ШЕСТЬДЕСЯТ ПЯТЬ ЛЕТ НАЗАДВ апреле 1928 года начал выходить ежемесячныйжурнал «За рулем». На его обложке был изображен 1000-й грузовик АМО - Ф 15 . На первомномережур ­ нала значился тираж 25 тысяч эк ­ з емпляров . Кстати, т огдав СССР парк автомобилей и мотоциклов насчитывал 22,7 тысячи единиц. И нымисловами , но каждоговоди ­ теля действующеймашиныприхо ­ дился одинэкземпляржурнала . В декабре 1928 годатираж «За рулем » вырос до 40 тысяч. Ответственным редактором журнала был известный экономист того времени, поборник автомоб илизации страны Н. О синский . П омимо него в редакционный совет входили ещепятеро : А. Брагин, Н. Беляев, В. Дмитриев, М . Кольцов, М . Презент. С егодня , отмечая 65-летие жур ­ нала, р едакция рада сообщить, что вмартенынешнегогода на заводах, ранее входивших в СССР, с обран 30-миллионный легковой автомобиль. Если жемерить масштабами России, что нам сейчас привычнее , то свой 25 - м иллион ­ ный легковойавтомобильрусские заводы (включая «Руссо-Балт», «Лесснер», «Спартак», З ИСиЗИЛ , ГАЗ, А ЗЛК , «Ижмаш», КамАЗ иСеАЗ ) с обраливдекабре 1991 года . П арктолько личных автомо ­ б илейв России сегодняпревы ­ шает 10-миллионов, а тираж «За рулем » составляет 1 150 000 экземпляров. Сопоставление этих цифрговоритотом , что вгодсвоего 65-летия журнал располагает большимрезервомпотен ­ циальных подписчиков , и мы над еемся , ч то со второгополугодия их круг станет ещешире .СЕРВИСАМШ'СТПО ДАУ1 ЛИИ «НМВ озможно , кто-то из читателей помнит , что вмартовскомномережурнала за 1991 год был помещен перечень отечественных добавоккмоторному маслу, одобренных автомобильной промышленн остью (в первуюочередьВАЗом ) . В раз ­ деле, условно названном «эксплуатационно-восстановительные присадки » , ф игури ­ ровали всего два препарата: «Ресурс» из Екатеринбурга и «Ремол» из Тольятти. П рошло два года , перечень во многомизменился , о днако тех, к то делает «лечебные» д обавки , не прибавилось. И это по ­ нятно: изделия такогородасложныи специфичны, для их разработкитребует ­ ся большой научный потенциал. Ну, а « к орифеи » н е стояли на месте . Во всяком случае, вести из Екатеринбурга заслуживаюттого , чтобы поделиться этой информациейс читателями. Суть ее в следующем. Присадка «Ресурс» состоит, если не считать нейтральную основу, из двух частей: у льтрадисперсного , то есть предельно размельченного , п орошка медных сплавов икомплектастабилизирующих веществ, не дающихэтомупорошку выпасть восадок или собираться вкомкикак во времяработы , так ив состоянии покоя . Понятно, что общая эффективность препарата в равной мере зависит от ка ­ чества обеих частей. Разработчики итехнологиекатерин ­ б ургскойНПФ «Вира» с умели значительно улучшить дисперсность иоднородностьпорошка , а такжеоптимизировать состав стабилизатора. В результате появился мо ­ д ернизированныйпродукт , получивший название «Ресурс-супер». Л абораторные испытания новинки были проведенывНАМИ , а стендовые и эксплуатационные —!« т @ »Ипроявляет старческуюнемощь , е гоможно подлечить присадкой , п ричем эта опера ­ ция не требуеттруда , х лопоти больших затрат. В нынешних условиях переоце ­ нить такуювозможностьтрудно . Но это не все. Специалисты «Виры» разработали и начали выпускать средствотогоже назначения для дизельных дви ­ гателей. Его так и назвали — «Ресурсд изель » . К ак известно, т емпературыинагрузкивдизеледалеко не те же , что в бензиновом моторе, поэтому потребовался совершенно новый препарат со своей спецификой . О пыт увенчался успехом . Нельзя не заметить , что «Ресурс-дизель» освоен как нельзя вовре ­ м я . У нас стали появляться частные гру ­ з овики , в том числе дизельные , м но ­ гие из которых , м ягкоговоря , не пер ­ вой свежести . А дизельныймотор — вещь дорогая, ремонт требует серьезных денег. Где же их взять, к огда все средства ушли на покупкусамой машины? Вот тут восстановительный препарат иможет стать « п алочкой - в ыручалочкой » , существенно отсрочив капитальный ремонт . Х арактерный штрих. Наши восстановительные присадки для бензиновыхмо ­ т оров не вызывают большого интереса узарубежных специалистов. Там в них про ­ сто нет практическойнужды . И ноедело — дизель. О нив развитых странах дорог , п оэтому лечить егоэкономическивыгод ­ но. Инициативу проявила ЮжнаяКорея — страна, как мызнаем , о тнюдь не слаборазвитая. Туда уходит значительная часть выпускаемого «Ресурс-дизеля», и это хо ­ р ошо : валюта позволит фирме «Вира» улучшить оснащение производства , р асши ­ рить фронт исследовательских работ. А этот фронт действительно есть: запланирована работа по добавкамк индустриальным итрансмиссионныммаслам . В заключениесообщим , что по всем коммерческимвопросамкфирме следует обращаться поадресу : 620219, Екатеринб ург , ГСП-554, тел. 56-22-86.на ВАЗе . Результаты оказались достаточ ­ но наглядными . Если «Ресурс» замедлял износ поршневых колецв два раза, то «Ресурс-супер» — в четыре. Или такая цифра , взятая из заводского отчета: введ ениенового препарата в товарное маслоуменьшает износ рычагов клапанногопри ­ вода в 2,5 раза. Но еще важнее дру ­ г ое . Эксплуатационные испытания на «пож илых » автомобилях продемонстрирова ­ ли устойчивое восстановительное дей ­ ствие присадки , п одтверждаемое , в частности, п овышениемкомпрессиив цилиндрах двигателя. И ными словами, к огдамо ­ т ореще не доведен «до ручки » , но ужеЮЗА РУЛЕМ 4/93