ПО ЗАКОНУ ДРУЖБЫ1979 год отмечем важной датой в истории братских отношений стран социалистического содружества — 30-летием СЭВ. За 30 лет народы стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи под. руководством коммунистических и рабочих партий осуществили коренные социально-экономические преобразования, успешно претворяют в жизнь свои широкие социальные программы, которые включают и развитие спортивного движения, туризма, организацию отдыха трудящихся. Принципы братского сотрудничества, дружбы, взаимопомощи помогают двигать вперед автомотоспорт, автомототуризм, все в больших масштабах ставить их на службу социального и технического прогресса в странах социалистического содружества. На этой странице мы публикуем ответы на вопросы «За рулем», которые дали корреспонденту журнала руководящие работники организаций, ведающих автоспортом и автотуризмом в ГДР и НРБ. 1. Что примечательного произошло в жизни ваших организаций, в развитии автоспорта в стране за последние годы) 2. Какие международные соревнования по автомотоспорту, проводимые у вас, пользуются наибольшей популярностью! 3. Как вы оцениваете состояние дружеских контактов соцстран в области автомотоспорта, их перспективы, и какие проблемы, на ваш взгляд, заслуживают внимания в этой области) ГЕРД ТОМ — генеральный секретарь ВНМС — Всеобщего немецкого мотоспортивного союза. 1. Наш Союз объединяет сегодня 63 тысячи членов. Он располагает 520 клубами, организует полторы тысячи соревнований по 18 видам спорта — автомобильным, мотоциклетным, водно-моторным. Но если говорить о самом примечательном в его работе за последнее время, так это все-таки не чемпионаты, не гонки и не кроссы, а массовые спортивные акции, цель которых повысить водительское мастерство, техническую подготовку многих тысяч водителей. В первую очередь тут надо назвать «Трассу НБИ». Совместно с «Нойе берлинер иллюстрирте» — популярным еженедельником — мы обратились к мотоциклистам с предложением: испытать себя, проверить свои способности за рулем. В каждом районе проходят теперь открытые старты. «Трассы НБИ» — это слалом, проезд по доске, маневрирование, преодоление водной преграды и так далее. За три, пять, десять успешных стартов вручаются наклейки трех степеней (трех цветов). Они, разумеется, не дают привилегий, но в глазах дорожной полиции имеют определенный вес. К середине года 25 тысяч юношей прошли «Трассу НБИ». Нечто похожее заложено в другой акции — «Участвовать может каждый», — рассчитанной на автомобилистов. Здесь тоже проверяется водительское умение в слаломе, при парковании, торможении. Для более подготовленных водителей мотоциклов предлагается еще одно массовое соревнование — «Победи мастеров». Известный кроссмен или мастер многодневки на обычной дорожной машине проходит облегченную трассу. -Его время стремится перекрыть каждый из участников, показать все, на что способен. Здесь важно подчеркнуть социальную значимость этой массовой работы нашего Союза, в особенности с мотоциклистами. Используя интерес к моторной технике, мы через соревнования, доступные всем или многим, решаем и проблему свободного времени молодежи. Не бездумная, порой опасная езда на высоких скоростях во имя острых ощущений, а соревнования на закрытых трассах, которые организуют, воспитывают, учат. Все эти массовые спортивные мероприятия приурочены к отмечаемой в этом году 30-й годовщине Германской Демократической Республики. Моторизованные граждане ГДР приходят к этой дате, обогатив себя опытом соревнований, повысив водительское мастерство, технические знания. Через спорт, с помощью спорта мы обучаем безопасному вождению, умению выходить из трудных ситуаций и таким образом помогаем обеспечить порядок на дорогах нашей республики. При этом мне хотелось бы отметить роль во всех этих массовых спортивных мероприятиях ГСТ — общества «Спорт и техника», оборонной организации ГДР. Из других примечательных событий последних лет следует назвать, наверно, успехи мотогонщиков и мотоциклов ГДР в многодневных соревнованиях. Снова марка «МЦ» в числе ведущих в мире. Я имею в виду победу Манфреда Егера в чемпионате Европы на МЦ-504 (класс 500 см3), успех Харальда Штурма в классе 350 см3. 2. Наиболее посещаемы и любимы в ГДР шоссейно-кольцевыё гонки — мотоциклетные и автомобильные. На первом месте здесь стоят два соревнования — «Шляйцердрейек» (150 тысяч зрителей) и «Заксенринг» (120 тысяч). Они проходят в течение трех дней — пятницы, субботы, воскресенья и неизменно выливаются в большое событие. Целыми семьями отправляются люди на эти соревнования, которым отводит много места в своих программах телевидение, радио. 3. Думаю, что нынешние контакты соцстран в автомобильном и мотоциклетном спорте иначе как хорошими не назовешь. Они взаимно обогащают, двигают спорт вперед, укрепляют дружбу. Мы ежегодно принимаем 500 спортсменов братских стран только в рамках календарей ФИМ и ФИА. А если прибавить еще прямые контакты с клубами граничащих с нами ПНР и ЧССР, то это число возрастет до 15 — 20 тысяч в год. Мне кажется, большой 'заслугой нашего содружества стала и разработка технической концепции развития автомотоспорта на базе автомобилей и мотоциклов производства социалистических стран. Но это не значит, что у нас нет проблем, требующих общего решения. Одна из них — строительство специальных трасс, автодромов. Обычные дороги, перегруженные транспортом, оставляют все меньше возможностей для использования их в спортивных целях. Другая — спортивная техника. В наше время ее развитие идет колоссальными темпами. Чуть ли не каждый год меняются модели, растут мощность, скорости. Все это требует немалых средств. Значит, нужно наперед рассчитывать наши общие возможности и не упускать из поля зрения техническую базу массового спорта. Я имею в виду не только уже сложившиеся направления в рамках сотрудничества соцстран —': ралли, кольцевые гонки, картинг и так! далее, но и перспективные. Скажем, багги, которые у нас в ГДР получают все большее развитие. ЙОРДАН БОЙНУЗОВ — первый заместитель председателя Союза болгарских автомобилистов. 1. Последние годы отмечены заметным ростом авторитета нашего Союза, ростом числа его членов. За .-десять лет оно увеличилось более чем в три раза и составляет теперь 400 тысяч. Это закономерный процесс, отражающий темпы автомобилизации в Болгарии. И не последнее место в нем занимает автоспорт. Он, при нынешней его популярности, привлекает в Союз все новые и новые силы, укрепляет его влияние среди автомобилистов. В минувшем году мы организовали две тысячи автомобильных соревнований при участии около 40 тысяч автомобилистов (десять лет назад их было всего 4 тысячи). Согласитесь, что для страны t населением около девяти миллионов это внушительная цифра. Но сама по себе она еще не дает представления об истинном размахе • автоспорта. Здесь необходим. комментарий. Автоспорт приравнен к основным разделам работы организаций нашего Союза. Каждая из них обязана провести минимум одно соревнование в год. Но у нас есть и такие, которые ежемесячно проводят одно-два состязания. Например, в городе Севлиево Габровского округа в прошлом году состоялось 16 одних только ралли! И это не исключение. Единый календарь соревнований предоставляет широкие возможности любителям автоспорта. Его основа — комплекс «автомобилист—спортсмен». Каждый, кто хочет приобщиться к автоспорту, повысить свою водительскую квалификацию, заканчивает специальные курсы (теория и практика!), которые действуют повсеместно, и получает звание «водитель-спортсмен». В прошлом году почти 19 тысяч человек удостоены этого звания. Они допускаются к соревнованиям чемпионата по автомногоборью, который организуется в трех группах водителей личных и государственных автомобилей. Наш календарь включает чемпионаты республики по ралли, по горным, шоссейно-кольцевым гонкам, по автокроссу (багги и легковые автомобили). Болгария, насколько нам известно, первая из стран, где проходит чемпионат по ралли среди женских экипажей. Особо следует отметить успехи картинга — самого молодого у нас вида автоспорта. Ему нет и десяти лет, но в рамках Союза действует девять школ юных картингистов, построено 12 трасс, создана Федерация картинга. Как само собой разумеющееся пришли к.нам и успехи на международной арене — победа в чемпионате балканских стран по ралли, первое место И. Чубрикова в «Средиземноморском ралли» (он выступал на «Ладе») и другие. 2. Самое популярное — ралли «Золотые пески», о котором не раз рассказывал журнал «За рулем». Что здесь можно еще добавить? Разве только то, что идея такого ралли европейского масштаба — это не что-то случайное, а результат развития автомобилизма в стране, организаторских и материальных возможностей нашего Союза. Через это ралли мы установили прочные контакты с Международной автомобильной федерацией (пять лет назад в НРБ состоялся конгресс ФИА), через ралли мы пропагандируем в мире социалистическую Болгарию как страну автомобильного туризма, через ралли мы приобретаем тысячи и тысячи новых друзей автоспорта. Один лишь пример. После завершения ралли «Золотые пески-79» к нам обратились с предприятий Варны, Руссе, Врацы, из одного софийского техникума, других первичных организаций нашего Союза с просьбой создать у них секции автоспорта. А до начала ралли с таким предложением вошли к нам десять организаций при министерствах, крупных предприятиях, институтах. Вообще трудно чтолибо сравнивать у нас из спортивных событии с «Золотыми песками». В нынешнем году, несмотря на непривычно ранние апрельские сроки ралли, свыше 100 тысяч зрителей из всех округов страны присутствовали на трассе. 3. Все, о чем здесь шла речь, стало возможным в результате помощи братских стран, обмена опытом. Ведь надо иметь в виду, что у Болгарии нет собственного автомобилестроения. Наши контакты приносят неоценимую пользу. И их надо всемерно расширять; Скажем, в обмене технической документацией по подготовке машин к соревнованиям, в обучении механиков, в развитии картинга. Из проблем, требующих совместного решения, я бы в первую очередь назвал материальное обеспечение автоспорта: машины, спортивные шины, запчасти и так далее.6