36
37
Ищем неисправностьСИСТЕМА ПУСКА(продолжение, начало — в предыдущем номере)При включении стартера слышны многократные щелчки тягового релеТакая неисправность встречается в автомобилях "Москвич-2140", ЗАЗ-1102 "Таврия" и в автомобилях ВАЗ, выпущенных после 1983 года. Стартеры этих автомобилей имеют тяговое реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей. В момент замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается и работает только удерживающая. Если сильно разряжена батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера или в удерживающей обмотке тягового реле есть обрыв или короткое замыкание, то возвратная пружина отбросит якорь реле в обратном направлении. Контакты реле разомкнутся, втягивающая обмотка снова включится, и контакты вновь замкнутся. Процесс повторится. При поиске неисправностей для этого случая необходимо иметь контрольную лампу и ареометр. Если включение стартера будет постоянно сопровождаться многократными щелчками и каждый раз причиной этого явится аккумуляторная батарея, то это значит, что либо она слишком быстро разряжается между поездками, либо в ней есть неисправности.Соединить " + " батареи со штекером "50" тягового релеЩелчки исчезаютШ9Г •p-Ej|Ш2Зачистить наконечники проводов в цепи стартера, проверить и зачистить контакты выключателя зажиганияЩелчки тягового реле не исчезают5 .Ц->3Проверить заряженность аккумуляторной батареиСнять стартер с автомобиля и убедиться в неисправности удерживающей обмотки тягового релеБатарея заряженаОбмотка неисправнаОтремонтировать или заменить тяговое реле36 ЗА РУЛЕМ 8/92Батарея разряженаЗарядить батарею Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленноПричинами такой работы стартера могут быть разряженная батарея, нарушение контактов в соединениях, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток и, наконец, обрыв, межвитковое или короткое замыкание в обмотках стартера. Приступая к работе, запаситесь контрольной лампой, куском толстого (12... 14 мм2) провода, мелкой стеклянной шкуркой и ареометром (или плотномером). Если в ходе проверки выяснится, что якорь стартера плохо вращается из-за неисправностей электродвигателя, то стартер нужно снять с автомобиля и тщательно проверить. (О порядке проверки стартерного электродвигателя — в следующем номере.)Проверить надежность соединения проводов с выводами батареиЛампа не горит или горит неполным накаломЗачистить выводы батареи, наконечники проводов и надежно их соединитьЛампа горит полным накаломБатарея разряженаЗарядить батареюЗамкнуть выводы тягового реле толстым проводомЯкорь стартера нормально вращаетсяЯкорь стартера медленно вращаетсяСнять стартер, зачистить контакты тягового релеЗачиститьПроверить, устранить неисправность или заменить электродвигатель стартераЗА РУЛЕМ 8/9237