Окончание.Начало — на стр. 40 По егомнению , в этой области химии наши исследователи намного опередили зарубежных. « А рктика » обладает ещецелымрядом преимуществ по сравнению с «Тосолом». В последний при изготовлении добавляют щелочь, чтобы она нейтрализовала му ­ равьиную и щавелевую кислоты — п ро ­ д укты окисления этиленгликоля. Но ког ­ да весь запас щелочи израсходуется, начинается коррозия . Поэтому опреде ­ лить, г оден ли еще «Тосол», м ожноспомощью лакмусовой бумаги — индикатора, к оторым пользуются химики . Если он укажет на присутствие кислоты — значит, антифриз пора заменять. Соли, входящие в состав « А рктики » , не способ ­ ны окисляться, поэтому периодической замены жидкости не требуется. По сравнению с «Тосолом» у « А ркти ­ ки» в три раза меньше коэффициент температурного расширения. Это значит, что не нужен расширительный бачок. Вспомните: ведь его не было, к огдав систему охлаждения заливали воду, хватало верхнего бачка радиатора. « А рктика » более теплоемка и теплоп роводна , что ценно для любых систем отопления. Д ругое ее качество — испаряться, о бразуя кристаллы солей , — важно для автомобилистов. Просачиваясь чер ез неплотности, такая жидкость «оставляет» в них кристаллы, к оторые со врем енемзакупоривают щели. «Тосол» ж е еще больше требователен кгерметич ­ ности системы охлажадения, ч ем вода. Если ударят очень сильные морозы , то « А рктика » превратится вкашеобраз ­ н ую массу. При этом она, в отличие от воды, уменьшается вобъеме , а следовательно, м ожно не волноваться за дви ­ гатель — блок цилиндров не даст тре ­ щины. Еще одно ценное качество: новый антифриз можно смешивать с «Тосолом» в любых соотношениях. Первая мысль, которая приходит вго ­ лову при знакомстве с « А рктикой » , — о том , что этот антифриз, п о - в идимому , очень дорогой . Оказывается, нет, во всяком случае, не дороже «Тосола». Сейчас, пока цены нестабильны, т очную цифру назвать трудно , но по старым прейску ­ рантам сырье для « А рктики » стоило примерно на треть дешевле, ч ем для «Тосола». Новый антифриз прошел лабораторные испытания и вот уже более полуго ­ да опробуется на автомобилях ГАИ —" пока никаких жалоб не поступало. П ред ­ приятия автомобильной промышленности испытаний не проводили, и потомудо ­ кументов, разрешающих использовать антифриз, нет. На ВАЗе провели предварительные исследования. Результаты положительные, но для окончательных выводов необходимы еще стендовые идо ­ р ожные испытания. Понятно, за них нуж ­ но заплатить. Отечественная наука ни ­ к огда не была богата, а сейчас и вовсепребывает в нищете. Правда, исследования Баранника финансируют заинтересованные ведомства: М ПС , М ВДидругие . Но сегоднякаждый вопиет о своей бедности, и несколько десятков тысяч ( п ри нынешних-то ценах!) взять, хоть убей, негде. Не спешит и ВАЗ, к оторому , в сущности, не столь важно, что заливать в радиаторы. Поэтому, как принято говорить, п роблемаждет своего ре ­ шения. А нтифризыприменяют не только в автомобилях, тракторах и танках, но такж ев вагонах-рефрижераторах, л окомоти ­ вах, системах отопления зданий, в устрой ­ ствах пожаротушения самолетов, для охлаждения различногооборудования . Потребность в них стран СНГ — п ример ­ но 440 тысяч тонн вгод (для сравнения: С ША — 1 , 2 миллиона тонн). Обнадеживающие сигналы все-таки есть: н есколько химических комбинатов заинтересовались новым антифризоми намерены его изготавливать. Пока неб ольшое количество « А рктики » выпускает один из заводов' Министерства путей со ­ о бщения для отраслевых нужд . Где купить чудо-антифриз, р едакция не знает и посодействовать в этом не может . Честно говоря , автор статьи с удовольств ием заправил бы им собственную маши ­ ну... Тем не менее дадим несколько советов на случай появления впродаже первых партий « А рктики » . Во-первых, у нее есть «родные братья»: «Асол-К», «Асол-У». Первый из них работоспособен до 50—55 градусов морозаиможет использоваться в системах отоп ­ ления (в частности, ж елезнодорожных вагонов, на предприятиях пищевой про ­ мышленности, где предъявляются повышенные требования безопасности), н о для автомобилей не пригоден , так как агрессивен по отношениюкалюминиевым сплавам и оловянистосвинцовым прип оям . При изготовлении егоподкраши ­ вают врозовый цвет, « А рктику » ж е — в желто-зеленый. Покупая антифриз с рук, не перепутайте! «Асол-У» (универсальный) вполне способен заменить « А рктику » , хоть и теряет работоспособность на пять градусов раньше (то есть при минус сорока). Во-вторых, если двигатель «закипел», н апример , из-за неисправного термостата, то соли, с одержащиесяв антифризе, м огут выпасть в осадок, к оторыйзакупо ­ рит каналы системы охлаждения. Такое случается, если раствор выкипел пример ­ но наполовину. Чтобы не испортить двигатель, надо долить воды : антифриз восстановит свои свойства. В-третьих, не надо бояться соляной корки на деталях машины, которая мо ­ ж ет образоваться при случайном выплескивании нового антифриза. О н , в отличие от «Тосола», не «съедает» краску илегко смывается водой. В заключениесообщаем , что редакция собирается провести испытания новог о антифриза и рассказать читателям о результатах.Правильные ответы: 3, 6, 7, 1 1 , 12, 15, 18, 19. I. Нарушают Правила оба водителя, так как скорость при буксировке не должна превышать 50 км / ч , а приперевозке пассажиров вкузове — 60 км / ч (пункты 20.4 и 22.5). Д лятого , чтобы обогнать легковой автомобиль, д вижущийся со скоростью 60 км / ч , г рузовику , конечно, требуется более высокая скорость. I I . На тротуаре разрешена стоянка только легковым автомобилям имотоциклам , п ричем автомобиль дол ­ ж ен находиться на краю тротуара, п рилегающегокпроезжей части (пункт 13.5). I II . Знак «Начало населенного пункта» с синимфоном не прерывает зону действия знака «Ограничение максимальной скорости » . Поэтому ско ­ рость автомобиля не должна превышать 40 км / ч ( п риложенич1пункты 3.24 и 5.24). IV. Остановка запрещена, если расстояние между сплошной линией разм еткии остановившимся автомобилем менее 3м (пункт 13.7). V. При движениизаднимходом водитель не должен создавать помех другим участникам движения , т. е. д олжен уступить дорогу пешеходам (пункт 9.10). V I . Под знак « Д вижение механических транспортных средств запреще ­ но» м ожет проехать, не нарушая Правил, только рейсовый автобус ( п ри ­ л ожение1 пункт 3.3). V II . Автомобиль остановился ближ е5м от края пересекаемойпроезжей части. Это является нарушением Правил (пункт 13.7). V III . П оказанную на рисунке раз ­ метку разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии ( п ри ­ л ожение2 пункт 1.11). Зона действия знака «Остановка запрещена» распространяется только до перекрестка (приложение 1 пункт 3.27).Ответы на вопросы разминки _1. Второпях Чайник присоединил про ­ вода ккрышке , перепутав их местами. Профессор исправил ошибку . 2. П роводок от плюсовой щеткиге ­ нератора сначала на мгновения касался его корпуса, вызывая мигание лампочки . Когда это время увеличилось, п ерегорел предохранитель, и лампа горела постоянно. Профессор извлек щеткодержательи по следам ожогов установил причину. Обмотав проводок изолентой, он поставил щеткодержатель на место.ЕВРОТАКС — «ЗА РУЛЕМ»: новый справочник «Окказион» («Европейский лист») появится в ближайшие месяцы на русском языке. Цены на новые и бывшие в эксплуатации автомобили (250 ведущих моделей) в Австрии, Бельгии, Германии, Испании, Италии, Нидерландах, Швейцарии, сравнительный индекс цен, правила ввоза и вывоза, страхование и налогообложение.ЗА РУЛЕМ В/92 43