ИСПЫТЫВАЕТ "ЗА РУЛЕМ"РЕГУЛЯТОР НОВОГО ТИПАза несколько минут установили на «Москвич—2140» эту небольшую закрытую коробочку (рис. 2), алюминиевый фланец которой имеет такие же посадочные отверстия и выводы, что и РР362А. Сначала раз в неделю, а затем ежемесячно контролировали уровень и плотность электролита, напряжение на клеммах батаЙеи, чтобы определить ее заряженность. каждый раз с удовлетворением отмечали, что все остается в норме. Даже с наступлением жары ни разу не пришлось доливать ьоду. К моменту, когда пишутся эти строки, регулятор отработал на машине более 20 тысяч километров, и мы не можем предъявить к нему никаких претензий. Испытания продолжаются. , Теперь коротко о том, что представляет собой новый регулятор и чем он отличается от предшественников. Прежде всего, РН-3, схема которого показана на рис. 3, свободен от главного рассмотренного выше недостаткаТранзисторный ключ ТЗ введен в цепь положительной обратной связи релейного усилителя постоянного тока, чтобы разрывать эту цепь в случае обрыва вывода «+» регулятора при включенном зажигании, обеспечивая тем самым запирание транзисторов Т5, Т6 и обесточивание обмотки возбуждения генератора. Этим устраняется возможность возникновения аварийной ситуации в системе при случайном обрыве вывода « + » регулятора. Транзистор Т2 обеспечивает развязку измерительной и силовой цепей регулятора. Уровень регулируемого напряжения при совместной работе регулятора с генератором Г250 и аккумулятором 6СТ-55, колебаниях температуры окружающего воздуха от —20° до +65° С, частоты вращения ротора генератора от 2500 до 10 500 об/мин и тока нагрузки от минимального значения до 28 А — 13,814,2 В. Падение напряжения внутри регулятора между клеммами «ВЗ» и «Ш» приЪR\0. | Постоянство напряжения в бортовой сети автомобиля, питаемой генератоft, Uf" Р Н ром, — одно из главных условий нормальной работы электрооборудования. Очень важно, чтобы его величина не зависела от нагрузки, то есть расхода электроэнергии. Если она будет выше допустимой, могут пострадать потребители — приборы, лампы и аккумуляторная батарея, а если ниже — сеть будет питаться 1. Стандартная схема вйлючения регуляот батареи, которая, истощив запас энертора напряжения. гии, может выйти из строя. Обеспечивает это условие прибор, называемый регуля2. Регулятор РН-3 (слева) выглядит малытором напряжения. шом рядом с РР362А, хотя лучше выполняет свое назначение. Чаще всего он состоит из электромеханических узлов, слабым местом кото3. Схема регулятора РН-3 и подключение рых являются контакты, подверженные его к генератору Г250 и батарее. износу, и пружины, теряющие со временем упругость и потому требующие периодической регулировки. С развитием электронной техники поРыулятор РН-3 явились регуляторы без механических частей. Они строже поддерживают заданное напряжение, не нуждаются в обслуживании и регулировках. Но им, как и электромеханическим, присущ один недостаток — они поддерживают напряжение лишь на собственных клеммах, не принимая во внимание состояние бортовой сети автомобиля, которое может сильно изменять напряжение. Чтобы разобраться в этом, рассмотрим стандартную, но упрощенную схему электрооборудования автомобиля (рис. 1). Как видим, реле напряжения РН, командующее генератором, точнее его обмоткой возбуждения ОВ, соединено с ним непосредственно, а от батареи Е отделено резистором R, представляющим сумму переходных сопротивлений контантов в замке зажигания, держателе предохранителя, соединительных проводах и т. п. Через этот резистор протекает ток IX, равный сумме токов 1н и 1ов, потребляемых соответственно резистором RH (ОН заменяет нагрузку, создаваемую катушкой зажигания и прерывателем указатеобычных регуляторов. Он поддерживает токе возбуждения 2,5 Аи напряжении лей поворота) и обмоткой возбуждения. напряжение в узком заданном пределе 12,5 Вв холодном состоянии регулятора Величина этого тока обычно 5—б А. (от 13,9 до 14,1 В) непосредственно на при температуре окружающего воздуха На новом исправном автомобиле сопронлеммах аккумулятора. Для этого сделан +25±10°С — не более 1,8 В. Ток обмотки тивление R равно 0,05—0,1 Ом. В проспециальный измерительный вывод, подвозбуждения — не более 3,2 А. Габарит прибора 94x100x63 мм. Масцессе эксплуатации из-за окисления и ключаемый непосредственно к положиобгорания контактов оно нередко возрательной клемме аккумулятора и устраняса — не более 0,36 кг. РН-3 может быть применен также на стает до 0,2—0,3 Ом. Величина, казалось ющий влияние переходных сопротивлебы, незначительная. Но даже при идеальний и нагрузок в силовой цепи регулятоавтомобилях других марок, снабженных ном регуляторе, поддерживающем на свора на величину поддерживаемого напрягенератором переменного тока с током обмотки возбуждения не более 3,2 А. В их зажимах «+» и «1» заданное напряжежения. ние 14 В, напряжение в сети повышается Регулятор состоит из трех основных любом случае регулятор устанавливают до 15 — 15,5 В. А это приводит к перезаряузлов: измерительного порогового устройв месте, где температура не превышает ду аккумулятора, сопровождающемуся ства с фильтром низких частот на ста+65°С, и подключают в соответствии со выплескиванием электролита, сокращебилизаторе Д1, диоде Д2, резисторах схемой (см. рис. 3). При этом в случае нию срока службы батареи и ламп в RlR3 и конденсаторе О ; релейного необходимости его провод вывода « + » 2—2,5 раза! усилителя постоянного тока на транзиможет быть удлинен, а амперметр вклюС явлениями недозаряда или перезарясторах Т4—Т6, нагрузкой которого явчать не обязательно. Применение регулятора, как уже скада батареи рано или поздно сталкивается ляется обмотка возбуждения ОВ генеракаждый водитель. Полгода назад на ретора Г250; ключевого устройства 'на зано, повышает надежность работы притранзисторах Т1 —ТЗ. боров электрооборудования, сокращает дакционном автомобиле «Москвич—2140» Измерительное пороговое устройство и объем обслуживания автомобиля. На немы заметили, что она гораздо чаще стала требовать доливки дистиллированной релейный усилитель постоянного тока в го выдано авторское свидетельство. воды. Проверка показала, что батарея регуляторе РН-3 принципиально такие же, Торгующим организациям по вопросу исправна, а вот реле-регулятор РР362А как ив других электронных регуляторах о приобретении РН-3 следует обращаться (электромеханический) надо подрегулинапряжения. Новым в схеме РН-3 являетна татарскую республиканскую оптовую ся ключевое устройство. Транзисторный базу Роскультторга по адресу; 420111, ровать на меньшее напряжение. Незадолго до этого редакции сообщили ключ Т1 включен в цепь измерительного г. Казань, ул. Чернышевского, 5. Цена < о разработке нового электронного регупорогового устройства и резистора Г5с его — 12 рублей. А. СИНЕЛЬНИКОВ, лятора РН-3. Завод предоставил нам рецелью их отключения от плюсовой клемБ. СИНЕЛЬНИКОВ, гулятор, и мы решили испытать его в демы аккумулятора при выключении зажигания. инженеры ле. Пользуясь приложенной инструкцией,±£^Щ*ш«Ш