ОБЕЩАЮТ, «РЕЙНДЖЕР»Иногда нас упрекают в том, что журнал много пишет о явлениях и событиях автомобильной жизни, от которых пока не видно практической отдачи. Что ж, нельзя не согласиться с тем, что соблюдать определенные пропорции необходимо в любом деле. Но ив том, что ростки нового требуют повышенного внимания, сомневаться тоже не приходится. Именно поэтому мы решили еще раз обратиться к положению дел в независимой акционерной ассоциации «Автокам».Примерно год тому назад на телевидении, радио, в прессе прокатилась волна известий о рождении автомобильной ассоциации «Автокам», обещавшей наладить серийный выпуск надежных и удобных джипов. Наш журнал тоже не обошел вниманием это событие, отметив появление конкурента у холдинга «Автосельхозмаш» (бывшего Минавтопрома) и рассказав о самом автомобиле с названием «Рейнджер» (ЗР, 1991, № 6 и 10). Общий вывод двух публикаций был однозначен: такой автомобиль нам нужен. Оставалось только ждать сообщений о начале производства. Ожидание было недолгим, но вести пришли не совсем такие, как хотелось. Прошел слух, что новоиспеченная ассоциация разбилась о неприступные скалы хозяйственной системы и приказала долго жить. Все те же средства массовой информации сообщили о кончине «Автокама» с его «Рейнджером», и траурный марш звучал не слабее предыдущих победных фанфар. Но прежде чем присоединиться к этому скорбному хору, редакция решила перепроверить новость и направила своего корреспондента в Набережные Челны, где расположена дирекция «Автокама». Начало визита было неожиданным. В кабинете президента ассоциации Григория Рысина заседала не ликвидационная комиссия, а рабочая группа конструкторов, с жаром обсуждавших варианты крепления задних амортизаторов к кузову джипа. «А в Москве говорят, что дела ваши плохи...» — робко начал гость. «Знаю, з наю , — улыбнулся Рысин.— Не вы первый, кто выражает нам свои соболезнования. Они, поверьте, преждевременны, хоть и есть ряд обстоятельств, давших повод для пессимистичных пересудов». И президент рассказал все, что случилось за последнее время. Учредители «Автокама» быстро и хорошо начали, всюду находили согласие и поддержку. Получили валюту, нашли производственные площади, организовали поставку комплектов деталей из-за границы, даже приступили к пробной сборке автомобилей. Словом, все шло как по6 ЗА РУЛЕМ 8/92Отечественный кузов «Рейнджера». Сборочное производство в Менделеевске: подготовка силовых агрегатов «Форд» к сборке.маслу, но это и настораживало: у нас, как известно, подолгу хорошо не бывает.И точно. Возникли проблемы с Внешэкономбанком — прежде всего в продолжительности валютных операций. Английские партнеры (фирмы ФСВ и «Рикман») около года не могли получить свои кровные деньги. Доставил неприятности и прошлогодний Указ Президента СССР об отчислении сорока процентов валюты в госбюджет. Дальше — больше. Один из со- У НАС БУДЕТИвановской области достроили и подготовили ксборочному производству цеха, когда-то предназначавшиеся для станкостроительной промышленности. И тут ме ­ ж дуруководствомШуйского завода иуп ­ равлением «Автокама» возникли разно ­ гласия на почве столь популярногоу нас занятия — дележа шкуры неубитого мед ­ ведя. Первые посчитали, что оценка их труда занижена, вторые возражали. История завершилась тем , что вШуе образовалось совершенно самостоятельное автомобильное Предприятие «Автотеза» с неясной производственной перспективой, а «Автокаму» пришлось срочно переносить сборочное производство на другие площади. Они нашлись — в Санкт-Петерб ургеи Стаханове. Все эти события, разумеется, больно ударили по «Автокаму», но одновременно продемонстрировали, что новый стиль вэкономике изворотлив иживуч . К томуже нет худа без добра : ассоциации пришлось всемерно форсировать освоение узлов и агрегатов «Рейнджера» отечественной промышленностью , умерив над ежды на использование английских комп ­ лектов. Эти усилия принесли свои плоды. На Дмитровском автополигоне завершены испытания четырехместного «Рейндж ера » и получен сертификат на соответствие егоконструкции требованиям без ­ опасности. Без этого, как известно, выпускать и продавать автомобили нельзя. А внутризаводские испытания показали, что кузов «Рейнджера», сделанный отечественным предприятием , прочнее заруб ежного аналога. Его изготовитель — объединение, п режде работавшее на обо ­ рону, а сегодня ставшее партнером «Автокама». Там за считанные месяцы изготовили мастер-модели, по которым делают матрицы кузова, и приступают к выпуску всей гаммы кузовов «Рейнджера». Есть ужеи поставщики рамы, элект рооборудованияи многих других ком ­ плектующих изделий. «За полтора последующих года мы сум еем выпускать все, к роме силового агрегата»,— заверил нас технический дирек ­ тор «Автокама» А. Шаповалов. Есть положительные сдвиги ивдругом направлении. Европейское отделение « Ф орда » п редложило «Автокаму» оснащать « р ейнджеры » с овременными силовыми агрегатами, отличными от тех, что поставляет «Рикман». М отивировка убедительна: силовые агрегаты и ходовая часть, закупаемые «Рикманом» у « Ф орда » , у же устарели и теперь выпускаются не на потоке, а мелкими сериями на универсальном оборудовании. П редложение заманчиво со всех точек зрения, а потому уже изготовлен образец переднеприводн ого автомобиля с новым силовым агрегат оми подвесками. Характерная деталь: в ходе переговоров представители « Ф ор ­ да» как бы попутно, невзначай, поведали всю, до мельчайших подробностей истор ию «Автокама» его жесотрудникам . Да, на Западе внимательно следят за тем, что у нас происходит... В ближайшей перспективе «Автокама» на лето 1992 года — начало выпуска пер еднеприводного «Рейнджера». Д обавимк сказанному, что на конец марта 1992 го ­ да собрано пока 48 экземпляров «рейндж еров » , а кдекабрю эта цифра должна достичь 200 единиц. Ну, а вбудущемго ­ ду.., Прорабатываются возможности партнерства ис английской фирмой «Рилайент», и с японской «Хондой». Но не будем загадывать. В. СУББОТИНЗА РУЛЕМ 8/92 7Планируемые к производству модификации «рейнджеров»: а — универсал; б — пикап; в — «дача».учредителей «Автокама» внес свой пай в виде нефти, добытой сверх госзаказа. «Автокам» получил лицензию на продажу ее за рубежом , а вырученные деньги собирался пустить на закупку комплектов автодеталей. Но беда втом , что втрубопро ­ воде, п окоторому нефть идет в Новороссийск, оказалось множество краников, к оторыми командует местное руковод ­ 2*ство — республиканское, краевое, областное. За каждый поворот вентиля пришлось расплачиваться, и прежде всего — в ременем . С ' б ольшимтрудом довели нефть до порта, и тут еще один вираж — п ересмотр лицензий, у же Российской Фе ­ дерацией. Опять задержка , а для живого дела это полный срыв. Или такое событие. В городеШуя