КУЗОВно нанести кистью. Это менее удобно и дает неравномерную по толщине пленку, но никак не сказывается на ее защитных свойствах. Третье. При уходе и техническом обслуживании автомобиля следует придерживаться нескольких простых правил, существенно повышающих сохранность защитно-декоративных покрытий, а следовательно, и их профилактические свойства. Не мыть машину «всухую» или влажной тряпкой. Мыть следует волосяной щеткой или губкой, обильно поливая отмываемое место водой. Засохшую грязь вначале размачивать водой. Избегать, по возможности, мытья ма? шины при температуре ниже 0 С. Не выезжать из теплого помещения на мороз с мокрым кузовом. Не создавать резкого перепада температуры на защитно-декоративных покрытиях, то есть не мыть холодный кузов горячей водой, равно как нагретый кузов — холодной. Периодически надо мыть машину автошампунями (любыми), в частности перед полированием, поскольку вода удаляет не все загрязнения. Перед применением шампуня поверхности надо отмывать от пыли и грязи, а после шампуня — тщательно промывать водой. Не применять для мытья морскую воду, соду, керосин, бензин и минеральные масла. Избегать частой машинной мойки автомобиля. Такая мойка (особенно без шампуня и полироля) считается для лакокрасочной поверхности слишком жесткой. Не закрывать автомобиль влагонепроницаемым чехлом (из брезента, клеенок и т. п.), под которым образуется «паровая баня», обязательно вызывающая отслоение и вздутие эмали и очень активизирующая развитие коррозии. Это, разумеется, не относится к специальным брезентовым тентам на каркасе ис вентиляционными клапанами. Четвертое. Периодически надо внимательно осматривать всю окрашенную поверхность кузова для выявления повреждений эмали, которые могли появиться от ударов камней, царапин, вздутий, трещин и т. д. Эти повреждения чаще всего вначале бывают малозаметными, но именно в таком состоянии их легко «залечить» с наибольшим эффектом. Через год обнаженный металл будет поражен коррозией уже в 100 раз большего объема. При осмотрах важно обращать внимание и на появляющиеся на поверхности эмали точечные пятнышки ржавчины. Они свидетельствуют о том, что в этом месте есть повреждение покрытия до металла, хотя оно еще скрыто неотколовшейся эмалью. Нет необходимости немедленно и всерьез ремонтировать его, но на учет надо взять и сразу же «запломбировать» обнажившийся металл, поддерживая дальше в таком состоянии до какой-либо серьезной работы по подкраске кузова. Пломбировка заключается в том, что просушенную обнажившуюся металлическую поверхность покрывают автоконсервантом, смазкой ВТВ-1 в аэрозольной упаковке или консервантом порогов «Мовиль», а если их нет под рукой—то любой консистентной смазкой. Ремонт мест с мелкими повреждениями лакокрасочного покрытия целесообразно проводить не реже одного раза в год. Работа это несложная, но делать ее надо тщательно, особенно подготовительные операции. Прежде всего следует снять пломбирующее покрытие и обезжирить поврежденные места. Лучше всего это Сделать уйат-спиритом или автоочистителем битумных пятен. В крайнем случае можно обойтись бензином (неэтилированным, конечно), но при этом придется сначала проверить, не оказывает ли бензин вредного действия на эмаль, которой окрашена машина. Затем остро заточенным кончиком стального ножа зачистите обнаженную металлическую поверхность от ржавчины до блеска, чуть-чуть увеличив площадь открытого металла, чтобы убедиться, что на прилегающих местах под краской нет ржавчины и эмаль держится крепко. Вздутия и трещины осторожно вскройте кончиком ножа, стараясь сохранить по возможности меньшей вскрытую площадь, и также счистите ржавчину. Если все же остатки ее не удалось или трудно снять полностью, следует воспользоваться автоочистителем ржавчины (не преобразователем). Желеобразную пасту автоочистителя наносят на поверхности, очищенные от пластовой и рыхлой ржавчины. Попадание его на лакокрасочное покрытие вокруг поврежденного места за время работы (30 минут) никакого вреда эмали не принесет, но хромированные поверхности он портит. После снятия автоочистителя поврежденное место вытирают, снова обезжиривают чистым уайт-спиритом, просушивают и сразу покрывают грунтом. В противном случае очищенное место снова и быстро начнет ржаветь и обработку придется повторять. Места повреждения, не обрабатывавшиеся автоочистителем, также обезжиривают и грунтуют. Грунт наносят так, чтобы он полностью закрыл обнаженную металлическую поверхность вплотную к окружающему лакокрасочному покрытию. Это удобно делать кончиком тонкой кисточки для рисования. Когда грунт высохнет, его, также кисточкой, прикрывают в два-три слоя (с промежуточной сушкой) прилагаемой к автомобилю ремонтной нитрокомбинированной эмалью. Считаем нужным еще раз подчеркнуть, что все приведенные здесь рекомендации по уходу ва наружными окрашенными поверхностями кузова автомобиля даны в целях усиления и сохранения защитных качеств покрытий и предотвращения коррозионного поражения элементов кузова со стороны этих поверхностей. Наши рекомендации не исчерпывают того, что следует делать в процессе эксплуатации автомобиля для сохранения внешних, декоративных качеств покрытия (цвета, блеска, предотвращения появления пятен и т. п.), но это и не входит в рамки поставленной здесь задачи и должно быть темой специального разговора.Читатель — журнал — завод НА ЧТО РАССЧИТАНА «НИВА»«Почему у «Нивы» несущий кузов? Долго ли прослужит она при эксплуатации по грунтовым дорогам и бездорожью?» — спрашивает В. Бочаров из Сарапула. Этот же вопрос задают Ю. Порываев из Читы, многие другие читатели. Некоторые из них жалуются на поломки переднего моста ВАЗ—2121. Со всеми вопросами автолюбителей редакция ознакомила «АвтоВАЗтехобслуживание». Как сообщил заместитель главного инженера управления В. Калинин, несущий кузов «Нивы» обладает достаточно высоким запасом прочности, надежности, что, кстати, подтвердили сложные пробеги, в которых участвовал и журнал «За рулем». Прочность же вездехода «Ниве» не нужна. Дело в том (это должны помнить и те, кто уже имеет «Ниву», и те, кто только собирается ее купить), что ВАЗ—2121 все же остается легковым автомобилем. Вот почему в инструкцию по эксплуатации машины в раздел «Вашему вниманию» включены такие строки: «Автомобиль легок в управлении, комфортабелен, обладает высокими динамическими и скоростными качествами на шоссе, ставящими его в один ряд с обычными легковыми автомобилями. Но, в отличие от них, он обладает повышенной проходимостью в условиях размокших грунтовых дорог, песчаной и заснеженной местности. Тем не менее следует. всегда помнить, что автомобиль не предназначен для постоянной эксплуатации в тяжелых дорожных условиях». Вот уже почти два года Волжский автозавод накапливает материалы по эксплуатации «Нивы». Приобретенный за это время опыт позволяет сделать такой вывод: прочность кузова не устраивает тех, кто нарушает заводскую инструкцию. Что касается замечаний о поломках Переднего моста, то и на этот вопрос отвечает инструкция: «При эксплуатации автомобиля по тяжелым участкам дорог (грязь, пески) следует чаще проверять после тщательной мойки: состояние сальников ступиц передних колес и смазки; ...тормозных накладок колодок передних тормозов; ...защитных резиновых чехлов шаровых опор подвески, шарниров рулевых тяг и шарниров привода передних колес. Если чехол поврежден, то в шарнир проникает вода и грязь, что вызывает его усиленный износ и разрушение. Поврежденный чехол надо немедленно заменить новым». Завод все время работает над усовершенствованием конструкции машины, повышением ее долговечности. Например, сейчас завершаются эксплуатационные испытания новых защитных чехлов шарниров равных угловых скоростей, сальников ступиц передних колес, других деталей. Тем не менее внимание будущих и настоящих владельцев «Нивы» следует обратить на то, что надежность автомобиля во многом зависит от выполнения рекомендаций заводской инструкции, строгого соблюдения периодичности и полноты обслуживания по талонам сервисной книжки. Учитывая, что ВАЗ—2121 имеет оригинальную конструкцию привода передних колес, раздаточной коробки, ряда других узлов и деталей, завод рекомендует обслуживать машины на тех станциях, которые выполняют гарантийный ремонт автомобилей ВАЗ. И в заключение ответа Б. Калинин от имени производственного объединения «АвтоВАЗ» поблагодарил всех автолюбителей, предоставивших объективную информацию.По письму приняты мерыАвтолюбитель В. Макаров из Донецка пожаловался на недобросовестность некоторых работников местной СТО № 2. Его претензия была рассмотрена по просьбе редакции областным объединением «Донецкоблавтотехобслуживание». Генеральный директор объединения В. Гриб сообщил, что за бесконтрольность в сроках исполнения заказа диспетчеру производства А. Величко объявлен строгий выговор. За недоброкачественное выполнение работ по окраске машины, грубость с заказчиком маляру Л. Мосиной также объявлен строгий выговор. Недостатки, допущенные при ремонте машины В. Макарова, устранены.29