ЧТО ТАКОЕ КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР?Нейтрализатор — это устройство, в которомв результате различных химических реакций уменьшается концентрация токсичных компонен ­ тов в отработавших газах. Нейтрализаторы могут быть термическимии каталитическими. ' По сравнению стермическимив каталитических нейтрализаторах ско ­ рость протекания химических реакций значительно выше благодаря применению поверхностно-активного вещества — катализатора. П ричем сами катализаторы могут быть либо монолитные, когда отработавшие газы проходят сквозь тонкие каналы пористой структуры керамического моноблока-носителя, * покрытые окисью алюминия, либо шариковые, когда носитель представляет собой множество мелких шариков также из окиси алюминия. В последнее время стали применяться более долговечные катализаторы с металлическим носителем, выполненным из гофри ­ рованной металлической ленты. Поверхности любого носителя покрыты , к роме того, тончайшим слоем драгоценных металлов (платина, палладий, родий). В зависимости от типа и размера катализатора на него расходуется 1,5—4,0 граммадраго ­ ценных металлов. Удовлетворить современные жесткие нормы на токсичность отработавших газов можноспомощьютрехкомпонентного каталитического нейтрализатора (см. схему). Именно о таком устройстве и идет речь в контракте. В нем происходят окислительные реакции превращения окиси 3*Схема работы трехкомпонентного каталитического нейтрализатора отработавших газов. Справа внизу — нейтрализатор с корпусом из нержавеющей стали. Внутри него — керамический носитель, покрытый каталитически активным веществом. На входе в нейтрализатор установлен кислородный датчик. Справа вверху — электронный модуль, управляющий топливоподачей в зависимости от сигналов датчика. Во впускном канале двигателя видна электромагнитная форсунка, управляемая электронным модулем. Красным цветом выделены высокотемпературные отработавшие газы, синим — очищенные отработавшие газы, поступающие из нейтрализатора в глушитель шума выпуска автомобиля.НЕМНОГО СТАТИСТИКИГлавное управление ГАИ МВД Российской Федерации предоставило сведения, отражающие состав парка легковых автомобилей, прицепов к ним, находящихся в индивидуальном пользовании. Сведения по России приведены по состоянию на 1 января 1992 года. В скобках — данные о парке личных транспортных средств на селе. Легковые автомобили — 9 047 701 (2 516 792), в том числе: ЗАЗ-965, ЗАЗ-966, ЗАЗ-968 и модификации — 1 513 957 (479 875) ЗАЗ-1102 и модификации — 24 303 (2890) ВАЗ-2101.ВАЗ-2102, ВАЗ-21011, ВАЗ-2103, ВАЗ-2104, ВАЗ-2105, ВАЗ-2106, ВАЗ-2107 и модификации — 3 608 072 (909 342) ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и модификации — 253 329 (30 387) ВАЗ-1111 — 7503 (662) ВАЗ-2121 _ 296 333(127 290) «Москвич-408», «Москвич-412», «Москвич-2138», «Москвич-2140» и модификации — 2 192 022 (713 101) «Москвич-2141» и модификации — 85 503 (9763) ГАЗ-24 и модификации — 216 086 (34 491) ГАЗ-24-10, ГАЗ-3102 и модификации — 64 777 (6356) УАЗ-469, УАЗ-3151 и модификации — 88 024 (30 716) Прочие модели — 697 792(171919) Прицепы — 360 542(48 109) В 1991 году технический осмотр прошло 4 658 033 автомобиля, в их числе 1 370 959 принадлежащих жителям сельской местности. Исправных автомобилей оказалось 4 328 647 (1250 441). Количество списанных легковых машин за год составило 11407 (4182). Выявлено 593 294 автомобиля, в том числе 330 172 находящихся в индивидуальном пользовании, с повышенной токсичностью отработавших газов. В этой связи запрещена эксплуатация 341 511 автомобилей, в том числе 185 868 в индивидуальном пользовании. Население России на 1 января 1992 года составляло около 150 миллионов человек. Это означает, что на тысячу жителей приходится 60 легковых автомобилей личного пользования.углерода и углеводородов в углекислый газ и восстановительные реакции превращения окиси азота в обычный азот воздуха. Иными словами, нейтрализатор снижает содер ­ жание трех вредных компонентов в отработавших газах. Для его эффективной работы нео бходимы два условия — двигатель должен работать на неэтилированном бензине и только на «стехиометрической» топливо-воздушной смеси, где на одну часть бензина приходится 14,6 части воздуха. Для этого необходима обратная связь между качеством отработавших газов, проходящих через нейтрализатор, и системой питания двигателя. Ее обеспечивает электронная схема ре ­ гулирования спомощью так называемого «кислородного» датчика, и змеряющего мгновенное содержа ­ ние свободного кислорода в отработавших газах. Датчик монтируется на корпусе нейтрализатора и имеет слой оксида циркония или титана, п окрытого платиной. Такая электрохимическая ячейка . реагирует на атомы кислорода и создает разность потенциалов до одного вольта. Эта разность потенциалов и служит управляющим сигналом, заставляющим электронный модуль изменять подачу топлива в двигатель до тех пор, пока в отработавших газах не останется свободного, то есть не вступившего вхимическуюреакцию , кислорода. Таким образом , автоматически поддерживается стехиометрический состав рабочей смеси во всех диапазонах нагрузок и частот вращения двигателя.ЗА РУЛЕМ 8/9215