Окончание. Начало — на стр. 42. Еще сложнее случай, когда нужно сместить ось фильтра относительно оси штуцера (рис. 3). Характерный пример — «Олдсмобил-Катлас-Сьерра» (1984) и его «двойник» — «Понтиак-6000», где « ж игу ­ л евскому » фильтру мешаюткронштейнгенератора ( с боку ) и элементы подвески (снизу). Здесь уже понадобится непростой идалеко не дешевый «агрегат», так что сначала подумайте , стоит ли игра свеч. То же самое можно сказать ио случаях, к огда ось фильтра нужно повернуть на некоторый угол. На «Ниссане-Санни» (1982) сверху мешает впускной коллектор , требуется повернуть ось фильтра книзу. На многих автомобилях («МерседесБенц», БМВ) установлены разборные фильтры со сменными элементами. По конструкции они похожи на узлы « М оскви ­ ча» или «Волги»: к основанию длиннымболтом притянут стакан сфильтрующим элементом (рис. 4). Переделка под «жигулевский» фильтр заключается в изготовлении специального переходникаи болта-штуцера. На рис. 4 представлены конструкциипереходников для двигателей М110 иМ115 , установленных на «мерседесах-280» и -230 выпуска прошлых лет. Д ля двигателя М123 («Мерседес-Бенц250») п ереходник аналогичен детали для Ml 15, о днако потребуется еще толстая (5 мм ) алюминиевая прокладкамежду основанием фильтра иблоком цилиндров (иначе фильтр -2105 не завернуть). «Жигулевский» фильтр применяется такжев топливных системах с механичес ким или электроннымвпрыском . Зачас тую штатный фильтр найти не удается, а сзагрязненнымэлементом топливная система не работает (что характерно для механических систем впрыска «Бош», установленных на многих европейских автом обилях ) . В ременный выход из положе ­ н ия — изготовить переходник со штуцерами (рис. 5) для фильтра, п одключитьеговтопливную магистраль и закрепить на кронштейневнужном месте. Следует иметь в виду, что в механических системах впрыска (типа «Бош») рабочее давление 0,6 МПа (6 кгс / с м2 ) , а при засоре ­ нии распределителя топлива давление мо ­ ж ет возрасти до 1,0...1,2 МПа ( 1 0 — 12 кгс / с м2 ) . П оэтому фильтр спереход ­ н икомможно поставить толькопередтоп ­ ливным насосом ( м еждубакоми насосом). В электронных системах давление впрыскаРис. 5. Переходник для установки фильтра в систему впрыска топлива.Рис. 6. Элемент воздушного фильтра: 1 — основание; 2 — каркас; 3 — бумага; 4 — слой клея. невелико ( о бычно 0,25 МПа/2,5 кгс / с м2 ) , и такой фильтр можно установить вместо штатного. Теперь посмотрим , как выйти из полож ения , к огда засорен элемент воздушного фильтра, а новый достать не удается. Чащ е всего эти фильтры уиномарок выполнены так же , как «жигулевские»: м еж ­ ду двумяплоскимикольцевыми основаниями вклеен картон , собранный гофрами , а для жесткостис внутренней стороны в основания вклеен сетчатый каркас (рис. 6). Как правило, «жигулевский» элемент фильтра не подходит по высоте (он больше) или по диаметру (он меньше). Случаи, к огда он подойдет, крайне редки ( н апример , на «Ниссане-Санни» 1982—84 гг., если оторвать резиновые кольца от оснований и из них склеить дополнительное уплотнительное кольцо для крышки корпуса фильтра). Чтобы отремонтировать воздушный фильтр иномарки , н ожовкой распиливаем старый картон рядомс основаниями и снимаем его . О тверткой или стамеской аккуратно удаляем клей с оснований и отделяем одно из них от каркаса. И зме ­ рив высоту каркаса, а ккуратноподрезаемножовкой картон « ж игулевского » фильтра у его оснований донужной высоты. С обираем фильтр с новой сердцевиной , чтобы убедиться, что все детали хорошо стыкуются. Снова разбираем , заливаем основание (то, на котором каркас) полиэфирной шпатлевкой, вставляем в него картон . Связываем картон по окружности нитками, изолентой и т. п., тогда он не разойдется встороны . Заливаем шпатлевкой второе основание исобираем фильтр. На верхнее основание следует положить плоский грузиподождать , пока шпатлевка застынет. Как видите, технология проста: новый фильтр можно сделать за 1,5—2 часа. Помните только, что для некоторых машин одного «жигулевского» м ожет не хватить, придется использовать картон от двух фильтров, склеив вставки нитроцеллюлознымклеем . После сборкикрая картона на основаниях должны вдавиться в шпатлевку, а не повиснуть ввоздухе , иначе фильтр будет пропускать крупные частиц ы . Не пользуйтесь эпоксидной смолой : она течет идолго твердеет (чтобы склеить второе основание, придется ждать, пока смола застынет впервом ) , пропитывает картон, уменьшая объем фильтра, и вдо ­ бавок струдом отделяется от оснований при повторномремонте . М ы рассмотрели наиболее характер ­ ные примеры приспосабливания отечественных фильтров к иностранным маши ­ нам. Уверены, что актуальность этой проблемы будет возрастать с увеличением ввоза автомобилей в страны СНГ. К сожа ­ л ению , ф ирма «Иномотор» не в состоянии выслать техдокументацию всем желаю щим , о днако готова помочь представителям промышленности , заинтересованн ым , н апример , в налаживании мелко ­ с ерийного производства различных переходников ив решении других вопросов, связанных спроизводствомоборудованияи деталей для двигателей иномарок .ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 36 Правильные ответы: 1, 4, 6, 8, 11, 13, 15, 17 томобиль влюбом случае явно находится в запретной зоне (пункт 13.8). III. Хотя и трамваю, и автомоби ­ л юразрешенодвижение (горит зеленый свет), последний должен уступить дорогу . При одновременном праве на движение трамвай имеет преимуще ­ ство (пункт 14.3). IV. В принципе стоянка напротив боковогопроездатрехстороннего пер екрестка со сплошной линией разре ­ шена, но... г рузовик стоит так, что от него до разметки явно меньше трех метров, а это нарушение (пункт 13.7). V. Под знак « Д вижение легковых автомобилей» м огут проехать мо ­ тоцикл и автобус, а вот водитель автопоезда, полная масса которого превышает 3,5 тонны, д олжен поискать себе другоймаршрут ( п рило ­ ж ение 1, пункт 4.4). V I . Знак « Д вижениепрямо » не запрещает поворот направо во двор ( п риложение 1, пункт 4.1.1). VII. Сочетание знака « Д вижение механических транспортных средств запрещено » с табличкой «Направление действия» не позволяет мотоциклисту повернуть направо ( п риложение 1, п ункты 3.3 и 7.3.1). V III . Перед нами неравнозначный перекресток , где главная дорогаменя ­ ет направление, и первымидолжны разъехаться транспортные средства, находящиеся на ней, то есть легко ­ вой автомобиль имотоцикл . Преимущество имеет мотоцикл , так как на главной дорогеу него нет помехи справа ( п ункты14 . 1 0 — 1 4 . 1 2 ) .I. Знак «Поворот направо запре ­ щен» в этой ситуации не является препятствием для движения по указанной траектории ( п риложение 1, пункт 3.18.1). II. Стоянка запрещена ближе 100 метров от железнодорожного пер еезда , если он находится вне населенного пункта, и ближе 50 метров — в населенном пункте. В вопросе не уточняется, где находится переезд , но так как знак «Однопутная желез ­ ная дорога » устанавливается непосредственно передпереездом , то авЗА РУЛЕМ 4/9347