четырехциЛиндровый (диаметр цилиндра — 92 мм, ход поршня — 85 мм) мотор рабочим объемом 2260 смЗ. В зависимости от степени форсировки он развивает мощность от 162 до 182 л.с. при 6200 об/мин. Много общего с ним по конструкции у четырехцилиндрового двигателя ЗМЗ-4062.10, предназначенного для перспективных легковых автомобилей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, а также легкого грузовика на 1500 кг груза ГАЗ-3302. Диаметр его цилиндров сделан тот же, что и на прежнем ЗМЗ-402, — 92 мм, но ход поршня укорочен до 86 мм. Рабочий объем — 2286 смЗ. В головке цилиндров из алюминиевого сплава два распределительных вала, приводимых цепью. Толкатели клапанов — в виде перевернутых стаканчиков. Чтобы улучшить наполнение цилиндров, ЗМЗ оснастил каждый цилиндр двумя впускными и двумя выпускными клапанами. При степени сжатия 9,5 и системе впрыска топлива, разработанной санкт-петербургским институтом ЦНИТА, двигатель развивает мощность 150 л . с / 1 10 кВт при 6200 об/мин, то есть литровая мощность составляет чуть больше 65 л.с./л. Максимальный крутящий момент достигает величины 215 Нм. Впрыск топлива и зажигание контролирует микропроцессорная система управления, созданная в отечественном НПО "Автоэлектроника". Эта система не только обеспечивает хорошую экономичность, но и постоянно корректирует работу двигателя в режимах, поддерживающих минимальное содержание вредных веществ в отработавших газах. Об экономичности ЗМЗ-4062.10 можно судить по удельному расходу топлива, равному 185 г на лошадиную силу в час. Несмотря на полноопорный коленчатый вал, достаточно металлоемкий привод к распределительным валам и отлитый из чугуна блок цилиндров, двигатель получился сравнительно легким — 180 кг. Заметим, что масса'двигателя, который устанавливается на "Волгу" ГАЗ-24В, с оборудованием и сцеплением составляла 179 кг, но мощность его была вдвое меньше. ЗМЗ-4062.10 можно устанавливать и на выпускаемые ныне "волги", например на ГАЗ-31029. Несколько машин этой модели уже укомплектовано такими двигателями и находится в опытной эксплуатации. С.МАРЬИНТЕСТЖИДКОСТЬ НА ВСЕ СЛУЧАИМногие технические новости с Запада первыми приносят раллисты. Они держат нос по ветру, много контактируют с зарубежными коллегами и ревностно следят за ними. Так вот, где-то в середине семидесятых они заметили, что у «западников» есть баллончики с какой-то жижей , которую пускают в ход при всякой работе — и с механикой, и с электрикой. Выяснилось, что ничего секретного тут нет: многие крупные химические концерны выпускают однотипные «ширпотребные» препараты, в названиях которых варьируется прилагательное «многоцелевой». На московской выставке 1978 года такие баллончики показала известная бельгийская фирма «CRC». Последовали соглашения, включились разработчики из ВНИИНП и ПТБ Союзбытхима, а вскоре товарный продукт под названием «Унисма» (то есть универсальная смазка) начали делать в Литве ив Новосибирске. Шума не было: если гонщики мгновенно улавливают свою выгоду, то автолюбители недоверчивы и туговаты на раскачку. Д аи не ведали они ничего, поскольку торговля работала по принципу «в одном месте завал, во всех других — пустота». Специалисты-химики тоже сохраняли спокойствие: они-то свое дело сделали, даже придумали аббревиатуру ЗВВС (защитный во г довытесняющий состав), обозначающую всю группу продуктов. Что же такое ЗВВС, какая от него поль\ Вначале несколько слов о том, из чего он состоит. Примерно треть — основа в виде масла, обычно минерального, иногда синтетического или полусинтетического. Почти такая же доля приходится на растворители — нефтяные и хлор- или фторорганические. Остальное — ингибиторы коррозии и водовытесняющие компоненты, а также антифрикционные, противоокислительные и противоизносные присадки. за? Набор, как видим, с очень широким спектром действия. Так и есть на самом деле, что можно проиллюстрировать несколькими примерами. Скажем, надо отвернуть приржавевшую гайку. После смачивания жидкостью и некоторой выдержки эта операция должна увенчаться успехом (если, разумеется, сама гайка в основе еще здоровая). Кто-томожет сказать: а яв таких случаях обхожусь керосином, он неплохо помогает. Спору нет, керосин гораздо лучше, чем ничего, но специальный состав еще намного эффективнее. Заскрипели, стали заедать петли капота (или дверей, или замки дверей и т. п.). Масло в такие зазоры проходит трудно, керосин не служит смазкой, а ЗВВС успешно выполняет и то, и другое, да еще растворяет образовавшуюся ржавчину и привносит сюда антифрикционный компонент. В труднодоступном месте кузова отслоилась краска, металл начал ржаветь, поскольку от воды не убережешься. Словом, нужен хороший ремонт с зачисткой, грунтованием, подкраской, но такую работу быстро не организуешь, до нее надо дожить. Пока же смачиваем поврежденное место порцией ЗВВС (секундное дело, не требующее усилий). Препарат «подлезает» под влагу и закрывает металл слоем жидкого масла с ингибитором коррозии. Защита, конечно, временная, но хорошая. Окончание — на стр. 14.Кооператив "ЭЛЕКТРОН"Предлагает владельцам ПЭВМ "Львов ПК01", "Вектор 06Ц". "Поиск", "Электроника МС1502", УК-НЦ ("Электроника МС0511"), БК 0010-01, БК 0011, IBM XT/AT, "Специалист". "Синклер ZX Спектрум", "Правец-8Д". ДВК-З/ч. РК-86 32К, "Микроша", "Партнер", "Апогей", "Орион", "Агат-7". "Агат-9". "Корвет", ПК8000 "Сура", "Хобби", "Веста", "Ассистент" широкий выбор системных, прикладных, игровых, учебных программ, новейшие разработки из первых рук. Предлагаем большое количество учебных программ для классов УК-НЦ "Электроника МС202". Программы, выбранные заказчиком из наших каталогов, высылаются заказчику по почте. Каталоги программ можно получить по почте или купить в кооперативе "Электрон". Для ПЭВМ "Львов ПК-01", "Вектор 06ц", "Поиск", "Электроника МС1502". ПК8000 "Сура" имеются также готовые комплекты игровых программ на кассетах. Готовые комплекты можно купить за наличный расчет только в кооперативе "Электрон".Направляйте заявки по адресу: 103489, Москва. Зеленоград, корпус 705, кооператив "Электрон". Проезд: от метро "Речной вокзал", автобус Ni 400 в г. Зеленоград до остановки "Кинотеатр "Эра", далее автобусами Nl 1, 2. 6. 7 до остановки "Поликлиника № 65". Вход с торца корпуса 705. Время работы: с 11 до 18 часов, кроме субботы и воскресенья.3 За рулем № 4ЗА РУЛЕМ 4/939