51
52
БЫЛ ЧЕМПИОНАТ НЕТ ЧЕМПИОНАТАI Л: ;Щ—__.« Н икого нельзя заставить выбросить на ветер несколько миллионов долларов » , — эти слова президента Международной федерации автоспорта ( Ф ИСА ) англичанина Макса Мосли прозвучали перед началом прошлого сезона как приговор. Смертельный приговор чемпионату мирасреди спортивных автомобилей, состязания которого отказывались принимать хозяева большинства гоночных трасс. Их можно понять: один за другим арену первенства покидали лидеры состязаний — «Мерседес», «Ягуар», «Ниссан», и некогда захватывающее зрелище выр ождалосьв довольно пресную дуэль «Пежо» и «Тойоты». Уходили стри ­ бун болельщики , унося в карманах не полученную организаторами прибыль. Отворачивалось от утратившего прежний блеск чемпионата телевидение. Грядущее забвение смывало с кузовов спортивных машин реклам ­ ные надписи богатых спонсоров. В прочем , г од назад «адвокаты» из «Пежо», «Тойоты» и «Мазды» с умели таки выхлопотать отсрочку исполнения приговора. Соревнования удалось спасти благодаря финансовым инъекциям самих ведущих фирмучастниц. По слухам, на организациюи проведение шести этапов чемпионата каждая из « к онюшен » выложила около 10 миллионов франков. Ситуация была больше похожа не на равноправный договор , а на акт обезоговорочной капитуляции. Но выбирать фирмам - л идерам не приходи ­ лось. В проекты создания спортивных машин были вложены ктому времени куда большие средства. Первый же этап чемпионата, состоявшийся вМонце , красноречиво доказал, что спасти больное первенство не в силах даже самые искусные реаниматоры. Журналист франц узской газеты « Ф игаро » описал этот стартовый этап так: «Добираться до трассы вМонце на автомобиле в дни гонок — сущий ад. Сплошные проб ­ к и , толпы бушующих тиффози, бесконечные посты безопасности. На этот раз на нашем маленьком автомобиле мымигом домчались до цели, останавливаясь лишь на красные сигналы светофоров. Двадцать зри ­ телей на трибуне, вымерший прессцентр, у миротворяющая атмосфера в боксах. Н емногочисленным журналистам открывает объятия как род ­ ным любой из персонала гоночных команд . Как печальна ты, Монца, в дни кончины чемпионата». К рассказу очевидца добавим , что на старте заезда едва набралась дю ­ ж ина машин, а второе место доста«Игл-Тойота» заокеанского чемпионата ИМСА. Между прочим, когда-то эта фирма строила машины формулы 1.лось Яннику Дальма на «Пежо» нес мотря на то, что за два кругадо финиша он вылетел с трассы и перевернулся. Третий призер отстал от победителей на «Тойоте» на целых одиннадцать кругов . Любезно разрешив завершить чемпионат, Ф ИСАвконце 1992 года вынесла жестокий вердикт: ч емпио ­ нату спортивных автомобилей впредь не бывать. Упал занавес в театре, на сцене которогос 1953 года разыгры ­ вались спектакли с участием блистательных «звезд» — « Ф еррари » и « Ф орда » , «Мерседеса» и «Ягуара», «Альфа-Ромео» и «Порше», «Рено» и «Матры», «Лянчи» и «Пежо». Почему же все-таки столь желанные некогда подмостки стали поки ­ дать одна за другойпримадонны автоспортивного мира? Д умаю , что истинная причина кризиса кроется в своего родакомплексе неполноценности, что испытывало большинство людей , причастных к чемпионату спортивных автомобилей, по отноше ­ нию кформуле 1. В желании до ­ гнать формулу1 они все больше старались сделать свое любимое дитя похожим на «королеву». В спомним , что прежде состяза-СПОРТЗА РУЛЕМ 4/93 51 йУход «Мерседес-Бенца» два года назад стал первым предзнаменованием близкого краха чемпионата.билей, европейский чемпионат кото ­ рых несколько лет назад тоже был упразднен. Кольцевые гонки на них проходят во многих странах и, кстати, пользуются популярностью у известных фирм: «Мерседес», «Ауди», «Опель», БМВ, «Альфа-Ромео». П ри ­ ч емвпрошлом году немецкие «конюшни» нанесли визит соседям во Франции , где выступали в национальн ом первенстве этой страны. В нынешнем сезоне готовится соревно ­ ваться в Германии итальянская коман ­ да «Альфа-Ромео-Мартини», ангажировавшая пилотов формулы1 Наннини иЛарини . Кстати, н емецкийчем ­ пионат в классе легковых машин — Д ТМ — пришелся по вкусу многим известным асам. Регулярно выступают здесь Х.-Й. Ш тук , Ж. Лаффит, Й. Масс, экс-чемпион мираформулы1 финн К. Росберг. Первый шаг навстречу почитателям кольцевых гонок на легковых машинах сделала иФИСА , пообещав организовать вэтомгоду одноэтапный Кубок Европы. Вспомнили ио так называемых автомобилях «Грант уризмо » — породистых скакунах, выпускаемых мелкими сериями: «Феррари-Ф40», «Ламборгини-Дьябло», «Мак-Ларен-Ф1», «Ягуар-ИксДжей-220». Их возвращение на спор ­ тивные арены международная федерация наметила на 1994 год. Возм ожно , они смогут выйти на старт ужев 24-часовых гонках в Ле-Мане нынешнего сезона. Организаторы этих знаменитых состязаний уже нес колько лет находятся в состоянии «холодной войны» с руководством ФИСА. Д аже если планам суждено сбыться, вряд ли это утешит хозяев команд , неосмотрительно, как сейчас выясняется, сделавших ставку на гонки спортивных автомобилей. Д олжно быть, особенно сильна печаль боссов «Пежо», чьи машины со «львом» на капоте только два года участвовали в чемпионате мира. Надо ли говорить, что их планы были рассчитаны на более длительную перспективу. Х орошо , что вминувшем сезоне они успели вкусить радость победы , иначе многомиллионные расходы пришлось бы списать в убыток. Говорят, что с 1994 года «Пежо» вступит в спор за « к орону » в фор ­ муле 1. А может быть «львы» отправятся попытать счастья вчемпио ­ нате ИМСА — американских гонках, очень похожих на канувший в Лету чемпионат спортивных автомобилей, но с более счастливой судьбой. Кстати, за океаном эти состязания собирают на каждом этапе всреднемоколо 60 тысяч зрителей. Замечу, что от желающих организовать соревнования там нет отбоя. Вот ужни ­ когда не поверю , что вАмерике нашелся человек, сумевший кого-то заставить выбросить на ветер несколько миллионов долларов. С. НЕЧАЮКПобеда в Ле-Мане оказалась для «Пежо» праздником со слезами на глазах. На снимке (слева направо): директор «Пежо-ТальбоСпорт» Ж. Тодт, М. Бланделл, Я. Дальма и Д. У орвик.ния спортивных автомобилей как бы олицетворяли собой идею надежности. В отличие от формулы 1, где царила скорость. Дистанции были ив тысячу километров , заезды длились и 12 часов, и сутки . Они и назывались гонками на выносливость. О днако , усмотрев именно в длинных заездах причину отставания, патриоты спортивных автомобилей уко ­ ротили дистанцию до 500 км (почти как вформуле 1). В минувшем сезоне, например, уцелели лишь 24-часовые состязания в Ле-Мане. Технические требования в этих двух дисцип ­ линах автоспорта постепенно унифицировались. В 1990 году их уравняли и по моторам , предписав использовать лишь безнаддувные двигатели рабочим объемом 3,5 литра. С пор ­ тивные автомобили стали напоминатьмашины формулы 1, спрятанные под кевларовым кузовом . В результате вместо ожидаемого процветания это перевоплощение вконкурента принесло крах. Д вум пох ожим чемпионатам оказалось тесно под одним солнцем. Уйти при ­ шлось более слабому. Как говорится, даже хорошая копия всегда хуже оригинала. Теперь из трех чемпионатов мира по автоспорту (не считая картинга) осталось только два: ф ор ­ м улы1и по ралли. Руководители ФИСА всерьез задумались, чем залатать образовавшуюся прореху. Во всяком случае заметно слышнее стали голоса тех, кто призывает обратить внимание на другиегруппы машин, незаслуженно оказавшиеся в тени. В первую очередь это касается легковых автомо-ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ АВТОМОТОСПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ! НАШ ИНДЕКС 70320.52ЗА РУЛЕМ 4/93