НА ДОМАШНЕМ ЭКЗАМЕНЕРазличны интересы наших читателей. Одних привлекают в журнале прежде всего советы по эксплуатации автомобиля или мотоцикла, других — описания новых конструкций машин, третьих — результаты спортивных состязаний, четвертых — опыт преподавательской работы. Но есть материалы, которые читают буквально все. Скажем, «Экзамен на дому». Это известно нам доподлинно из ответов самих читателей на анкеты, которые журнал публиковал в разные годы. Все мы водители, и законы дорог для нас, как говорят, хлеб насущный. Некомпетентность в этих вопросах дорого обходится, ведь жизнь не только "строгий, но и жестокий экзаменатор, любая ошибка может привести к аварии. Поэтому, наверное, редко кто упустит возможность еще раз наедине или в кругу товарищей проверить знание правил движения — важный элемент водительской квалификации. Очень часто сами читатели подсказывают и тематику задач, присылая нам рисунки и схемы каких-то запутанных ситуаций, вопросы по правилам движения, описания конфликтов на дороге как между самими водителями, так ис работниками ГАИ. Весь этот разнообразный материал и дает пищу для «Экзамена на дому». Вот почему задачи эти не только экзамен по Правилам, но и проверка на наблюдательность, внимательность и даже сообразительность. (Потому же мы ушли от условно-схематических изображений, свойственных ряду пособий, и стремимся показать ситуацию как бы из кабины машины, с обычной для улицы, дороги насыщенностью информации.) Однако конфликтные ситуации это конфликтные ситуации, и стороны не всегда сразу находят общин язык, соглашаются с аргументами друг друга. То же самое происходит ив заочном диалоге «читатель — журнал», который идет в «Экзамене на дому». Мы принимаем это как должное, возвращаемся к спорным ситуациям в другой раз, в третий и, в конце концов, находим взаимопонимание. Подобную цель преследуют и эти заметки. Предвидим возражения. Правила движения такой, мол, предмет, где не может быть разночтений, где на каждый вопрос должен следовать однозначный ответ. Мы с этим совершенно согласны. Но ведь Правила не способны и не должны заменить учебные пособия, и при их, так сказать, первом прочтении вопросы всегда будут. Кроме того, «Экзамен на дому», повторяем, своего рода и тесты на внимательность, умение логически мыслить, и тут, конечно, не всем с первого раза удается «попасть в десятку». Это в порядке вещей. Поэтому, в частности, мы публикуем не только номера правильных ответов, но и краткий комментарий к ним. Однако читательская почта наводит на мысль, что он порой, видимо, слишком краток и потому недостаточно убедителен. Мы учтем это и будем давать в ответах, когда это необходимо, более развернутые мотивировки. Будет сделан вывод и из критических замечаний читателей по изобразительной стороне задач. Неясностей в рисунках, конечно, не должно быть. Иногда в письмах читателей звучит и такое требование: не мудрите, давайте задачи попроще! Попробуем разобраться ис этим. Все-таки «Экзамен на дому» — такая проверка своей подготовки, когда вас никто не торопит с ответом, не лишает права заглянуть в книгу, в журнал, посоветоваться с товарищами. А при таких условиях есть смысл, думается, в усложнении задач, даже в каких-то ловушках. Иначе, наверное, все будет слишком просто и неинтересно. Когда мы раз за разом добиваемся 100-процентного «попадания», то легко начинаем верить в законченность своего водительского образования, а там, глядишь, и в ненужность всяких экзаменов и работы по повышению своей квалификации. Но это так, полушутя. А если всерьез, то, повторяем, сложность некоторых задач не нами придумана. Это ситуации, с кото-' рыми водители сталкиваются на практике. «Покажите их в «Экзамене на дому» — просят многие в своих письмах. Что мы и делаем. Жизнь, естественно, не экзамен в ГАИ, она с более острыми углами. И редакция старается не обходить их вниманием. В разборе спорных моментов на страницах журнала мы видим способ предупредить повторение конфликтов, помочь участникам движения быстрее достигать взаимопонимания. Вернемся для примера к ситуации в задаче Vв апрельском номере журнала за этот год. На рисунке была изображена дорога с боковыми, как принято говорить, проездами. Однако правила движения такими терминами не оперируют. По их понятиям, это просто дорога с несколькими проезжими частями. А на любой проезжей части, как известно, режим одностороннего движения вводится соответствующими указательными знаками. Нет в проезде знака «Одностороннее движение» — значит разрешена езда в обоих направлениях. Об этом и говорилось в задаче. Однако в Ленинграде работники ГАИ сочли почему-то, что по боковому проезду движение и без знака должно идти только в одну сторону. Из Правил такое требование не вытекает. и еще раз сказать об этом мы решили в журнале. Но неправы бывают и читатели. Как ни странно, самую большую почту вызвала задача VII в мартовском номере. Видимо, некоторые просто не поняли до конца суть тех нововведений в Правилах, что были сделаны два года назад. Да, есть на наших дорогах три лимита скорости: 60 км/ч в населенных пунктах, 70 и 90 — за городом. Однако они повсеместно могут быть повышены, если это не ухудшает безопасность движения. При помощи все того же знака 2.20 «Ограничение скорости». Что тут надо иметь в виду? Если такой знак применяется без дополнительной таблички, которая относила бы его требование к транспортным средствам какой-то определенной категории, стало быть, он разрешает двигаться с указанной скоростью всем водителям. Кроме тех, разумеется, на чьих машинах специальным знаком предписан по каким-то причинам более низкий предел (то ли из-за недостаточного стажа водителя, то ли из-за характера перевозимого груза). Все остальные руководствуются дорожным знаком и максимальной скоростью, указанной в технической характеристике транспортного средства, которым они в данный момент управляют. А она у грузовых автомобилей может достигать 90 км/ч. Однако некоторые читатели решили, что повышение лимита скоростей может касаться только водителей легковых автомобилей. Это неправильно. Чтобы не возникало лишних вопросов, давайте договоримся о едином методическом подходе к решению тех задач, где приходится определять последовательность проезда каких-то транспортных средств через нерегулируемые перекрестки. Когда все водители движутся прямо — нет проблемы: в каком порядне они въезжают на перекресток, в том и покидают его. Если же один из водителей поворачивает, положение меняется: въехал ты, может быть, и первым, но затем обязан пропустить транспортные средства, движущиеся навстречу, а при развороте — и подъехавшие слева. Как учесть это обстоятельство в предлагаемых вариантах ответа на поставленный в задаче вопрос? Сохранить за этим водителем ту же первую очередь, оговорив замечанием «предварительно пропустив такого-то или таних-то»7 Но в такой формулировке явная подсказка. Это во-первых. А во-вторых, она противоречит тому, что происходит в действительности: ведь тот, кто получил право первым въехать на перекресток, из-за необходимости уступить дорогу другим водителям на самом деле проезжает его в последнюю очередь. Поэтому и мы решили под последовательностью проезда понимать тот порядок, в котором водители покинут перекресток, а не въедут на него. Просим иметь это в виду. Теперь хотим объясниться с теми читателями, кому кажется, что в некоторых задачах художник забывает нарисовать часть дорожных знаков. Такие претензии вызвала, в частности, задача Vв мартовском и задача II в апрельском номерах журнала. Как, мол, можно дать правильный ответ, если мы не видим, какие знаки стоят на пересекаемой дороге и перед водителями встречного направления? А как мы решаем такую задачу в жизни? Ведь когда подъезжаем к перекрестку, то очень часто тоже не видим знаков, установленных с других направлений. Да они нам и не нужны: любой водитель определяет очередность проеззнакам, что видит §а по темпринцип сохранен и перед соой. Этот в наших задачах, где часть дорожных знаков тоже, как говорят, за кадром. К тому же размеры рисунков невелики, и всего просто не покажешь. Конечно, вся необходимая для решения задачи информация в них есть. Обратимся, скажем, к задаче II в апрельском номере. Перед водителем легкового автомобиля знак 2.15 «Проезд без остановки запрещен». Стало быть, на данном перекрестке дорога, которую он пересекает, главная, а другая — второстепенная. Не видно знака «Главная дорога»? Но он ведь устанавливается в начале ее, а повторяется после перекрестков. Потому его здесь и не должно быть. Откуда следует, что водитель, движущийся навстречу, тоже находится на второстепенной дороге? Из того факта, что под знаком «проезд без остановки запрещен» нет дополнительной таблички, которая информировала бы о том, что главная дорога здесь изменила направление. А раз так, то дороги, на которых находятся водители легкового и грузового автомобилей, равнозначны. Мы рассмотрели здесь вопросы, затрагивающие принципы построения «Экзамена на дому». Были в читательской почте замечания, указывавшие на наши промахи, на ошибки, когда они случались. Мы не говорим сегодня на эту тему потому, что уже давали в свое время поправки и публично приносили читателям свои извинения. Вот те мысли, которые мы считали своим долгом высказать, анализируя редакционную почту «Экзамена на дому». В заключение хочется поблагодарить всех, кто прислал свои замечания и предложения по этой рубрике. Они помогут делать такие материалы лучше, содержательнее, а это на пользу всем. Г. ЗИНГЕР, член редколлегии, редактор отдела безопасности движения журнала «За рулем»По письму приняты меры«Уважаемая редакция! Обида, нанесенная мне, до сих пор не проходит, и я решил написать вам», — так начал свое письмо бригадир комплексной бригады колхоза «Идеал» Шарканского района Удмуртской АССР А. Капитонов. Дело. было так. Возвращался он из Ижевска домой, и в пути случилась неполадка с машиной. Подремонтировал ее, хотел было тронуться, видит, идут два автомобиля. Один остановился, вышел из него человек в гражданской одежде, представился: капитан ГАИ Шулятьев Геннадий Иванович. В ответ на приветствие приказал выйти из машины, отобрал ключ, попросил «права» и признал автора письма, совершенно трезвого, пьяным. Ни проверка индикаторной трубкой на месте, ни последующая поездка в Ижевск на обследование предположение капитана Шулятьева не подтвердили. Все это заняло несколько часов, а в машине оставалась женщина. Шулятьев даже не извинился. Вот что по этому поводу ответил начальник ГАИ МВД УдмАССР В. Цаплин. Письмо обсуждено на собрании офицерского состава отдельного подразделения дорожно-патрульной службы. За нетактичное поведение старший госавтоинспектор капитан милиции Г. Шулятьев строго предупрежден. Командиром подразделения В. Григорьевым и инспектором Г. Шулятьевым в личной беседе с заявителем принесены извинения. Руководством Госавтоинспекции приняты дополнительные меры для недопущения впредь подобных случаев.25