38
39
40
41
ПУНКТУАЛЬНа первом этапе конкурса из всех рассмотренных конструкций были отобраны пять претендентов. В финальном голосовании каждый из 56 членов жюри распределил предоставленные ему 25 баллов между не менее чем четырьмя моделями. Максимум, который можно было присудить одной модели по условиям конкурса, -15 баллов. Наибольшую сумму набрал "ФИАТ-Пунто", который и стал лауреатом конкурса "Автомобиль 1995 года". На последующих местах: "Фольксваген-Поло", "Опель-Омега", "Ауди-А8" и "Рено-Лагуна". Поскольку они в той или иной степени уже знакомы читателям, останавливаться на них не станем. Конечно, каждый из членов жюри имел собственные доводы для оценки семейства "ФИАТ-Пунто" - во всяком случае, 24 из них высказались за присуждение ему первого места и 16 - второго. Прежде все-Пятьдесят шесть автомобильных журналистов из 21 европейской страны вынесли в конце прошлого года свой вердикт - определили лучший автомобиль 1995 года. Журналисты получили возможность познакомиться со всеми моделями38 ЗРЛМ 39 АУЕ /5претендентами - оценить их дизайн, комфортабельность, безопасность, экономичность, управляемость, эксплуатационные показатели, функциональность, соблюдение экологических требований, а также стоимость машин - словом, все.го, они увидели в "Пунто" новаторскую машину по конструкции и содержанию. Они отметили его характерный внешний вид, безошибочно узнаваемый в дорожном потоке, и акцент на безопасность. Журналисты - такова их профессия хорошо изучили взгляды и запросы современного автомобилиста. Сегодня он не делает фетиша из технических характеристик и й втомобиль годаскоростных показателей, а склонен к более прагматичному, чем прежде, восприятию автомобиля. Другими словами, заинтересован прежде всего в безопасности для себя и спутников, комфортабельности, совместимости машины с окружающей средой, устойчивом качестве изготовления, прочности. Первыми среди автомобилистов "наркоманами" комфорта стали американцы. Ныне и европейцы балуют себя электрическими стеклоподъемниками, сиденьями "с памятью", да и другими удобствами. Они давно не удивляются, что "Ниссан-Микру" можно заказать за доплату с гидроусилителем руля, а "Опель-Корсу" - с гидромеханической коробкой передач.И "ШНЧГО"та, который свойствен моделям следующего класса. Речь не только о ширине салона на уровне плеч (следовательно, и о габаритной ширине кузова), но ио наборе устройств, обеспечивающих комфорт. Одни входят в серийное оборудование, другие устанавливаются за дополнительную плату. Перечень их довольно обширен, но некоторые элементы заслуживают упоминания хотя бы потому, что пока они не часты на автомобилях этого класса. Таковы гидроусилитель рулевого управления, атермальные стекла, фильтр поступающего в салон воздуха, галогенные фары, электрические стеклоподъемники, регулируемая по высоте рулевая колонка. Компромисс удалось найти ив сочетаный типа "хэтчбек" и двухдверный "кабриолет'. Таким образом, потребитель получает широкий диапазон выбора нужной ему модификации. Чтобы еще более расширить ассортимент, ФИАТ выпускает "Пунто" в шести комплектациях: S, ED, SX, HSD, ELX и GT. Столь обширный выбор необходим, чтобы семейство "Пунто" могло конкурировать на европейском рынке с шестью другими популярными семействами (их важнейшие параметры приведены в таблице). Для сравнения из каждого выбраны самые дешевые модификации с трехдверными кузовами. Вне сомнения, специалисты ФИАТа еще пять лет назад, когда закладывалась концепция "Пунто", пунктуально проанали-Конечно, в пятерке претендентов "Опель-Омега", "Ауди-А8" и "Рено-Лагуна" предлагали еще более обширный выбор комфортных устройств - это всеми воспринималось как закономерность. Стало быть, присудив пальму первенства "ФИАТ-Пунто", жюри конкурса высоко оценило в том числе и его комфортность. Но был еще один аспект, который повлиял на решение. Речь идет о высокопрофессиональной компромиссности конструкции. При первых поездках на "Пунто" по• казалось, что скоростные качества отчасти принесены в жертву экономичности и экологическим показателям. С точки зрения эргономики компоновщики отдали предпочтение более вертикальной (чуть-чуть по-автобусному!) посадке водителя и пассажиров, подняв на 20-30 мм косяк двери и задав тем самым сущую головоломку дизайнерам. И тут не обошлось без компромиссов. Конструкторы задались целью заложить в размеры салона такой потенциал комфор-"ФИАТ-Пунто" - лауреат конкурса "Автомобиль 1995 года". Он набрал 370 очков. "Фольксваген-Поло" с 292 очками вышел на второе место. "Опель-Омега" (272 очка) - третье место. ниях уже освоенных моторов и коробок передач с новыми кузовами. Для семейства "Пунто" завод предлагает шесть разновидностей двигателей (55, 60, 72, 75, 90 и 136 л. с ) , включая дизельный и спортивный с турбонаддувом. К ним - три разновидности механических коробок передач и одна бесступенчатая (вариатор с металлическим ремнем). Любопытно, что предусмотрен специальный вариант пятиступенчатой коробки (он называется ЭД) для экономичной езды и, впервые для автомобилей такого класса, шестиступенчатая коробка передач. Разумеется, все модели "Пунто" переднеприводные. Комбинации перечисленных выше двигателей и коробок передач устанавливают в кузова трех типов: трехдверный и пятидверзировали модельные ряды конкурентов. И столь же пунктуально стали суммировать свои возможные преимущества на каждом участке. Параллельно тем же занимались и "Рено", и "Опель", и "Ниссан". И нашлись компромиссы между технологией и конструкцией, вкусами потребителя и расчетами экономистов. Дать покупателю больше машины за те же деньги - вот какую сверхзадачу ставили перед собой специалисты ФИАТа. Теперь потребитель может оценить, насколько удалось ее решение. Разница в ценах (они приведены для Германии в марках ФРГ) у конкурентов не так велика - разброс около 15%. Пока в этом классе (пожалуй, одном из наиболее популярных) "ФИАТ-Пунто" - самый дешевый. При этом он серийно комплектуется ЗА РУЛЕМ 3/95 39 Модификация с двухдверным кузовом "кабриолет" на 95 кг тяжелее трехдверной машины и почти в полтора раза дороже. Двигатель семейства ФИАТ-ФАЙР с электронным управлением впрыском топлива для "Пунто" выпускают в трех разновидностях (55, 60 и 75 л. с ) , но с неизменным (1108 см3) рабочим объемом.подушкой безопасности, а, скажем, "Пежо106" - нет. А доплата за ее установку примерно 400-600 марок. "Пунто" наряду с "Опелем-Корса" располагает двигателями с наибольшими значениями крутящего момента, его тяговые свойства довольно высоки. Привлекает и экономичность машины (здесь она лишь немногоуступает "Опелю-Корса" и "Ниссану-Микра"). Любопытно, что новая модель ФИАТа не принадлежит к самым легким. Несущий каркас ее кузова рассчитан с помощьюОсновные данные автомобиля "ФИАТ-Пунто" и его аналогов"ФИАТП"Фсшьксваген"1оло-45""Опель-"НиссанМикра-1,0L" АЙ^Ь."Пежо106XN1,0"унто-555"ПараметрыJ5IIIAITII Дата начала выпуска I Цена в Германии (марок ФРГ) Рабочий объем,см 3 Мощность, л. с/кВт Крутящий момент, Н м Степень сжатия Октановое число бензина I Количество передач Наличие АБС Наличие подушки безопасности I Колесная база, мм I Колея колес, мм: передних задних Дорожный просвет, мм Длина, мм Ширина, мм Высота, мм Снаряженная масса, кг Объем багажника, м 3I Скорость, км/ч I Время разгона до 100 км/ч, с I Расход топлива, л/100 км: I при скорости 90 км/ч при 120 км/ч в ГЦ I Описание в ЗР - год, № IX-1993 17 940 1108 55/40 85 9,6 95 5и6 доп. есть 2450 1395 1377 150 3760 1625 1450 840 3,27/1,08 150 16,5 4,7 6,5 7,9 1993-12:V8)(-1994 8 295 1043 45/33 76 10,0 95 5 доп. доп. 2400 1367 1400в1-1993 18 390 1195 45/33 88 10,0 95 5 доп. есть 2443 1387 1388 140 3729 1608 1420 840 0,26/0,65 145 20,5 4,4 6,2 7,2 1993-9Корса-Эко"\Ш-Ж1-1992 19 445 998 55/40 79 9,5 95 5ДОП.ш fV-1990 17 890 1171 55/40 85 9,5 91 5 доп. есть 2472 1336 1362 120 3709 1616 1395 825 16 840 954 45/33 74 9,1 95 4и5 доп. нет 2385 1380 1300 120 3564 1590 1369 760"РеноКлио-1,2н.[_""ФордФиеста-1,И"<s->V-1989 17 940 1119 50/37 83 8,8 91 5ДОП.VIII-1991доп. 2360 1360 1325есть 2446 1392 1384 140 3743 1606 1379 845 0,25/0,63 143 19,1 5,0 6,7 8,0 1989-93715 1655 1420 955 0,24/0,98 145 21,4 5,3 7,1 7,5 1995-33695 1585 1430 775 0,21/0,96 150 16,4 4,8 6,7 6,0 1993-40,22/0,56 150 19,2 5,1 6,8 6,9 1993-10,26/1,06 150 15,0 4,8 6,4 7,3 1991-6,10Примечание. Объем багажника после дроби цан при сложеннь х задних сиденьях. Доп - устанавливается за дополнительную плату. Все модели - самые дешевые в своих семействах, все имеют nonepiзчное расположен е силового афвгата и передние ведущие колеса. У всех - трехдверные кузова типа "хэтчбек",! 13-дюймовые колеса.40ЗА РУЛЕМ 3/95 ЭВМ; усилены наиболее нагруженные его элементы, а также "отвечающие" за безопасность пассажиров при аварии. Словом, совершенство конструкции не всегда выражается в малой массе. А вот по объему багажника новый ФИАТ, как видно из таблицы, - рекордсмен, что говорит о высокой инженерной квалификации проектировщиков. Таблица позволяет видеть что "Рено-Клио" и"Форд-Фиеста" могут "питаться" более дешевым бензином, чем их одноклассники, или что "Клио" более приемист, чем "Пунто". Но мы не найдем в ней, к сожалению, сравнительных данных об экологичности, комфортабельности, удобстве обслуживания. Например, таких, как уровень шума в салоне при движении на высшей передаче на скорости 120 км/ч. У "Пунто" он 74-75 дБ(А) - весьма неплохой показатель. Куда реже (поэтому трудно сравнивать) встречаются данные о производительности вентилятора и отопителя, но ФИАТ их для "Пунто" обнародовал - соответственно 6,3 и 5,0 м3/мин. Коэффициент лобового сопротивления коротких и относительно широких одноклассников нового ФИАТа очень непросто снизить. Конструкторы "Пунто" здесь преуспели: Сх=0,31. Все познается в сравнении; даже уПанель приборов на "Пунто" в комплектации ELX дополнена тахометром и термометром охлаждающей жидкости. такого "скользкого" автомобиля, как "Опель Корса", этот коэффициент побольше - 0,34. Так, понемногу, в сопоставлении с конкурентами, определяется лицо лауреата. Небольшие преимущества, ложась на весы жюри, в конце концов накапливаются и позволяют со всей определенностью назвать лучшую машину. "ФИАТ-Пунто" заслужил свой почетный титул. Он знаком автомобилистам нашей страны не только понаслышке, из журнальных статей. Машина экспонировалась минувшим летом на международной автомобильной выставке МИМС-94 в Москве. Теперь "Автомобиль года" предложен и российскому покупателю. С января через сеть дилеров ФИАТа на территории СНГ начата продажа модели "Пунто" в комплек тации, специально предусмотренной дл российских условий эксплуатации Л. ШУГУРОВКомпоновка "ФИАТ-Пунто". У машины независимая подвеска всех колес (передних - типа "МакФерсон"), дисковые тормоза - спереди и барабанные - сзади. Все сиденья с подголовниками, в дверях - защитные брусья. Обращают на себя внимание высоко поднятые задние фонари и объемистый багажник.<^SS>,ЗА РУЛЕМ 3/9541