38
39
КЛГБИНФОРМАЦИЯИЗ КОПИЛКИ БЫВАЛЫХЛЕКТОРИЙРаздел ведут редакторы В. АРКУША, Б. СИНЕЛЬНИКОВ, Д . ПОСТНИКОВАВТОЛЮБИТЕЛЕЙная двумякрючками4 ( с м . рис. 1, а, б) — по одному на внутреннеминаружном поясе. Грунтозацепы уложитезамками5наружу (то есть от автомобиля), п ред ­ варительно разведя ( о ткрыв ) их ключом (рис. 2, 3). Наехав колесом на грунто зацеп, наденьте егосвободную часть на шину. Зацепите сначала крючок внутреннего пояса за егокрайнее звено. Не страшно, если грунтозацепокажется немного смещен в сторону внутреннего пояса. П отомрасположитесекциигрун тозацепа равномерно по периметру шины, зацепите крючком крайнее звено снаруж ­ ной стороны колеса иключом поверните ( з акройте ) з амки . Если цепь неплотно охватывает шину ( с мещаются пояса, свободно перемещаются поперечные звенья), о ткройтезамкии переставьте крючокнаружного пояса еще на одно два звена, снова закройтезамкиипро ­ верьте, насколько плотно грунтозацеп охватывает шину. Чтобы свободныеконцы цепи наружного пояса не били по кузову , п одвяжите их бечевкой или проволокойкстержню или звеньямцепи . При запирании замков не прикладывайте чрезмерных усилий, л учше переставьте крючок на однозвено назад. Установив грунтозацепы, н ужно проехать три-четыре метравпереди назад, чтобы убедиться, что они , вопервых, не задевают за детали автомоби ­ ля, во-вторых, плотно иравномерно охватывают шины . Если что-то окажется не впорядке , найдите причиныи устраните дефект . Д ля этого откройтезамкиисориентируйтегрунтозацеп на шине так, ч тобыдефект (касания элементов кон ­ с трукции , слабый охват шины) исчез при повторном закрывании замков . Если есть достаточный навык, г рунтозацепы устанавливают этим способомсодного раза. Н еудобно только зацеплять крючок за звено внутреннего пояса. Приходится вставать на колени или ложитьсяподмашину . Поэтому возьмите с собой рабочую куртк усбрюками или халат инепромокае ­ м ую подстилку. Второй способ более «гигиеничен» и надежен , но требует большевремени . Поочередно поднимите домкратом исмонтируйтегрунтозацепы на ведущиеко ­ леса, как описано выше. П роконтролиро ­ вать, не задевают ли грунтозацепы за кузов , и устранить дефектыможно при вывешенном колесе. Д остаточнооднойпопытки , чтобы правильно установить при ­ способление. Не пренебрегайтепровер ­ к ой установки грунтозацеповдвижением назад ивперед ( 3 — 4 м) — это вселит уверенность, что грунтозацепы не со ­ скочат в самый неподходящиймомент . О сновной недостаток способа: п риходит ­ ся высаживать из автомобиля всех пасс ажиров (а иногда и вынимать груз), ч тобы вывесить ведущие колеса дом ­ кратом. Третий способ — самый филигранный : для очень тщательной установки грунто зацепа надо снять с автомобиля колесо (рис. 1, в). И все-таки рекомендуюпро ­ катиться после монтажа взад-вперед, чтоб ы убедиться в отсутствии дефектов . Этот способ может оказаться самым быстрымисамым «чистым»: все зависитКОЛЕСО В ЦЕПЯХЕсли в других странах колеса одевают в цепи лишь любители ездить по снегу, то нашим согражданам без них порой не добраться до своих еще «не освоенных», но уже таких родных шести соток. Какими бывают цепи противоскольжения и как ими пользоваться, рассказывает инженер А. СМИРНОВ. Самые распространенные средства для повышения проходимости — г рунтозаце пы. Они встречаются нескольких видов, наиболее доступны цепи противоскольже ­ ния. Их основное назначение — увеличить сцепление колеса со скользкойопорнойповерхностью благодаря вдавливанию в грунт (или снег) звеньев цепи, охватывающих шину. В недавнем прошломвторговую сеть поступали грунтозацепы двух типов: стерж нево - ц епные (рис. 1, а, в) и цепные (рис. 1, б). С тержнево - ц епныегрунто ­ зацепы дешевле и легче, п оскольку на их изготовление идет меньше звеньев цепи, чем на вторуюконструкцию . Стоимость разнится почти вдвое: в 1982 го ­ ду — соответственно 10 и 17 рублей за комплект из двух грунтозацепов . О д ­ нако из-за ограниченной подвижности (эластичности) поясов стержневые не так легко , как цепные, м онтируются на ши ­ ну, их труднее распутать ировно расстелить на грунтеперед установкой на ко ­ леса, к омпактноуложитьв машине. Эффективность тех идругих одинакова. А втор пользуется грунтозацепами стержнево - ц епнойконструкции на про ­ тяжении десяти лет, преодолевая отре ­ з ок пути от относительно хорошейдоро ­ ги до домикавдеревне5километров .Были случаи, к огда туда доезжал словно по асфальту, а ночью или с утра шел дождь , и тогда обратно — «на цепях». Перед тем , как въехать на грунтовуюдорогу , н езнакомую или ту, по которойдолго не ездили ( о собенно весной), р е ­ к омендую совершить пешуюразведку до первоготруднопроходимого участка. Переобуйтесь врезиновые сапоги ивоору ­ житесь палкой или шестом , чтобы про ­ верять глубину лужи твердость грунта. Разведка может придать уверенность: ведь нет непроезжихдорогиуземлиматушки действительно кора тринадцатик илометровойтолщины , а уж под ней болотообразное по консистенции ядро . Если жев ходе разведки вы обнаружите хотя бы один сомнительный участок — надевайте цепи . Затраченное времяможет окупиться с лихвой тем , что не придется вытаскивать застрявший автомобиль. У ч ­ тите: установить грунтозацепы на зас трявшую машину крайне трудно , а порой невозможно. Д ля установки приспособлений выберите ровный участок на твердомгрунте как можноближектруднопроходимому месту: длительная езда на грунтозацепах по твердой дороге нежелательна ни для автомобиля, ни для цепей, ни для пассаж иров . Если грунтовая дорога сырая, остановите автомобиль на дорогес тверд ым или щебеночнымпокрытием непосредственно перед съездомс нее. Это облегчит монтажгрунтозацепов , а три четыре метра , п ройденные по асфальту или бетону, не принесут большого вреда ни автомобилю , ни дорожномупокрытию . Применяют три способа установки грунтозацепов на колеса. Первый — самый простой и быстрый, но самый «грязный», а порой и ненадежный. На грунтозацепы , разостланные как мож ­ но точнее посередине следа ведущих ко ­ лес, надо наехать так, чтобы позади коле ­ са оказалась только одна секция , с набжен ­38ЗА РУЛЕМ 4/93 от навыков, д орожныхипогодных условий. Выбирать — в ам . Т руднопроходимые участки ( г де вы заранее проверили глубину, вязкость и так далее) п реодолевайте сходу на второй передаче. П омните , нельзя допу ­ стить пробуксовки ведущих колес, оснащенных грунтозацепами : если сильно взрыхлить ими грунт, к олесо углубится внегоещебольше — не ройте себе яму ! Если остановились на тяжелом участке, п опробуйте отъехать насколькоможно назад и, набрав скорость , снова дви ­ гайтесь вперед . Не исключено , что пре ­ одолевать труднопроходимоеместопри ­ дется внесколько таких попыток (этот способ используйте, т олькокогдахорошо знаете особенности участка). Вы уверен ­ нее преодолеететруднопроходимоеме ­ сто, высадив пассажиров идажевыгру ­ зив часть багажа , чтобы колеса не увязали глубоковгрязи (или снегу), тогда и редкая пробуксовка не так опасна. На тяжелом участке полезно снизить дав2 ление во всех шинах до1кгс / с м (не ни ­ ж е , иначе шина провернется на ободе , п овредитсякамера ) , после чего проверить надежность крепления грунтозацепов. П реодолеводин участок, п роведитеразведкуследующих . Не пренебрегайтее ю , п ока не изучите и не запомнитеособенности всех труднопроходимых мест на вашем пути. Бывает, что не удается самостоятельно выбраться из грязи ни назад, ни вперед, хотя автомобиль разгружени пассажиры (или другиепомощники ) прилагают все силы, ч тобы сдвинуть егос места. Не падайте духом . Попытайтесь вывесить домкратом (в несколькопопыток ) увязшие колеса иподложитьпод них кускидосок ( б езгвоздей ! ) , палки, в етки , д ру ­ гие подходящиепредметы , р азумеется , к роме консервных банок, металлических или стеклянных. В дальнейшем желательно возить с собой две метровыедоскитолщиной 40 мм (лучше с набитыми по ­ перек мелкими рейками, прутками, уголками). Удобнее, когда досок четыре, ч тобы перекладывать их помере освоб ождения из-под колес. Если и они не по ­ м огут , придется искать буксир — г рузовик или трактор . Если вы сами себя не «зарыли», значит, с можете вытащить маши ­ ну без постороннейпомощи . В дождь или -разу после него автомобиль с грунтозацепами уверенно движ етсядаже по толстомуслоюжидкойгрязи : п оканижний слой грунта не успел впитать влагу и остается достаточно тверд ым . Подсохшая грязь похожа на тесто, она забивает звенья грунтозацепов , п ре ­ вращая колесов гладкий жернов . П оэто ­ м упроезжайте такие участки порожнякоми не старайтесь миновать лужи (если они не глубокие ) , ч тобы вода смыла налипш ую на колеса грязь . Приехав на место , о смотритеавтомо ­ биль, очистите от грязиипостороннихпредметов (травы, веток и др.) колеса, обратив особое внимание на грунтозаце ­ п ы . Если вы возвращаетесь назад не ско ­ р о , не раньше чем через три часа, отк ройтезамкигрунтозацепов , сняв темсамым внутренние напряженияв них ив шинах. Не забудьте передвыездом вновь закрытьзамки ! В противном случае ри ­ скуете не только застрять зпервойжелуже , но иповредить детали автомобиля (кузов, подвеску, трубопроводы тормозов и т. п.). К рометого , снять соскочивший , к ак правило, п од автомобиль и запутавшийся грунтозацеп (да ещевгрязи ! ) д е ­ ло не простое . О кончательно снимать грунтозацепырекомендую на томже месте, где вы их надевали. О днако если есть необходи ­ мость освободиться от них (просохла дорога , найден объезднойхороший путь), м ожно это проделать и раньше, стараясьРис. 1. Грунтозацеп: а — стержнево-цепн ой ; б — цепной; в — стержнево-цепной на колесе; 1 — перемычка (цепь); 2 — стержень наружного пояса; 3 — стержень внутреннего пояса; 4 — крючки; 5 — замок; 6 — ключ замк а ; 7 — цепь наружного пояса; 8 — цепь внутреннего пояса; 9 — шина; 10 — диск колеса. Рис. 2. Замок грунто зацепа: а — закрыт б — открыт.012- ftРис. 3. Ключ, для замка грунтозацепа. п оменьше испачкаться. Сначала установите автомобиль так, чтобы докрючкавнутреннего пояса на грунтозацепеодного из колес можно было дотянуться, сидя на корточках , стоя на коленях или лежа на земле . П отомоткройтезамки этого грунтозацепа , отцепите крючок от звена цепинаружного пояса, а затем освобо ­ дите крючоквнутреннего пояса, приняв одну из описанных выше поз . С нимитегрунтозацепсшины , расстелитя егопоЗА РУЛЕМ 4/9339