ЭКЗАМЕН НА ДОМУVОтветы на задачи, помещенные на стр. 24. Правильные ответы — 1, 5, 7, В, 12,14,15,19,21,22. I. На перекрестке равнозначных дорог у трамвая преимущество перед нерельсовыми транспортными средствами, движущимися с любых направлений. А их водители определяют очередность проезда по правилу «правой руки»: кто приближается справа, тот и едет первым (пункт 111). 1 ГВ принципе на трехсторонних 1~ перекрестках, имеющих сплошную линию разметки, напротив бокового проезда останавливаться и стоять можно. Но при непременном условии: между линией разметки и остановившимся транспортным средством должно быть не меньше 3 метров (пункт 99 «в» и «д»). В данном случае такого интервала нет: мимо стоящей машины может проехать лишь легковой автомобиль, а его габарит 1,5—1,8 метра. III. Мотоциклист, хотя и поворачивает налево, движется по главной дороге и потому пользуется преимуществом перед водителями автомобилей. Они же, в свою очередь, должны руководствоваться правилами проезда перекрестков равнозначных дорог (пункты 110, 111 и 112). IV. На участках дорог с ограниченной видимостью, а таким и является показанный на рисунке, запрещены обгоны с выездом на полосу встречного движения. В данном же случае обгоняющий движется по своей стороне, ведь разметкой на подъем здесь отведено две полосы (пункт 95 «г»). V. Знак обязывает водителей повернуть направо на первом же пересечении. Чтобы выполнить маневр А, надо проехать первое пересечение в прямом направлении, а движение разрешено только в том, что указано стрелкой на знаке (пункт 30, 3.1). VI. Водитель легкового автомобиля пользовался бы преимуществом, если бы на перекресток со встречного (для водителя грузовика) направления выходила равнозначная дорога. Тогда поворачивающий налево обязан был бы пропустить его. В данном случае легковой автомобиль выезжает из двора, а потому его водитель обязан уступить дорогу (пункт 84). VII. Показанный знак запрещает движение по пересекаемой дороге не только одиночных автомобилей, но и тягачей с полуприцепами, общий фактический вес которых больше указанного на знаке (пункт 26, 2.11). VIII. При трех полосах на дороге с двусторонним движением (а какой-то дорожный знак на левой обочине говорит о том, что транспортные средства движутся здесь в обоих направлениях), выезд на левую крайнюю полосу Правилами запрещен. Поэтому объезжать автобус надо только по правой полосе (пункт 80). IX. У главной дороги есть только один признак, по которому она является таковой и без соответствующего дорожного знака. Этот признак — наличие покрытия проезжей части, когда у другой дороги его нет (пункт 110). X. Отсутствие освещения опознавательного знака у автопоезда Правила относят к обстоятельствам, при которых дальнейшая эксплуатация транспортного средства запрещена. Двигаться можно, но только в гараж, к месту стоянки (пункт 165, V «е»).Дорожные происшествия, которые случаются в темное время суток, прежде всего относят на счет неправильного пользования приборами освещения. Дело в том, что водители очень часто как-то неотчетливо представляют себе их слепящее действие, не оценивают реально снижения видимости от этого, а потому допускают грубые просчеты в выборе скорости. Рассмотрим стандартную ситуацию. По неосвещенной или плохо освещенной дороге движутся навстречу два автомобиля при дальнем свете фар. Когда расстояние между ними сокращается до 150 м, оба водителя, как того требуют Правила, переключают дальний свет на ближний. Стало быть, видимость у них уменьшается почти вдвое. Но это еще не все. Как правило, через незначительный промежуток времени один из водителей или оба не выдерживают и на мгновение вновь включают дальний свет, а иногда и не один раз. Для перестраховки, как говорится. Ноони сильно снизили свето-цветовой.контраст между видимой . поверхностью препятствия и фоном. А в таких условиях расстояние, на котором препятствие может быть распознано, значительно уменьшается. Вот так ив нашем примере водитель, переключив свет фар на ближний и не заметив впереди какой-либо опасности (а после включения ближнего света — тем более), продолжал движение в полной уверенности в том, что по крайней мере на 100 м вперед дорога свободна. Прошла секунда, другая, третья... Расстояние между автомобилями составляло уже около 45 м. Как вдруг у встречной машины снова вспыхнул дальний свет. Даже если в этот момент другой водитель примет меры к экстренному торможению, столкновение почти неотвратимо, ибо остановочный путь уже превышает расстояние до препятствия: до него осталось меньше 35 м, а до полной остановки надо около 40 м.СКОРОСТЬ ивидимостьэффект получается обратный. Пусть даже мгновенные, вспышки фар ослепляют другого водителя, и если на полосе его движения возникло или находилось ранее, но за пределами видимости в дальнем свете фар какое-то препятствие, дорожно-транспортное происшествие оказывается неминуемым. Даже в тех случаях, когда расстояние до препятствия вначале значительно превышает остановочный путь автомобиля. А все потому, что ослепленный водитель, по существу ничего не видя перед собой, самонадеянно продолжает двигаться вперед с прежней скоростью. Между тем Правила обязывают его тут же снизить скорость или остановиться, не меняя полосу движения, Однако и эта мера не позволяет избежать наезда или столкновения, если начальная скорость была выбрана без учета расстояния видимости. Подставим в «формулу» описанной аварийной ситуации цифровые величины, и вы наглядно убедитесь в этом. Итак, ночью по прямой неосвещенной дороге с сухим асфальтированным покрытием во встречных направлениях движутся два легковых автомобиля со скоростью 60 км/ч. Иными словами, каждый из них проходит за секунду около 17 м пути. Предположим, что видимость в дальнем свете фар составляла 100—110 м. Однако в момент, когда расстояние между автомобилями уменьшилось до 150 ми оба водителя перешли с дальнего света на ближний, видимость снизилась до 35—40 м. Представим себе, что в этот момент на полосе движения одного из автомобилей в 85 м появилось какое-то препятствие (неисправное транспортное средство без' габаритных огней, пешеход, поваленное дерево и т. д.). Казалось бы, водитель должен был видеть его еще до переключения света. Однако этого не происходит. Фары встречного автомобиля «засветили» сетчатку, понизив светочувствительность глаз. Кроме того,В этой связи нам хочется дать всем водителям несколько советов. Во-первых, сближаясь друг с другом, не начинайте поочередно «мигать», переключая свет с ближнего на дальний и обратно, а тем более в 150-метровой зоне. Если вы думаете, что таким способом сможете лучше осмотреть дорогу впереди себя, то ошибаетесь. После каждого очередного, цусть даже несильного ослепления глаза не успевают адаптироваться к темноте, и в лучшем случае можно рассмотреть лишь близко расположенные предметы. Во-вторых, перейдя на ближний свет, тут же снижайте скорость движения. С учетом расстояния видимости она не должна превышать 35—40 км/ч. Известно также, что полный период темновой адаптации длится иногда десятки минут. В каждом конкретном случае это время зависит от степени ослепления и индивидуальных психофизиологических особенностей водителя. В нашей практике был случай, когда водитель, остановившись после сильного ослепления, сразу же двинулся дальше и, не увидев лежащего на краю дороги человека, наехал на него. При сильном внезапном ослеплении остановитесь на несколько минут на обочине, пока зрение полностью не восстановится. Добавлю к сказанному, что водители, страдающие пониженной остротой зрения в условиях низкой освещенности или медленно адаптирующиеся к темноте, в таких условиях видят еще хуже. Наконец, было бы неплохо, чтобы при медицинских переосвидетельствованиях каждый водитель прошел специальное офтальмологическое обследование и знал свои возможности при ослеплении разной степени, и прежде всего длительность темновой адаптации. А. БАКСТ, старший эксперт НИИ судебных экспертиз г. Ташкент