КАКОЙ АВТОМОБИЛЬ НУЖЕН ИНСПЕКТОРУ?В стране, где граждане уважают себя, уважают и полицию. Соответственно и снаряжают. Л мобильность и оперативность органов, призванных блюсти общественный порядок,— неотъемлемая часть успеха их работы.овременный полицейский транспорт весьма разнообразен. • В США, например, предпочитают большие мощные «седаны» типа «Шевролекаприс» и «Плимут-фьюри» с пятилитровыми V-образными «восьмерками» мощностью под двести «лошадей» и массой чуть меньше двух тонн. В такой машине чувствуешь себя защищенным, а значит — уверенно. На ней можно, в крайнем случае, таранить автомобиль преступникаСВАЗ-21074-024 и -21093 модификаций АП ГАИ (АП — автомобиль патрульный]. Рама для сиГнально-громкоговорящей установки и маячков, упираясь в боковые стойки, является еще и дугой безопасности, предохраняя экипаж при опрокидывании. В специальное оборудование также входят УКВ-радиостанция, противотуманные фары, огнетушитель, жезлы, радиолокационный измеритель скорости, аптечка, чемодан госавтоинспектора для работы на месте ДТП, знак аварийной -остановки, наручники и... пояс для связывания буйствующих нарушителей.«Рено-клио RL1.1 Сосьете» — пример того, как модификацию, предназначенную для общественных нужд, можно быстро превратить в патрульный автомобиль (о базовом автомобиле мы рассказывали в № 6 за 1991 год).4 Полноприводный «Рено-трафик» для патрулирования и выезда на место происшествия. Отвечает техническим требованиям МВД РФ. Испытан в России и заслужил высокую оценку наших специалистов. Два места рядом с водителем и четыре в средней части салона (одно поворотное сиденье — перед рабочим столик омс освещением). В задней части — отгороженное помещение для задержанных. Возможность укомплектования разнообразным оборудованием, удобство доставки персонала и его работы на месте происшествия делает этот спецавтомобиль весьма желанным для разных служб милиции.и нформационное табло, как правило, располагаются на крыше либо по отдельности, либо водномблоке . Надпись на табло обычно неизменна — «Полиция» или «Жандармерия». О днако есть и более хитрые решения , к огда для диалога с водителями из салона можно «набрать» д о полутора десятков слов («Стоп», «Гололед» и т. д.) — п ричемвзеркальномизображении , чтобы водитель всвоемзеркале заднего вида без труда мог схватить смысл. Если же требуется, чтобы оперативный автомобиль снаружитаковым не выглядел, то громкоговоритель располагается впереднем крыле, фара-искатель крепится на присоскеклобовому стеклу изнутри , а для съемногопроблескового маячка на крыше есть гнездо . Понятно, что ни внешней окраской , ни интерьером такой «сексот» в транспортномпотоке не выделяется. Но вернемся к нашему гипотетически обобщенному полицейскому автомобилю. П ередтем , как заглянуть внутрь, мысленно окинемегоеще раз взглядом . На переднембамперемогут быть толкающие «лапы» или наконечники для удаления после ДТП неисправных машин спроезжей части. П ередние фары и задние световые блоки , к ак правило, з ащищенырешетками . Салон специального автомобиля, в особенности патрульного , — м есто работы полицейского . Работы напряженнойибо ­ лее длительной, чем простая поездка . М ногочисленныеприборыдолжны быть легкодоступными , обеспечивать травмо безопасность и не мешать экипажу. Ф ирма «Мерседес-Бенц», н апример , испытывает свои машинысполицейской начинкой, чтобы по результатам так наз ываемого «краш-теста» определить по ­ ведение встроенногоизакрепляемогооборудования : не оторвется ли, с кажем , при столкновении жезл , пристегиваемый к двери? Радиостанция может быть и не одна — предусматривается место для удобной установки второй . Вообще же значение, придаваемое радиосвязи, х орошо иллюстрирует такой пример : в США позывные полицейских машин наносятся на их крыши для лучшего взаимодействия с патрульным вертолетом . Целый рядприборов предназначен для измеренияи фиксации скорости автомобиля-нарушителя. А в последнее время все чаще применяется компьютер для оперативной обработкиинформации , п ри ­ чем современные средства связи могут обеспечить прямой выход на центральный банк данных. Чтобы полицейскиймог прочесть или составить документы, в салоне есть дополнительное освещение. О ружиежеможно хранить в стальном сейфе между сиденьями или в специальных карманах на дверях. Обеспечить безопасность перевозки арестованных призвана прозрачнаяпере ­ г ородка , к оторая отделяет водителя от задней части салона ссиденьями , о бо ­ р удованными петлями для наручников. П ричем задние двериневозможно открыть изнутри — з амкиблокируютсяс места водителя. Понятно, что использ уются стекла повышенной прочности. К акив серийных легковых автомобилях, п рименяются эффективные кондиционе ­ р ы . Часть аппаратуры находится в багажн икеи соединена кабелем ссалоном .или подставить под удар себя. А втомоби ­ ли такого класса популярны такжев Канаде, Австралии, Латинской Америке . Среди европейских моделей им близки по своимпараметрамбольшие «волво», и спользуемыев скандинавских странах. Но обычностражипорядкавкаждом государстве оснащаются тем , что внемпроизводитсяив соответствии с местными традициями . В Италии полицейскиеподразделения располагают скоростными «Альфа-Ром ео » , во Франции — «Рено», английская полиция ездит на «роверах», а немецкой нравятся «опели», «фольксвагены», « м ер ­ седесы» ( к роме Баварии, где, к онечноже , п ризнаюттолько БМВ).А в этом трехдверном «Рено-5» умещаются двое полицейских.., не считая собаки. Для ищейки предусмотрено «ложе» за сиденьями. В задней части салона можно расположить специальное оборудование. На крыше имеется проблесковый маячок и два мигающих оранжевых фонаря.Здесь размещается набор спасательного оборудования , о граждения , аптечка, п од ­ стилки для раненых ипогибших . Д лятого , чтобы все оборудование надежно работало, н ужно обеспечить бесперебойноеи достаточное электропи ­ тание. Поэтому применяются одна или две аккумуляторные батареи повышен ­ ной емкости . Ну, а что жеу нас? Д ва госавтоинспектора вогромных валенках и тулупах, с трудом влезающих впочтенного возраста «Жигули», «специализация» которых порой кончается раскраскойимаячком . . . Каковы реальные возможности улучшения нынешней ситуации? Остановимся на двух из них, взглянув на экспонаты международной выставки «МИЛИПОЛ-92», прошедшей в Москве. П рощеи дешевле приспособить автом обили отечественные, наиболее пригодные для милиции . После испытаний и детального изучения в НИИ специальной техники МВД России были выбраны ВАЗ-21074 и ВАЗ-21093. М ощность их двигателей повышена на 10 % , что позволило поднять максимальнуюско ­ рость до 155—160 км / ч . Как говорится, х орошо , но мало... Д верисбрусьями безопасности защищают экипаж при бо ­ к овом столкновении. На ВАЗ-21093-АП ГАИ карданная передача имеет шарниры повышенной надежности, а микропроцес ­ с орное зажигание позволяет двигателю работать как на бензине АИ-93, так и на А-76 безпеределки . Сам завод готов серийно выпускать автомобили скон ­ структивными изменениями и спецокраской. А дооборудование и укомплектование аппаратурой планируется на дочер ­ н емпредприятии ВАЗа. Д а вот беда, денег уМВД не хватает... Н ужны дотации из госбюджета . . . Или, м ожет , с понсоры найдутся? Д обрыепримеры есть — ВАЗ неплохо укомплектовал ГАИ в Тольятти и области, своей городской милиции помогает КамАЗ. Второй путь — закупка техники им ­ п ортной ( к огда новой, к огдаподержан ­ ной). В Москве , н апример , патрульных « ч ужеземцев » о коло двухсот (БМВ, « м ер ­ седесы», «ауди»), есть они вПетербурге , других областных центрах. В озможности их, к онечно , ш ире , чем у наших машин. Но вобщей массе милицейского транспорта России это мизер . Тем не менее, к роменемецких машин, с коро появятся у нас ифранцузские «рено», п ереобору ­ дованные фирмами ETS и «Грюо». Н еко ­ т орые из них уже закуплены, д ругие проходят испытания. На «МИЛИПОЛе-92» с этой техникойсмоглипознакомитьсямногие специалисты. Хочется подчеркнуть : пока мы не буд ем тратить на оснащение исодер ­ ж аниероссийскоймилиции столько, скольк онужно , б удем иметь то, что имеем , — р астущую преступность, нехватку кадров, их непрофессионализм и недобросовестность... Высокооплачиваемый иуважаемый страж порядка (место которого хотели бы занять полсотни претендентов) не будет уклоняться от своих обязанностей и опускать «альтернативные» штрафы к себе вкарман , а каждый из нас, п о ­ страдавший от нечестности инспектора, сможет добиться его справедливого наказания. Н. ЩЕРБАКОВ, Л . СУСЛАВИЧЮСН есмотря на разницувразмерахимощности , у всех легковых полицей ­ ских машинмногообщего . О бычно это серийный автомобиль с незначительными изменениями в конструкции базовой модели (или без таковых) и дополни ­ тельным оборудованием , устанавливаем ым либо самимзаводом - и зготовителем , либо небольшимифирмами . А ппаратуру , к оторой начиняется « р екрутируемый » авт омобиль , выпускает множество специализированных фирм . П опробуем охватить это разнообразие хотя бывобщих чертах. Начнем с отличительной окраски . Д лякрупных партий она наносится прямо на заводскомконвейере . Если необходимо «раскрасить» н есколькомашин , то лучше выбрать белый автомобиль, а принятуюв данной стране полицейскуюсимволику нанести на съем ­ ные части — д вери , капот ибагажник . Э то вполне осуществимов условиях небольшогоокрасочного производства. М ожнои вообще не связываться спере ­ к раской , а легкоибыстро нанести на кузов надписи, э мблемыи полосы со светоотражающимэффектом на липкой пленке. П роблесковые маячки, фары, фараискатель, г ромкоговорителии светящееся2 За рулем № 8ЗА РУЛЕМ 8/925