БЫЛ ЧЕМПИОНАТ НЕТ ЧЕМПИОНАТАI Л: ;Щ—__.« Н икого нельзя заставить выбросить на ветер несколько миллионов долларов » , — эти слова президента Международной федерации автоспорта ( Ф ИСА ) англичанина Макса Мосли прозвучали перед началом прошлого сезона как приговор. Смертельный приговор чемпионату мирасреди спортивных автомобилей, состязания которого отказывались принимать хозяева большинства гоночных трасс. Их можно понять: один за другим арену первенства покидали лидеры состязаний — «Мерседес», «Ягуар», «Ниссан», и некогда захватывающее зрелище выр ождалосьв довольно пресную дуэль «Пежо» и «Тойоты». Уходили стри бун болельщики , унося в карманах не полученную организаторами прибыль. Отворачивалось от утратившего прежний блеск чемпионата телевидение. Грядущее забвение смывало с кузовов спортивных машин реклам ные надписи богатых спонсоров. В прочем , г од назад «адвокаты» из «Пежо», «Тойоты» и «Мазды» с умели таки выхлопотать отсрочку исполнения приговора. Соревнования удалось спасти благодаря финансовым инъекциям самих ведущих фирмучастниц. По слухам, на организациюи проведение шести этапов чемпионата каждая из « к онюшен » выложила около 10 миллионов франков. Ситуация была больше похожа не на равноправный договор , а на акт обезоговорочной капитуляции. Но выбирать фирмам - л идерам не приходи лось. В проекты создания спортивных машин были вложены ктому времени куда большие средства. Первый же этап чемпионата, состоявшийся вМонце , красноречиво доказал, что спасти больное первенство не в силах даже самые искусные реаниматоры. Журналист франц узской газеты « Ф игаро » описал этот стартовый этап так: «Добираться до трассы вМонце на автомобиле в дни гонок — сущий ад. Сплошные проб к и , толпы бушующих тиффози, бесконечные посты безопасности. На этот раз на нашем маленьком автомобиле мымигом домчались до цели, останавливаясь лишь на красные сигналы светофоров. Двадцать зри телей на трибуне, вымерший прессцентр, у миротворяющая атмосфера в боксах. Н емногочисленным журналистам открывает объятия как род ным любой из персонала гоночных команд . Как печальна ты, Монца, в дни кончины чемпионата». К рассказу очевидца добавим , что на старте заезда едва набралась дю ж ина машин, а второе место доста«Игл-Тойота» заокеанского чемпионата ИМСА. Между прочим, когда-то эта фирма строила машины формулы 1.лось Яннику Дальма на «Пежо» нес мотря на то, что за два кругадо финиша он вылетел с трассы и перевернулся. Третий призер отстал от победителей на «Тойоте» на целых одиннадцать кругов . Любезно разрешив завершить чемпионат, Ф ИСАвконце 1992 года вынесла жестокий вердикт: ч емпио нату спортивных автомобилей впредь не бывать. Упал занавес в театре, на сцене которогос 1953 года разыгры вались спектакли с участием блистательных «звезд» — « Ф еррари » и « Ф орда » , «Мерседеса» и «Ягуара», «Альфа-Ромео» и «Порше», «Рено» и «Матры», «Лянчи» и «Пежо». Почему же все-таки столь желанные некогда подмостки стали поки дать одна за другойпримадонны автоспортивного мира? Д умаю , что истинная причина кризиса кроется в своего родакомплексе неполноценности, что испытывало большинство людей , причастных к чемпионату спортивных автомобилей, по отноше нию кформуле 1. В желании до гнать формулу1 они все больше старались сделать свое любимое дитя похожим на «королеву». В спомним , что прежде состяза-СПОРТЗА РУЛЕМ 4/93 51 йУход «Мерседес-Бенца» два года назад стал первым предзнаменованием близкого краха чемпионата.билей, европейский чемпионат кото рых несколько лет назад тоже был упразднен. Кольцевые гонки на них проходят во многих странах и, кстати, пользуются популярностью у известных фирм: «Мерседес», «Ауди», «Опель», БМВ, «Альфа-Ромео». П ри ч емвпрошлом году немецкие «конюшни» нанесли визит соседям во Франции , где выступали в национальн ом первенстве этой страны. В нынешнем сезоне готовится соревно ваться в Германии итальянская коман да «Альфа-Ромео-Мартини», ангажировавшая пилотов формулы1 Наннини иЛарини . Кстати, н емецкийчем пионат в классе легковых машин — Д ТМ — пришелся по вкусу многим известным асам. Регулярно выступают здесь Х.-Й. Ш тук , Ж. Лаффит, Й. Масс, экс-чемпион мираформулы1 финн К. Росберг. Первый шаг навстречу почитателям кольцевых гонок на легковых машинах сделала иФИСА , пообещав организовать вэтомгоду одноэтапный Кубок Европы. Вспомнили ио так называемых автомобилях «Грант уризмо » — породистых скакунах, выпускаемых мелкими сериями: «Феррари-Ф40», «Ламборгини-Дьябло», «Мак-Ларен-Ф1», «Ягуар-ИксДжей-220». Их возвращение на спор тивные арены международная федерация наметила на 1994 год. Возм ожно , они смогут выйти на старт ужев 24-часовых гонках в Ле-Мане нынешнего сезона. Организаторы этих знаменитых состязаний уже нес колько лет находятся в состоянии «холодной войны» с руководством ФИСА. Д аже если планам суждено сбыться, вряд ли это утешит хозяев команд , неосмотрительно, как сейчас выясняется, сделавших ставку на гонки спортивных автомобилей. Д олжно быть, особенно сильна печаль боссов «Пежо», чьи машины со «львом» на капоте только два года участвовали в чемпионате мира. Надо ли говорить, что их планы были рассчитаны на более длительную перспективу. Х орошо , что вминувшем сезоне они успели вкусить радость победы , иначе многомиллионные расходы пришлось бы списать в убыток. Говорят, что с 1994 года «Пежо» вступит в спор за « к орону » в фор муле 1. А может быть «львы» отправятся попытать счастья вчемпио нате ИМСА — американских гонках, очень похожих на канувший в Лету чемпионат спортивных автомобилей, но с более счастливой судьбой. Кстати, за океаном эти состязания собирают на каждом этапе всреднемоколо 60 тысяч зрителей. Замечу, что от желающих организовать соревнования там нет отбоя. Вот ужни когда не поверю , что вАмерике нашелся человек, сумевший кого-то заставить выбросить на ветер несколько миллионов долларов. С. НЕЧАЮКПобеда в Ле-Мане оказалась для «Пежо» праздником со слезами на глазах. На снимке (слева направо): директор «Пежо-ТальбоСпорт» Ж. Тодт, М. Бланделл, Я. Дальма и Д. У орвик.ния спортивных автомобилей как бы олицетворяли собой идею надежности. В отличие от формулы 1, где царила скорость. Дистанции были ив тысячу километров , заезды длились и 12 часов, и сутки . Они и назывались гонками на выносливость. О днако , усмотрев именно в длинных заездах причину отставания, патриоты спортивных автомобилей уко ротили дистанцию до 500 км (почти как вформуле 1). В минувшем сезоне, например, уцелели лишь 24-часовые состязания в Ле-Мане. Технические требования в этих двух дисцип линах автоспорта постепенно унифицировались. В 1990 году их уравняли и по моторам , предписав использовать лишь безнаддувные двигатели рабочим объемом 3,5 литра. С пор тивные автомобили стали напоминатьмашины формулы 1, спрятанные под кевларовым кузовом . В результате вместо ожидаемого процветания это перевоплощение вконкурента принесло крах. Д вум пох ожим чемпионатам оказалось тесно под одним солнцем. Уйти при шлось более слабому. Как говорится, даже хорошая копия всегда хуже оригинала. Теперь из трех чемпионатов мира по автоспорту (не считая картинга) осталось только два: ф ор м улы1и по ралли. Руководители ФИСА всерьез задумались, чем залатать образовавшуюся прореху. Во всяком случае заметно слышнее стали голоса тех, кто призывает обратить внимание на другиегруппы машин, незаслуженно оказавшиеся в тени. В первую очередь это касается легковых автомо-ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ АВТОМОТОСПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ! НАШ ИНДЕКС 70320.52ЗА РУЛЕМ 4/93