манекен и т. п.) может отклоняться с поворотом на 90° — то есть убираться с проезжей части в случае, если автомобиль на него наезжает. Надеемся, что преподаватели и мастера обучения вождению, работающие в организациях ДОСААФ, выскажут свое мнение по поводу оборудования такого маршрута на автодроме и предложат свои технические решения. Это и будет нужным продолжением разговора. Ю. ВОКРАЧКО, С. ЗАХАРИЙ г. РязаньВарианты неожиданного создания нритичесиои ситуации на дороге. Примерная схема маршрута с устройствами, создающими неожиданные дорожные ситуации : 1 — ж елезнодорожный переезд с автоматическим шлагбаумом; 2 — устройство ослепления водителя; 3 — устройство, и митирующее выход пешехода из-за стоящего автомобиля; 4 — устройство, имитирующее внезапное появление предмета на проезжей части; 5 — устройство, и митирующее выезд автомобиля из бонового проезда; 6 — устройство, и митирующее выход пешехода на проезжую часть; 7 — устройство для отработки реакции водителя на световой сигнал ; 8 — устройство, забрызгивающее лобовое стекло автомобиля; 9 — меняющиеся дорожные знаки; И — фиксатор прохождения рубежа (датчик).