22
23
— Юрий Николаевич, новый Закон действует уже больше двух месяцев. Его комментирует пресса, оценивают и наши читатели. Не скрою, вопросов у них возникает много, больше всего в связи с оценкой нарушений Правил дорожного движения в баллах. Так получается, что теперь водитель, чтобы сохранить «права», будет вымаливать у автоинспектора оценку пониже. А работник ГАИ захочет — казнит (оставит без «прав»), захочет — помилует. — Принятие Закона продиктовано необходимостью укрепить порядок на дорогах России. В 1989 году административное законодательство было изменено, и, как показало время, не в лучшую сторону. Без убедительной аргументации был исключен принцип повышенной ответственности за повторное нарушение Правил, необоснованно сужен перечень самих нарушений, за которые положен штраф, а главное, не было ощущения неотвратимости наказания. Принятый Закон этих недостатков не имеет, он должен в первую очередь оградить законопослушных граждан от посягательств на их безопасность. — Да, но и законопослушным водителям за нарушения будут начисляться штрафные баллы или это касается только злостных нарушителей? И берется ли в этом случае штраф?15 БАЛЛОВИ ВЫ БЕЗ "ПРАВif С 19 января нынешнего года вступил в силу принятый Верховным Советом России закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Наш корреспондент встретился с начальником НИЦ ГАИ МВД России, полковником милиции Ю. ОЛЬХОВНИКОВЫМ, одним из непосредственных разработчиков нового Закона.— Если водитель в течение года наберет 15 и более баллов, то, во-первых, его смело можно квалифицировать как злостного нарушителя Правил, во-вторых, ему придется расстаться с водительским удостоверением на срок от трех до шести месяцев. — Сурово! Но это пустяки в сравнении с арестом. — А если водитель не выполнил требование инспектора об остановке, уехал с места аварии, уклонился от освидетельствования на состояние опьянения? — Я такие действия не приветствую, но... — Только за эти три правонарушения водитель может быть арестован на 15 суток, поскольку они совершаются умышленно и посягают на общественный порядок. Дисциплинированному водителю опасаться нечего. — Водитель может не понять жеста инспектора об остановке, не заметить его. Тем более, что сейчас редко встретишь человека с жезлом, который бы четко им орудовал. Махнет им кое-как, а что означает его небрежный жест, можно только догадываться. — Даже в парламенте возникали дебаты по поводу того, что люди часто не понимают или не видят жеста регулировщика. Поэтому в соответствующей инструкции будет объяснено, что означает данное требование. Не просто взмах жезлом, а понятная и неоднократная команда. — Инспектор будет сам решать сажать или не сажать? — Ни в коем случае. Все подобные дела будут решаться только судами, лишь они вправе определить, виновен человек или нет. Задача работника милиции — составить протокол, который в суде может быть рассмотрен уже на следующий день. Мы с вами берем сейчас крайний случай, когда Законом справедливо ужесточаются санкции, но если, например, в аварии никто не пострадал, предполагается не уголовная, а только административная ответственность, даже когда машина полностью разбита. — Юрий Николаевич, как новый закон решает проблему неуплаты штрафов? Ранее много нареканий со стороны водителей вызывало изъятие «корочек» до уплаты штрафа. — Штрафы платят далеко не все, поэтому Законом предусмотрено изъятие у нарушителя водительского удостоверения до уплаты соответствующей суммы в Сбербанк. Водителю же в соответствии со ст. 244 кодекса— При наложении административного взыскания согласно ст. 118-1 одновременно будет даваться и оценка нарушения в баллах, то есть водитель штрафуется и ему начисляются «очки» (размеры конкретных штрафов в баллах ив денежном выражении приведены в таблице — ред.). Штрафы теперь исчисляют исходя из минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством на момент нарушения (с 1 февраля он равен 2250 руб.). Например, управление автомобилем без документов будет наказываться штрафом от 225 (0,1X2250) до 450 руб. (0,2X2250) и одновременно оцениваться тремя балется одним из основных признаков, отягчающих ответственлами. ность. В основном водители на— Со штрафами все ясно, а рушают Правила неумышленно, вот как и где будут проставлятьи тем не менее по нашим данным ся баллы? Неужели «воскреснет» 7—10 % из них делают это изо дня в день. Естественно, к ним талон предупреждений? нужно применять более суровые — В принципе, можно говомеры наказания, а без учета нарить о возврате к талону предурушений это невозможно. Супреждений, который был ранее ществующая в развитых, или, как в Советском Союзе и которого принято говорить, цивилизовантеперь нет в Российской Феденых, странах компьютерная сирации. Я считаю, что решение о стема, благодаря которой в счиего отмене пользы не принесло. танные минуты инспектор может Как в уголовном, так ив админиопределить, кто перед ним настративном законодательстве по- ходится,— для нас пока мечта. вторность правонарушений явля- Поэтому с1 марта нынешнегогода (именно с этого времени по закону должна заработать балльная система) все водители получат специальные вкладыши к водительским удостоверениям, где инспектор от руки будет проставлять «заработанные очки». Так будет до тех пор, пока у нас не появится своя мощная компьютерная система. А это время не за горами — в Томске, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре она уже начала действовать. — Существует, видимо, какой-то предел в наборе баллов? Если да, то что грозит тому, кто его превысит?ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА22 ЗА РУЛЕМ 4/93 ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦАРСФСР об административных — Задержание автомобистоянии. Сами понимаете, что — Что еще нового содержитнарушениях будет выдано вреля — это запрет на его эксплуадальше продолжать движение ся в принятом Законе? менное разрешение на право тацию, причем машина должна такой водитель не может, это — Штрафные санкции расбыть отведена на специальное и, опасно для жизни окружающих. управления транспортом. заметьте, охраняемое место. Об Придется оставлять руль и тем, пространяются на военнослужа— Не менее актуален сегодня этом следует составить отделькто едет без документов или не щих, кроме находящихся на срочвопрос об отстранении водителя ный протокол или сделать запись имеет права управлять автомобиной службе, а также на сотрудниот управления автомобилем, дов протоколе об административлем. Во всех этих случаях трансков органов внутренних дел и мисмотре машины и ее задержании, ном правонарушении. Отстранепортные средства задерживанистерства безопасности. Раньше госавтоинспектор не мог их ведь автомобиль — это частная ны от управления транспортным ются. штрафовать, а вынужден был лисобственность, причем весьма досредством могут быть водители, — Есть ли гарантия, что авшать права управления. Введены рогостоящая. Что будет, если зав отношении которых есть достадержанный автомобиль, наприточные основания полагать, что томобиль после задержания бустатьи об ответственности водимер, повредят или разворуют? они находятся в нетрезвом со- дет возвращен владельцу в цетелей за нарушение установки на лости и сохранности? Статья 245 автомобилях устройств для подазаставляет в этом сомневаться. чи специальных световых и звуТам, в частности, говорится: ковых сигналов, незаконное при«Должностное лицо, задержавменение «раскраски» автомобиШтрафы и баллы за нарушение Правил дорожного движения лей оперативных служб, за учасшее транспортное средство, несет тие в групповом передвижении, Штраф в доответственность за вред, причилях от мининенный его владельцу, только в создающее помехи для движения, мального перевозки случае неправомерного задержанарушение правил Нарушения месячного Баллы ния транспортного средства». опасных, крупногабаритных и тяразмера опА кто эту самую правомерность желовесных грузов. латы труда определяет?Нарушения водителями ПДД или эксплуатации транспортных средств, повлекшие причинение материального ущерба (ст. 1 18 ч. 1) Управление транспортным средством, имеющим неисправности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тягово-сцепное устройство в составе автопоезда (ст. 114 ч. 3) Управление водителями зарегистрированными транспортными "средствами без государственных номерных знаков, а равно с подложными номерными знаками (ст. 114 ч. 4) Движение через ж / д переезд при закрытом либо закрывающемся шлагбауме, запрещающем сигнале светофора либо запрещающем сигнале дежурного по переезду (ст. 115 ч. 3) Управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, предусмотренных ПДД, а равно управление транспортными средствами, не зарегистрированными в установленном порядке, или не прошедшими техосмотр, или имеющими неисправности, при наличии которых в соответствии с ПДД запрещается их эксплуатация, за исключением неисправностей, указанных в ч. 3 наст. ст. (ст. 114 ч. 2} Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения более чем на 30 км / ч , проезд на запрещающий сигнал светофора или регулировщика, несоблюдение требований дорожных знаков «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Опасность», пересечение сплошной линии разметки, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, нарушение правил движения через ж / д переезд, кроме указанных в ч. 3 наст, ст., нарушение правил обгона, разворота, а также перевозки людей, непредоставление преимущества в движении водителям транспортных средств и пешеходам, имеющим такое право (ст. 115 ч. 2) Нарушение правил регистрации транспортных средств (ст. 114 ч. 1) Управление водителями транспортными средствами с нестандартными, нечитаемыми или установленными с нарушениями ПДД номерными знаками (ст. 1 14 ч. 5) Превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 10 до 30 км / ч , несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, кроме случаев, указанных в ч. 2 наст, ст., нарушение правил проезда пешеходных переходов, расположения транспортных средств на проезжей части, остановки, стоянки, буксировки, перевозки грузов, пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, ремнями безопасности или мотошлемами (ст. 115 ч. 1) Нарушение водителями иных требований ПДД, кроме предусмотренных ст. 114, 114-1, 117, 118, 121, ч. 1, 2 и3 ст. 115 (ст. 115 ч. 4) от 0,1 до 1 от 0,2 до 0,3от 0,5 до 1 от 0,5 до 2 от 0,1 до 0,2— Если работник милиции неправ, то он будет отвечать. Его решение можно обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде. Именно ответственность милиционера за неправомерные действия является гарантией защиты прав и законных интересов автовладельцев. Порядок задержания машин устанавливает МВД России, а порядок хранения и оплаты хранения — местные органы исполнительной власти.— Юрий Николаевич, ваше мнение: удастся ли нам с принятием нового Закона навести порядок на дорогах, заметно снизить аварийность? — Закон в первую очередь направлен и будет действовать против злостных нарушителей Правил. Если лихачей будет меньше, то порядка будет больше. Беседу вел Ф. ИЛЮХИНот 0,2 до 0,5от до от до0,1 0,3 0,1 0,32 2до 0,2От редакции. «Главный критерий — права человека» — под таким заголовкомвследующемномеремыпубликуемкомментарий кандидата юридических наук Л . Ольшанского к основным положениям Закона, о котором речь шла выше. Автор резко негативно оценивает новый порядок задержания водителя, отстранения его от управления автомобилем, лишения «прав» д о уплаты штрафа. И делает вывод, с которымтрудно не согласиться: «Мы говорим , что нельзя пере ­ кладывать бремя доказывания на обвиняемого , а по принятому Закону — м ожно . Если водитель возит за собой карточку, где зафиксированы его правонарушения, значит органы ГАИ переложили на него бремя учета, регистрации и сбора доказательств. Почему же так серьезно в анализируемом Законе нарушены права и законные интересы граждан? Наверное, п отому , что его разработчики хотят бороться с аварийностью на дорогах России только репрессивными мерами , только усиливая санкции против водителей. А нужнымеры , устраняющие социальные и технические причины, п орождающие ДТП. На аварийность влияют сотни факторов: состояние дорожногопокрытия , освещенность трассы, п огодные условия, э мо ­ циональное состояние водителя и т. п. А нас хотят убедить, что есть только один выход — усилить ответственность водителей». Итак, читайте вследующемномере статью оппо ­ нента разработчикам принятого Закона.предупреждение6*ЗА РУЛЕМ 4/9323