ПРОШУ ОБЪЯСНИТЬПочему при работе на холостом ходу двигатель ВАЗ-21011 словно клинит? Загорается контрольная лампа давления масла, мотор дергается, потом останавливается. Мне сказали, возможна трещина маслоприемника... Похоже, вы путаете причину и следствие. Давление масла падает при остановке мотора, а не наоборот. Контрольная лампа, показывающая недостаточное давление масла, загорается - в зависимости от состояния мотора, насоса, вязкости масла и т. д. при снижении оборотов коленвала до какого-то критического значения. Например, на новом двигателе лампа может не загораться и при 500-600 об/мин, тогда как на изношенном иногда горит и при 800-900 об/мин. Из-за чего же падают обороты? Чаще всего причина - в неудовлетворительной работе запорного клапана поплавковой камеры, о чем мы уже не раз рассказывали в журнале. Случаи, когда "игла" заклинена в закрытом состоянии и не пропускает топливо в поплавковую камеру, достаточно редки; у вас же, судя по всему, запорный клапан карбюратора недостаточно герметичен (дефект очень распространенный), поэтому на холостом ходу уровень бензина чрезмерно повышается, смесь переобогащается и обороты двигателя падают. В негерметичности запорного клапана убедиться нетрудно. Снимите крышку воздухоочистителя и понаблюдайте. Если бензин самопроизвольно вытекает из распылителей карбюратора на дроссельные заслонки и затем просачивается в коллектор под карбюратором, откуда вытекает через дренажную трубку, это - признак недопустимо высокого уровня топлива. В салоне автомобиля на эту неисправность вам укажет запах бензина и сопутствующее ему падение оборотов двигателя. Устраняют неисправность обычно заменой клапана, реже его ремонтом.мален - это обычно холостой ход. Тут для компенсации расхода достаточно даже небольшого открытия клапана. С увеличением нагрузки на двигатель (и развиваемой им мощности) увеличивается мгновенный расход Топлива. Чтобы компенсировать его, игольчатый клапан откроется больше, а значит, снизится уровень топлива - с исходной (отрегулированной) величины h1 до новой - h 2 . При нормальной, исправной (подчеркиваем!) работе системы питания самый низкий уровень топлива в поплавковой камере соответствует режиму полной мощности. Это не значит, что смесь бедная: если двигатель (карбюратор) отрегулирован для достижения наибольшей мощности, фактический уровень должен обеспечить обогащенный состав смеси (ЗР, 1994, № 12) - конечно, с учетом работы всех систем (второй камеры, эконостата и т. д). Вместе с тем состав смеси на холостом ходу, даже при свойственном этому режиму более высоком уровне топлива, должен отвечать требованиям к токсичности выхлопных газов. Это опять-таки определяется не одним лишь уровнем, а работой соответствующих систем карбюратора. Еще сложней картина работы поплавкового механизма при таких нарушениях в системе питания, из-за которых бензина в карбюратор подается меньше нормы. Очень час-(смесь в цилиндрах перестает сгорать). Это не означает, что мотор немедленно остановится - классические "Жигули", например, еще способны совершать серии прыжков: провал - рывок, снова провал и т. д., особенно если при снижении уровня оголяются главные топливные жиклеры. Чуть не в девяноста процентах случаев такое поведение означает, что бензина поступает слишком мало для выбранного режима движения. Достаточно сбросить газ и уменьшить скорость, чтобы устойчивая (хотя и вялая) работа двигателя восстановилась. Во многих случаях не обязательно сразу останавливаться и искать причину ухудшения топливоподачи. Снизив скорость, скажем, со 100 до 80 км/ч, вы благополучно доедете до пункта назначения, а там уж - разбирайтесь.Российские Правила дорожного движения запрещают эксплуатацию автомобиля, у которого на одной оси разные шины. Но многие зарубежные фирмы оснащают автомобили запасным колесом, которое уже основного. Чем это объяснить? Подобное запасное колесо для нормальной эксплуатации автомобиля не предназначено. Его назначение - дать водителю возможность доехать - соблюдая осторожность, с невысокой скоростью и т. д. до ближайшей ремонтной мастерской. Ни для кого уже не секрет, что во многих странах мастерских больше, чем в нашей, а дороги ровнее, Да и чище. К тому же в варианте с такой "запаской" автомобиль обязательно проходит испытания, которые должны подтвердить, что ив этой комплектации он сохраняет безопасность, то есть устойчивость на дороге, управляемость. Когда же вы на одну ось своих "Жигулей", "Волги" и т. п. ставите разные колеса (по размеру, конструкции, типу и рисунку протектора), то рискуете в каких-то условиях недопустимо ухудшить характеристики устойчивости или управляемости автомобиля. Некоторые шины ив этом случае обеспечивают достаточно высокую устойчивость, но общий принцип неоспорим: на одну ось ставить разные шины нельзя. Перестраховка здесь - только на пользу безопасности. Отрегулировал карбюратор с помощью индикатора качества смеси, по цвету пламени, а на другой день был наказан ГАИ - за превышение нормы на СО! Спрашивается, почему? Исследования показывают, что с точки зрения современных требований к регулировкам двигателя (в частности, к составу выхлопных газов) применяемый .вами прибор, к сожалению, не дает достаточно достоверной информации о составе сгорающей в цилиндрах смеси.1I АI•Уровень бензина в поплавковой камере: 1 корпус клапана; 2 - игла h1 - на режиме холостого хода, h 2 - при работе с полной мощностью, h 3 - при ухудшенной топливоподаче. то мы сталкиваемся с засорением подающей магистрали (особенно топливного фильтра), а также с неполадками в топливном насосе. Бывает, двигатель работает с максимальной мощностью, а в это время начинает снижаться пропускная способность фильтра - скажем, прямо на наших глазах замерзает попавшая в него с топливом вода. Что за этим последует? Подача топлива в карбюратор становится меньше мгновенного расхода из него (двигателем) - значит, уровень начнет падать. Это повлечет обеднение смеси, снижение мощности и, следовательно, скорости движения - машина, как говорят, вянет. Баланс прихода и расхода наступит при каком-то (пониженном) уровне топлива h3 . Если же подача бензина в карбюратор все уменьшается, то уровень топлива может оказаться Настолько мал, а смесь настолько бедна, что мотор на ней работать не будет; происходит глубокий провалКак понять противоречие: с одной стороны, часто утверждают, что игольчатый клапан поддерживает постоянный уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, а с другой - разве само открытие клапана не означает, что уровень стал ниже? В популярных изданиях, как правило, упрощенно описывают работу поплавкового механизма, чтобы не перегружать информацией читателей, которые не считают эти знания необходимыми. На деле при работе двигателя на различных режимах уровень топлива, строго говоря, не вполне постоянен. Наибольший соответствует режиму, при котором мгновенный расход топлива двигателем мини48 ЗА РУЛЕМ 3/95