Воспитанники ДОСААФ — на службе в армииС МАРША В БОЙДорогу размыло вконец. И надо же, вчера вечером, когда готовились к маршу, дождем, как говорится, и не пахло. А вот среди ночи взял и зарядил. Да такой, что впору плыть по этому глинистому месиву, в которое превратилась дорога, а не ехать. Впрочем, сама грязьто еще не беда. В конце концов, транспортер — не какая-нибудь там «легковушка». БТР — машина военная, предназначенная для боя и потому высокопроходимая, Но иу него есть свой предел возможностей. Вон, впереди какая яма. Вода — вровень с краями. Сунешься в нее, не зная броду, и запросто можешь засесть. Да и как его разведать, этот брод? Не будешь же останавливаться около каждой лужи, чтобы выяснить, проходима она или нет. Времени и так в обрез — только-только успеть к началу атаки. А не успеть нельзя. Нарушится взаимодействие с артиллерией, саперами, танками. Тогда — пиши пропало. «Противник» опомнится после артподготовки, подлатает оборону, организует систему огня, обнаружит проделанные саперами проходы в минных полях. Придется организовывать атаку заново. Идущий впереди БТР вдруг повернул вправо. — Осторожно. Залетов, наверное, опять воронку объезжает, — услышал гвардии рядовой Юрий Климанов почти заглушаемый гулом двигателей голос заместителя командира роты по политчасти гвардии старшего лейтенанта Сергея Челнокова. — Понял, — коротко ответил водитель, И в эту секунду сам сквозь залитое грязью стекло увидел широченную воронку, ставшую на пути колонны. Была она необычной. По краям ис одной стороны, и с другой торчали какие-то острые глыбы. «Танки мост проломили», — догадался Юрий. Он сбросил «газ», и машина послушно сбавила ход. Головной БТР, за которым вел свою машину Климанов, стал объезжать неожиданное препятствие. Но, видно, там проехать было невозможно — транспортер остановился. Затем, попятившись назад, вернулся на дорогу. Вновь тронулся вперед. Юрий напряженно следил за машиной Залетова. Сергей — водитель опытный, обязательно найдет верное решение. Вот головной БТР подошел вплотную к воронке. «Решил напрямую, — понял Юрий, — но пройдет ли?» Машина Залетова стала опускаться в воду. Острые края бетонных глыб почти касаются колес. Сантиметр за сантиметром продвигается вперед. Наконец — рывок. Боднув наклонным передним броневым листом воду, БТР резво взобрался на край воронки. Теперь его, Климанова, очередь. По проторенному пути всегда легче. Но все равно Юрий чувствует, как напрягаются нервы, когда машина входит в узкий (одно неверное движение, и напорешься колесом на бетон) коридор. Плавно, чтобы не вызвать заноса на скользкой почве, ведет он свой БТР. Преодолевает ограниченный проход, выбирается на суш'у, догоняет ушедшего вперед Залетова. Дорога то вырывается из леса, то вновь петляет между деревьев. Скоро предстоит бой. Все, кто сейчас находился в десантных отделениях транспортеров, понимали: от водителей зависит успех марша! своевременное введение колонны в бой. Климанов уже не первый раз попадает в сложные условия учебно-боевой обстановки. Они и приучили его к выдержке, хладнокровию, точному расчету — всему, что составляет мастерство. Юрий сейчас думает не только о себе. Где-то в середине колонны ведут свои «броники» его друзья — Александр Пуренков и Иван Бочарников. Как у них там? Выдержат ли молодые солдаты' первое испытание бездорожьем? «Для закалки молодых, видно, и выбрали такой тяжеленный маршрут», — думает Юрий, увидев впереди широкий овраг с крутыми скользкими склонами. БТР Залетова уже спустился вниз, поднялся до середины склона и вдруг, бешено вращая колесами, сполз назад. «Не то делаешь, Сергей, — хотелось крикнуть ему. — Внатяг надо. На постоянных оборотах...» — Возьмите вправо, — тронул водителя за плечо старший лейтенант Челноков. Юрий среагировал тут же, и машина медленно сползла на дно оврага. Когда передние колеса достигли низшей точки, он прибавил «газ». Теперь главное «поймать» нужное количество оборотов.На снимке : бронетранспортеры мотострелкового подразделения, совершив марш, разворачиваются* в линию для атаки. Фото Г. Саурова Чтобы колеса не пробуксовывали и не тянули назад. Натужно ревя двигателями, машина стала медленно взбираться на крутой склон. Вот передние колеса зацепились за край оврага. Еще немного — и БТР остановился наверху. Пока стояли и ждали, когда преодолеют препятствие остальные, Юрий вспомнил тот многокилометровый марш в колонне еще в автошколе, перед призывом. Преподавателей, мастеров. В который раз солдат подумал: «А повезло мне, да всем, кого учил водить Вениамин Федорович Павлов. Как-то сегодня поживает наша щекинская?» Уже после марша и трудного боя я беседовал с его участниками. Гвардии рядовой Александр Пуренков, выпускник автошколы ДОСААФ города Кстово Горьковской области, рассказывал о своих наставниках, особенно тепло отзывался об Алексее Михайловиче Ручкине, мастере вождения. — Тяжело мне давались ограниченные проезды, — говорил Пуренков, — сколько же терпения, опыта вложил Алексей Михайлович, чтобы сделать из меня водителя. Зато теперь, в армии, не отстаю от других. Вот и сегодняВторой воспитанник этой же автошколы, ныне один из лучших водителей БТР в подразделении гвардии рядовой Геннадий Бочкарев, продолжил: — Конечно, школа дала нам многое, но настоящую закалку мы получаем всетаки здесь, на полигонах, на учениях, на стрельбище. В подразделении, о котором идет речь, почти все водители БТР и другой техники — воспитанники досаафовских школ. Иван Бочарников окончил белгородскую, Алексей Тимашов — воронежскую. Не раз отличались они на тактических занятиях. Уже к концу первого года службы многие солдаты стали классными специалистами, отличниками боевой и политической подготовки. ...Марш колонны БТР, с которого мы начали рассказ, продолжался не один час. А потом был бой. И вновь водители продемонстрировали высокое мастерство. За умелые действия в тот день подразделение мотострелков получило отличную оценку. Старший лейтенант А. ПЕТРЕНКО Ордена Ленина Московский военный округ2