ЗЕЛЁНАЯ ВОЛНАПредставьте себе такую фантастическую ситуацию : на российских дорогахпомимоГАИ появилась еще одна инспекция. Водителям, я думаю , это вряд ли бы пришлось по душе . Ж аждучеловеческогообщения они с лихвой удовлетворяютв беседах синспекторами ГАИ. Ну, а если водитель нарушил правила и его сначала оштрафовал сотрудникоднойинспекции , с ледом работник другой? Признаться, это уже ни вкакие ворота... А междутем картина, трев ожащая водительское воображ ение , не так уж далека от реальности. Правда, пока мы не видим на дорогахинспекторских дуэтов. О днако правительством России ужеутверждено Полож ениео Российской транспортной инспекции — сокращенно РТИ. Родилась она в недрах Ми ­ нистерства транспорта. Как явствует из слов Михаила Козлова, начальника отдела регулирова ­ ния илицензирования транспортных услуг, новая служба создана для регулирования раб оты транспорта не административными методами , как раньше, а спомощью экономических стимулов. Главные задачи РТИ, во-первых, государственный контроль за соблюдением трансп ортного законодательства, правил безопасности движенияиэкологических требований, вовторых, лицензирование пере ­ в озок . Это собственно и послужило толчком к созданию новой структуры , деятельность ко ­ т орой непосредственно касается владельцев грузовых и легковых автомобилей, занятых извозом. Изменения в экономике, прои сшедшиев последнее время , д о основания разрушили старый хозяйственный механизм , п ре ­ вратили привычные трудности внеразрешимыепроблемы . Известно, н апример , что перевозки пассажиров вгородах нерентабельны. Иначе говоря , не прино ­ сят никакойприбыли , а дают, исключая такси, убыток. Поэтому предприятиятеряют интерес к такой работе. Владелец же частного автобуса заняться этим не может . Нет для этого нор ­ мативной базы. В то жевремя многочисленные фирмы , совместные и малые предприятия , к ооперативыимеют автобусы, к оторые используются зачастую не очень интенсивно. С кажем , отвезли утром рабочих, в ечером забрали — вот и вся загрузка . Навести порядок на рынке транспортных услуг может только лиц ензирование , как уже сделано во всем цивилизованномми ­ ре. В этом случае на каждыйгородской автобус будет выдана лицензионная карточка , а в нейРАЗ ИНСПЕКЦИЯ, ДВА ИНСПЕКЦИЯ...указано, г де он долженрабо ­ тать икакоевремя . П ричем , если маршрут обслуживает частный автобус, то до тех пор пока нет нареканий со стороны пассажиров, другому владельцу транспорта лицензию для рабо ­ ты здесь не выдадут. Появились жалобы , появится — к онкурент . П рямой стимул к качественному ТРУДУТ акжеможно влиять и на ра ­ боту такси. Если «извозчик», все равно государственный или частный, будет знать, что за гру ­ бость, хамство он может навсегда лишиться лицензии, то есть фактически права работы на данн омпоприще , то он, наверняка, задумается, п режде чем сказать пассажиру бранное слово. Все больше появляется гру ­ зовиков с частными номерами , — и порядок тут можно соблюсти только при помощи лицензий. Кстати, при их выдаче специально оговаривается, что руководи ­ тель предприятия или владелец автомобиля отвечает за режим работы на линии. Правда, контролировать это в наших условиях сложно . За рубежом , н апример , на каждомгрузовом автомобиле стоит тахограф, к оторыйвтом числе фиксируетивремярабо ­ ты водителя на линии. И каждый знает, что если он «переработает» и его остановит полицей ­ с кий , то он будет оштрафованна кругленькуюсумму , ведь утомленный водитель это уже опасно. Контроль, контроль, контроль... М ожет быть, м ы были недалеки от истины в начале статьи, и на дорогах появятся люди в форме с эмблемой «РТИ»? «Вовсе не обязательно , — заверил нас М . К озлов , — хотя вПоложениио Российской трансп ортной инспекции есть пункт, к оторый предусматривает ношение формы сотрудником инспекции. К онечно , не мили ­ ц ейской , а похожей на ту, что носят железнодорожники или гражданские летчики. В прочем , она еще не разработана и это вопрос будущего » . А вот присутствие инспектора РТИ рядомссотрудником ГАИ вполне возможно , хотя и не обя ­ зательно. О нможет проверить у водителя, к оторогопоего просьбе остановит госавтоинсп ектор , наличие лицензии, с об ­ л юдение тарифов ирежима раб оты , состояние автомобиля, не нарушен ли маршрутдвиженияи т. д. Такие полномочияу РТИ есть, хотя основное месторабо ­ ты инспектора — это предприя ­ тия, к ооперативы , частные фир ­ мы, к оторые он будет регуляр ­ но проверять. Становление новой службы идет полным ходом . В каждомрегионе России ужеимеются отделения транспортной инспекции, к оторыеработаютвтесном сотрудничестве сместными исполнительными органами. Лицензии на перевозки платные, к роме социально значимых пер евозокпродуктов , пассажиров, ш кольникови т. д.). Средства от этого идут втом числе и на содержаниеслужбы . За нарушение транспортногозаконода ­ тельства предусмотреныжест ­ кие меры наказания, в основн омэкономические , — штрафы. В перспективе — создание банка данных, в который будут занесены все автомобили с лиценз иями . С ловом , если есть рынок , то должен существовать ипоря ­ док допуска на него. Итак, владельцы индивидуальных автомобилей, к оторые не работают на них, м огут вздохнуть спокойно — РТИ не для них. А вот остальных водителей это коснется напрямуюи вызовет, несомненно, немало возраже ­ ний. Но хочется напомнить, что на дорогах России впрош ­ л омгоду погибло более 37 тысяч человек и было ранено 214 тысяч. Это результат царящего вдорожномдвижении хаоса. РТИ призвана наводить порядок , а значит при успешной работе будет способствовать снижению аварийности. Ф. И ЛЮХИН Фото В. КнязеваЗА РУЛЕМ 8/92 29