30
31
ЧАСТНЫЙ ГРУЗОВИКМного нового появилось за последнее время в нашей жизни. У же никто не удивляется бойкой торговле с рук в мало-мальски людных местах. Привыкли мы ик мальчишкам, протирающим стекла автомобилей. Не поднимаются удивленно брови от изумления у прохожих при виде грузового автомобиля с «частными» номерами на широченном бампере.ак крестьяне уводят из неухож енногоколхозного стада свой скот, так из автотранспортных предприятий хозяйственные му ­ ж ики выкупают сегодня «татры», ЗИЛы, КамАЗы. После либерализации цен старый, изношенный ЗИЛ-130 стоит в среднем около 50 тысяч рублей, а новый — в 10 раз дороже . О днако вряд ли кто станет покупать такой автомобиль ради престижа, утверждения собственной значимости. Собственный грузовик — это бизнес,, в какой бы конкретнойформе он ни выражался. Привезти телевизор или журнальный столик можнои на «Жигулях», грузовой же автомобиль' доставит крупногабаритную мебель из магазина, стройматериалы, сельхозпродукты — любые грузы , перевозка которых может принести солидный доход, несравнимый с чаевыми водителей легковушек. Разумеется, могут быть и исключения. Например, ЗИЛ-131, к о ­ торый уже несколько месяцев стоит на площадке автомагазина № 3 вМо ­ скве рядомсАЗЛК . Этот почти новый автомобиль кто-то купил аж в декабре прошлого года за 45 тысяч руб ­ лей и не торопится забирать. А дми ­ нистрация магазина полагает, что человек просто решил выгодно вложить деньги. Есть также любители использовать грузовые автомобили для охоты в степи, стреляя из кузова по убег ающимв свете фар животным . Но подобные случаи все-таки не типичны. Главная цель при покупкегрузо ­ в ика — это стабильные и рентабельные перевозки. Во время недавней командировкив Новосибирск мы познакомились с двумя водителями. Сильно изношенн ую за семь лет « Ш коду - Л ИАЗ » они приобрели у государственного предприятия всего за 10 тысяч рублей, а затем заключили договор со строительным кооперативом и работают на него по шесть дней в неделю. Фирма-заказчик не только обеспечивает работой, но и несет юридиче ­ с кую ответственность, платит налоги, выделяет горюче-смазочные материалы. Зарабатывают водители в этомКкооперативе 80 рублей в час. По их мнению , месячная зарплата в 15002000 рублей для шофера просто оскорбительна. Как иу владельца легкового автомобиля, у хозяина грузового масса проблем . Запчасти, топливо, техобслуживание — вот тот заколдованный круг , по которому не единождыпри ­ ходится проходить каждому водителю «частного» грузовика. Неслышно что-то пока об откры ­ тии хотя бы одной станции техобслуживания. На всю Россию лишь в двух городах — О мске . и Владикавказе — появились магазинчики, где частник может приобрести кое-что от щедрот запасливых автопредприятий. Д аже если водитель со своим грузовиком придет работать вкоопе ­ ратив, то и там ему, как правило, не предоставят ни запчастей, ни условий для ремонта, ни места для стоянки. «Извини, д орогой , — говорит обычно председатель кооператива,— это твои личные трудности. М ы тебе деньги платим хорошие, так что крутись, как можешь » . Чтобы лучше узнать, как же выкручиваются наши сограждане, один из нас решил влезть вшкуру владельца частного грузовика и обратился к услугам небольшой автобазы, выбранной наугад. Ее адрес и фамилии должностных лиц мы не станем указывать, полагая, что подоб ­ ные ситуации типичны для большинства отечественных транспортных предприятий. Главный инженер на конфиден ­ циальную просьбу подсобить с восстановлением старого КамАЗа , не зарегистрированного в ГАИ, «клюнул» довольно быстро и тут же отослал к начальнику автомастерской. Тот оказался человеком более осторожными довольно долго буравил клиента немигающим взглядом. О днако вскор е , разглядев в посетителе человека, действительно знающего большегрузные автомобили, он потерял бдительность и даже немного разоткровенничался: «Видел мужика , к о ­ торый со мной только что разговаривал? У него такой же КамАЗ-десятитонник, что иу тебя. ТО-2 иремонт сцепления ему обошлись в 12 тысяч, из которых четыре мне нужно отдать начальнику за риск и покровительство, а остальные 8 тысяч рублей яделю со слесарями». Цены на запчасти для КамАЗа по сегодняшним временам (на март сего года) не настолько ужи грабительские. К тому жев подсобке или на складе не грех и поторговаться. Новый амортизатор или рулевую тягу частнику можно отдать всего за 150 рублей, топливный насос высокого давления — за тысячу, лобовое стекло — за триста. Пучок проводов — это дефицит, дешевле чем за две «штуки» не достать. Столько же , а то и побольше нужно «отстегнуть» за карданный вал или гидроусилитель. Новая покрышкаскамерой обойдется владельцу КамАЗа в 1500 рублей, а вот за работу содним колесом в объеме ТО-2 (снять колесо, расточить барабан, заменить тормозные накладки) н ужно заплатить 1000 рублей. Конечно, далеко не каждый захочет связываться с подобными орга-30ЗА РУЛЕМ 8/92 низациями и постарается найти официально дозволенный путь. С корее всего, он обратится на какой-нибудь авторемонтный завод: почти все они принимают сегодня заявки не только от предприятий, но и от частных лиц. О днако если вашему корреспонденту в «шараге» за ТО-2, замену передних амортизаторов, ремонт сцепления и рулевого механизма, а также кузовые работы с покраской насчитали около 14 тысяч рублей, то капитальный ремонт на авторемзаводе сегодня влетит владельцу частного грузовика не менее чем в 40 тысяч руб ­ лей. К рометого , шабашники с автобазы выполняют свою работу качественно и всего за один-два дня: такая машина идет вне очереди и быстро, чтобы лишний раз не привлекать чье-либо внимание. А на заводе никто особенно не будет заботиться о частном грузовике . П роблемыгрузового автомобиля в личном пользовании ремонтом не заканчиваются. Заправочные станции во многих регионах отпускают всего по 80 литров топлива в одни руки . Что это для грузовика? О коло 150200 километров пробега. И вновь стой вочереди . Пока не отпустили цены на энергоносители, г орючее стоит не так уждорого . У водителей госпред ­ приятий можно было приобрести ср ук талоны на бензин А-76 по 50 рублей за 100 литров, а на дизтопливо — по 25—30 рублей. Поговаривают, правда, что талоны вот-вот отменят иАЗС будут обслуживать тольк о за наличный расчет. Владельцы легковых автомобилей пострадают при этом, наверное, больше, чем те, кто окупает свою машину перевозками различных хозяйственных грузов. Ведь не отпадет, с кажем , нужда перевозить мебель в новые квартиры. И новосел заплатит, сколько с него потребуют. Со стоянкой сложнее. Частные грузовики уже есть, а гаражей для них нет и пока не предвидится. На селе фермер загонит свою машину во двор — и все дела. В городах же —• м орока . Не на каждой автостоянке позволяют парковать такой транспорт. А если и пустят, то платить будешь в три-четыре раза больше, чем за легковой автомобиль. Кстати, без справки о наличии места стоянки грузовик в ГАИ не зарегистрируют, так что ищи, приятель, контору, согласную пригреть твое приобретение. А если попробовать под окнами своего дома? Надо идти к начальнику ДЭЗа. Но никакой гарантии получить «добро» нет. И вопрос здесь не тольк ов платежеспособности просителя, но ив планировке микрорайона .М ногие жители российских горо ­ дов уже испытали на себе «прелести» парковки грузовиков под окнами жи ­ лых многоэтажек. Одних ранним утр ом разбудил рев прогреваемых мо ­ торов, д ругие лишились любимых мест прогулки , к оторые превратились в свалку металлолома и т. д. Договориться сруководством ближ айшего автохозяйства? Тоже можно , но если действительно оставить частный грузовик на территории такого предприятия, то, учитывая острейший дефицит запчастей, м ожно не сом ­ неваться, что автомобиль разворуют в первую же ночь. Проблем у человека, который не побоялся купить грузовик, сегодня более чем достаточно. В исторической аналогии его можно сравнить с пахарем, выделившимся из крестьянской общины после столыпинской реформы . Только если царский указ, разрабатывался детально, с. учетом многих обстоятельств, то нынешние «единоличники» просто брошены на произвол судьбы. Но большинство оп ­ рошенных владельцев грузовиков на это обстоятельство не очень-то жалуются: они ведь, как правило, люди тертые и без опекунов все равно на ноги встанут. С. ЕВШИКОВ, Д. ОРЛОВЛиния отрезаТолько для посетителей 1-го Московского международного автомобильного салона100 призов победителям лотереиMOSCOW INTERNATIONAL 26-30 АВГУСТА 1992 Павильон № 1 ВВЦ (бывш. ВДНХ)Заполните купон на обороте и опустите его в специальный ящик, установленный в выставочном павильонеЗА РУЛЕМ 8/92люток8HOW-92U