40
41
следу колеса и скатите с него автомо ­ биль. А налогично поступите исдругимколесом . И мейтев виду: в озможны совпадения, к огда на обоих колесах крючки внутренних поясов одновременноокажут ­ ся вдоступной для расцепки зоне, и тогда вам не придется дважды передвигать авт омобиль . Снятые « ц епочки - в ыручалочки » н ужнонемедленно очистить от грязи , п ро ­ мыв их влуже , р учьеи т. д., в худшем случае вытереть о траву ( п отомнепре ­ м енновымойте дочиста!). Вымытые грун ­ т озацепы тщательно вытрите сухой тряп ­ к ой . О собое внимание уделите замкам : п роверьтеработоспособностьи при об ­ н аружениидефектов устраните их. Наконец, п ротритегрунтозацепылюбым масл ом или заверните в слегка промаслен ­ н уютряпкуиуложитев специально пред ­ назначенный для их хранения мешок ( с умку , пакет) из прочноговлагонепро ­ н ицаемого материала. Туда жеположитеключ от замков . У добеншкольныйпорт ­ фель или ранец из кожзаменителя , т ем более что там есть дополнительное отделение, куда можноположить ключ, б ечевку или проволоку , к оторойподвя ­ зывают свободные звенья цепи , щ етку для мытья грунтозацепови т. п. Чтобы приспособления всегда были готовы к исп ользованию , с одержите их в чистоте, не допускайте появления коррозии ( о собен ­ но на замках ) , иначе монтаж , да ещё поддождем , превратится вмученье . П еред поездкой положите грунтозацепы рядом сдомкратом так, ч тобы выгрузить их, не перекладывая багаж . Г рунтозацепыможно сделать самим , используя цепи сдиаметромпроводки 2...3 мми « о кном » звена 15...25 мм . Если есть выбор из нескольких сортов ( р аз ­ м еров ) цепей, то из болеекрупной сделайте перемычки1 ( с м . рис. 1, а, б). В качестве замков годятся защелки , п одобныетем , что умолочныхбидонов . При недостатке звеньев цепи можно изготовить «браслеты» (рис. 4, а) не ме ­ нее чем по одному на каждоеведущееколесо . Такие устройства положительно Рис. 4. Браслет противоскольжения: а — браслет на колесе; б — детали браслета; в, г — детали, которыми можно заменить «фирменный» болт с ушком; 1 — цепь; 2 — болт (шпилька) М 10 — М 12 ; 3 — шайба; 4 — гайка высотой 18. ..20 мм; 5 — шина; 6 — диск колеса.оценили те автомобилисты, к оторые не смогли приобрести полнокомплектные цепи противоскольжения . Браслеты обладаю тинекоторымипреимуществами : благ одаря простоте конструкции их можно надевать прямотам , г де застряли ( п о ­ о чередно : о дин , в торойи т. д., п ока не выберетесь), и снимать сразу после труд ­ н опроходимого участка. Браслеты заводс кого изготовления снабжены болтами сушком (рис. 4, б) или более совер ­ шенными быстродействующими замками. Их можно заменить обыкновеннымибол ­ тами или шпильками (рис. 4, в, г ) . На авт омобилях , у которыхдиски колес без перфорации ( З АЗ - 9 65 , -966, -968 имоди ­ ф икации ) , в них можно сделать два или четыре отверстия диаметром не более 14 мм . К недостаткам следует отнести то, что количество устанавливаемых на колесо браслетов не может превышать количество окон ( п рорезей ) в диске колеса. П оэтомупридвижении «на браслетах» ударные нагрузки на трансмиссию автом обиля больше, п осколькув зацеплении сгрунтом оказывается толькоодин браслет, а очередь другого наступает при пробуксовкесвободного ( « г олого » ) участка шины . К онструкцияжегрунтозацепов (цепей противоскольжения ) рассчитана такимобразом , что вконтактесопорнойповерхностью всегда две цепи инагрузка на трансмиссию почти постоянна При за ­ д анномположении педали газа. Вдобавок браслеты оставляют следы на поверхно ­ сти диска иобода , к акими бы предо ­ хранительными устройствами вы ни пользовались. Р екомендации для ездыс браслетами те же , что ипри эксплуатации полно ­ комплектных грунтозацепов. К сожалению , с егодня из продажи исчезли все упомянутые средства повышения проходимости , хотя они так необ ­ х одимымногимавтолюбителям . Налаживание (точнее, восстановление) их про ­ изводства будет выгодноиизготовителю , и потребителю.ITдляСАМОГОНI»ДВИГАТЕЛЯВ газетах появились сообщения об изобретении компактной установки для получения автомобильного топлива из природного газа в домашних условиях. Правда, не бензина, а метилового спирта — метанола. По просьбе наших читателей мы связались с изобретателем прибора — физиком, председателем Изобретательского центра Г. В АКСОМ . Вот что он рассказал. П ередмногими из нас резкоеповы ­ шение цен на бензинпрямо ставит вопрос овозможностивыжитьвсоздав ­ шихся условиях. Л юди сделали ставку на подсобное , дачное хозяйство, в ложили туд а свой труди средства, рассчитывая возместить это продуктами питания, и вот — все перечеркивается дороговизной бензина . При стоимостиоднойпо ­ е здки семьсот рублей ибольше все прежние расчеты оказываютсяопрокину ­ тыми. На мой взгляд, правительство не имеет достаточных оснований, ч тобытакимидей ­ ствиями загонять население втупик . Нам внушают мысль онеобходимости уравнять цены на бензинсмировыми . Но на месячную зарплату, с кажем , н емецкий раб очиймогбыкупить 3,3 тонныбензина , наш — литров двести — ч етыреста ( п ритом , что Германиябензин ввозит). Вот яи решил опубликоватьтехнологию получения метанола из природного газа. Пусть болит голова у тех, к то «стоит на страже » о бщенационального богатства. Ведь нуж ­ но будет поставить счетчики расхода газа вкаждойквартире , к онтролировать их. Полагаю, сегодня это невозможно. А искать «бензиновых самогонщиков » будет такимжебезнадежнымделом , к акимобычнобылирейды участковых впопыт ­ ках покончитьссамогоноварением . Установка для получения метанола — к ом ­ пактная, если и попадется на глаза, не поймешь , что это. Запаха — н икакого . Но — метанол, ядовит: если принять внутрь 30 мл — к аюк . Но ведь рюмкабензина , т оже знаете... Зато чистота выхлопа — н икакого сравнения. Б ензино ­ вый — губит все живое , а метаноловыйабсолютно чист. Ну, пусть не абсолют ­ но. Двигатель, р аботающий на метаноле , м ожетслужитьдольшеи быть мощнее . Н едаром этот вид топлива преждешироко использовали для спортивныхмоторов — как бывшиймотогонщик , имел сни ­ м и дело. Н екоторые специалисты считают ре ­ альным использование топливной смеси из бензина иметилового спирта. Смесь эта якобы соединяет достоинства обоих компонентов . Приводятся ифактывдока ­ зательство сказанному : ф ирма « Ф олькс ­ ваген» отправила 45 машин на смешанном топливе ( 1 5 % спирта) в испытательные рейсы в экстремальных условиях, аж за Полярныйкруг . Результаты оценены как весьма удовлетворительные . Предлагаемая «кухня» ( ч ертежи устан овки для переработки метана в метанол и описание монтажаможно получить, связавшись с ее автором по телефону40ЗА РУЛЕМ 4/93 (095) 272-27-72 — ред.) м ожетзаинтересо ­ вать не толькожителей , обеспеченных магистральнымгазом . Ведь основной ком ­ понент природного газа — метан — о бра ­ зуется при разложении растительных остатков бактериями. Этот источник исключительнообилен , е годаже объявл яютглавным (главнее СОг) в иновникомусиливающегося « п арникового эффекта» на нашей планете. И мея таких работни ­ к ов , к акбактерии , м ожно получать ме ­ танол в весьма больших количествах. Было, п омнится , с ообщение , что нашимизобретателям - м икробиологам А. Н ожевниковуидр . удалось вывести штаммы , добавление которыхвсбраживаемый навоз ускоряетпроцессметанообразова ния внесколькораз . Д обавим , что существуюти сравнительно дешевыегене ­ р аторы газа. П рипостояннойзагрузкенавознойжижейможнопроизводить газ непрерывно. То есть база- для самодеятельного изготовленияэрзац - б ензина весьма широ ­ ка. И если действительно навалиться на это дело , глядишь, с прос на бензин упадет и — ч ем черт не шутит — снизятся и цены. Итак, нас почти убедили, что топливо для мотора можно получить из газа, подводимого к кухонной плите. А как использовать его в автомобиле! Эксперименты по применению метанола в качестве топлива для автомобильных двигателей проводились вНАМИ . М ы попросили рассказать об этом кандидата технических наук В. Л УКШО . О применении спиртов как моторного топлива известно сконцапрошлого века. Спирты служили заменителем бензина всякий раз , к огда наиболее остроощущал ­ ся дефицитнефтепродуктов — во време ­ на энергетическихиэкономическихкри ­ зисов, в ойн . С егодня интерес к метанолу снова возрос , так как разработаныде ­ шевые ивысокопроизводительныепро ­ цессы егополучения из доступного и, с амое главное, в оспроизводимого сырья, н апримеротходовсельского хозяйства. Д ля использования метанола необхо ­ димо решить ряд проблем технического характера, связанных сразличиямифизи ­ к о - х имических свойств спиртов ибен ­ зинов. Теплота сгорания метанола в 2,24 раза меньше , ч ембензина . Значит, для со ­ вершения одинаковой работы (применительно кавтомобилю — о динаковогопро ­ бега) метанола потребуется в два с лишним раза больше. С крытая теплота испарения метило ­ в огоспиртавышев 3,66 раза, а упру ­ гость паров итемпературакипенияниже , ч ембензина . П оэтому двигатели на метаноле запускаются хуже, о днакоумень ­ шается теплонапряженность деталей, увеличивается наполнение цилиндров свеж имзарядом , что витоге повышает мощность . К рометого , к недостаткам метилового спирта относится способность впитывать влагу из воздуха ; он обладает повышеннойсклонностьюк калильному зажиганию. Пары метанола вдвое токсичнеебен ­ зиновых. В добавок по запаху метанол похож на этиловый спирт — тот самый, из которогоделаютводку , перепутать легко , а последствия могут быть тяжелы ­ м и . Попав ворганизм , метиловый спирт вызывает сильные отравления, к оторыемогут привести к слепоте или летальному исходу.Первыми автомобилями, на которых в НАМИ испытывалось новое топливо, были немецкие: «Фольксваген» и «Мерседес-Бенц». Потом эксперименты проводились и на отечественных машинах. На старом снимке: «Фольксваген» в лаборатории на стенде с беговыми барабанами. П оложительное качество метанола — высокая детонационная стойкость. О кта ­ н овое число по исследовательскому ме ­ т одуоколо 108, у «девяносто третьего» бензина — 93. О н дает меньше нагара, чем бензин. Если речь идет оновом топливе, сразу возникает вопрос : к акизменитсямощ ­ ность двигателя? Низкая теплота сгора ­ ния метанола, к акбыло сказано, не сни ­ ж аетмощностных показателей. О преде ­ л яющим является другойфактор : т епло ­ та сгорания , к оторую выделит единица массы топливно - в оздушнойсмеси , а она у метаноловоздушных смесей на 35 % выше, ч емубензовоздушных . Правда, при этом метанола потребуетсяв 2,3 раза больше, ч ембензина . П оэтому мощность двигателей, работающих на ме ­ тиловом спирте, несколько выше, но и расход топлива больше. Значит, н ужно переделать карбюратор , увеличить ем ­ кость топливного бака, в озможно , п отре ­ буется и насос большейпроизводитель ­ ности. Чтобы не вносить значительных об ­ ширных переделоквконструкцию автом обиля , чаще используют смесь бензина с метанолом. Но тут проявляется ещеод ­ но отрицательное качество метилового спирта — такая смесь расслаивается. Чтоб ыэтого не происходило , добавляют стабилизаторы, н апримеризобутиловый спирт. М ожно , к онечно , смешивать мета ­ нол сбензиномпрямовкарбюраторе , но тогда потребуется еще одна поплавковая камера , а также топливный бак, насос, трубопроводы. В НАМИпроходили испытания автом обили , работавшие на метанолеибензометанольнойсмеси : пять грузовыхи четыре легковых . Исследования проводи ­ ли влаборатории на стенде сбеговыми барабанами, в условиях автополигона и на обычныхдорогах . Был икрупномасштаб ­ ный эксперимент , в котором участвовало 600 грузовыхавтомобилей ЗИЛ-130. Читателей, п о - в идимому , б ольше инт ересуют результаты испытаний легковых машин. Максимальная скорость движения практически не изменилась ( н апример , на бензине — 152,9 км / ч , на бензомета нольной смеси — 153,5). В ремяразгонас места на участках пути длиной от 400 до 1000 метровуменьшилось при работедвигателя на смесивсреднем на 6 % . В ремяразгонас места припереключениипередачдоскоростей от 40 до 140 км / ч сокращаетсявсреднем на 12 % . При одинаковойрегулировкекарбю ­ раторов выбросыокисиуглерода почти одинаковы для двух топлив ; к оличествоуглеводородовниже при работе на бен зометанольной смеси. Использование последней позволяет значительно сни ­ зить выброс в атмосферу окислов азота. Исследования показали, что расход топлива возрастет на 5 — 7 % . Учитывая, что бензинав смеси 79 % , в результате получимснижениеего расхода на 15 — 17 % . Н адежный пуск двигателя грузовогоавтомобиля на бензометанольной смеси возможен лишь до — 3 ° , в то времякак на бензинедо — 1 5 ° . На легковоймаши ­ не двигатель запускался до — 2 0 ° . В ремя проворачивания коленчатого вала стартер омприпереходе на смесь увеличивается с 3—5 до 6 — 1 0секунд . П роблема запуска вхолодноевремяможет быть решенамодернизацией пусковых устройств карбюраторов . Смесь, с одержащаяспециальнуюпри ­ садку, не оставила следов коррозии на деталях системы питания. О днаковужесточенныхлабораторных условиях наблюдалась коррозия стали, латуни идру ­ гих материалов. Использование бензометанольныхсме ­ сей позволилобысэкономить много нефти, к оторую все труднейидороже добывать. М етанолжеполучаютпутемпереработкиприродного газа, запасов ко ­ торого больше. Однако потребуется по ­ строить новые заводы , п роизводящие из него спирт . Комментарий отдела эксплуатации Экспериментпо эксплуатации грузо ­ виков на бензометанольнойсмеси , п ро ­ в одившийсяв начале 80-х годов , выявил ещеодно свойство метанола : он утекает «налево» т очно так же , как бензин . П оэтомунекоторые автолюбители суме ­ ли поездить на новом топливе. Результаты у всех были примерноодинаковы : двигатель глох на оборотах холостого хода, х уже запускался. П ринебольшомморозе — около —5° «Жигули» с первой попытки пустить не удавалось. Д обиться устойчивой работы на холостых можно обычной регулировкой карбюратора. Одн аконепривычнотрудный пуск двигателя вызывал у всех автолюбителей отрица ­ тельные эмоции . Х отимпредупредить читателей: м етанвзрывоопасен , п оэтомутем , к то не может обеспечить высокое качество изготовле ­ ния деталей исварки , не стоит браться за изготовление установки для получения метанола. Жизнь дороже нескольких тысяч рублей , к оторые удастся сэко ­ номить. Итак, ч емможет прельстить получе ­ ние метанола из газа на своей кухне? Э кономией денег. А отпугнуть? Опасн остью взрыва или отравления, с лож ­ н остью получения и заправки ( н еобхо ­ д имоизготовить установку, а потомсме ­ шивать метанол сбензином ) , к оррозией деталей двигателя, трудным пуском зимой.ЗА РУЛЕМ 4/9341