тянется Московская кольцевая автомобильная дорога"Москвичи горячо благодарят Коммунистическую партию и Советское правительство за создание кольцевой дороги. Много теплых слов сказали они Никите Сергеевичу Хрущеву, который вместе с Ф. Р. Козловым и П. Н. Демичевым совершил поездку по новой кольцевой автомобильной дороге, беседовал с москвичами". Журнал "За рулем", декабрь 1962 г. Московская кольцевая строилась в два этапа. В ноябре шестидесятого было введено в эксплуатацию ее 48-километровое восточное полукольцо, соединившее Ярославское, Щелковское, Горьковское, Рязанское, НовоРязанское, Каширское и Подольское шоссе. Завершение работ планировалось к знаменательной дате - 45-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. К означенному сроку Москва замечательный подарок получила. Без преувеличения, по тем временам МКАД стала чудом дорожного строительства, первым советским автобаном. Автострада сооружалась по типу скоростных автомобильных дорог непрерывного движения со скоростью до ста километров в час. Использовалась самая передовая дорожная техника того времени. Было вынуто и перемещено 15 миллионов кубометров земли, уложено 600 тысяч кубометров бетона, установлено 80 тысяч кубометров сборных железобетонных конструкций. Дорога решила множество городских проблем. Путь следования автомобилей, даже если надо было проехать две трети кольца, стал значительно короче, чем при движении по радиальным дорогам. Заметим, что по меркам шестидесятых хорошо были решены проблемы безопасного движения. Встречные потоки автомобилей были разделены приподнятой и окаймленной бетонными бордюрами полосой шириной в четыре метра. На полосе разби-•Ntf^>'!S? 3 G3XС" S VOо Жо<Фото С. Иванова, В. Князева ты газоны и через каждые 25 метров высажен кустарник. Новинкой тех лет стали специальные бетонные плиты с рифленой поверхностью. Ими проезжая часть отделялась от обочины. К несчастью, тридцать с лишним лет неумелой эксплуатации чуда дорожного строительства шестидесятых сделали свое дело. К началу восьмидесятых все достижения были сведены к нулю, кроме множества проблем, от дороги ничего не осталось. Разделительная полоса с ее посадками и бордюрами превратилась в пыльную грунтовку, вовсю используемую для обгона и разворота. Несмотря на все чаще появляющиеся знаки ограничения скорости, редко кто ездил медленнее 80 км/ч. В итоге ежегодно на "дороге смерти", как окрестили МКАД водители, погибало более 200 человек: выезд на встречную полосу, лобовые столкновения стали привычным делом. О езде в ночное время и говорить не приходится - тьма кромешная. К выводу, что дорога нуждается не в косметическом, а капитальном ремонте, московские власти пришли давно. По словам Александра Матросова, министра правительства Москвы, первое слушание в градостроительном совете, посвященное МКАД, состоялось еще в 1989 году. И закончилось по сути ничем. Работы начались только в 1992-м. Злые языки утверждают, что новой жизнью кольца мы обязаны... спору. Вроде бы поспорили Виктор Степанович Черномырдин и Юрий Михайлович Лужков: первый утверждал, что за два года проделать такую работу невозможно. Трудно сказать, насколько эта история правдива, но факт остается фактом - за два года и более чем двести миллиардов рублей Юрий Лужков воздвиг себе памятник на радость водителям. И в назидание завистникам. Собственно строительство велось всего год. За это время были установлены бетонные блоки на разделительной полосе и проведен монтаж освещения. Сегодня лобовое столкновение на кольцевой стало невозможно. Впрочем, о безопасности трассы лучше всегоговорит статистика ГАИ. В ноябре 93-го на МКАД случилось 22 происшествия (из них 14 - встречные столкновения), в которых погибло восемь человек и было ранено 25. В ноябре же 94-го - первый месяц эксплуатации после реконструкции - происшествий было всего шесть (ни одного встречного столкновения). Погибло два и ранено шесть человек. Заметно улучшилось информационное обеспечение трассы. Завершена установка более двух тысяч знаков дорожного движения и 487 информационных указателей. Причем значительная часть последних - на всех въездах и выездах. Теперь иногородним шоферам не придется гадать, как быстрее попасть в нужное место. Кстати, и дорожная разметка тоже серьезно "пополнела" и великолепно читается. Полностью знаково-информационное оснащение дороги закончится к июлю этого года. Остается добавить, что сегодня порядок на кольце поддерживают девять постов-пикетов ГАИ: на 14, 23, 33, 43, 53, 65, 76, 89 и 107-м километрах. Реконструкция МКАД позволила решить проблемы безопасности, но снять с городской уличной сети излишнюю нагрузку и снизить себестоимость автоперевозок пока не удалось. Дорога безнадежно узка для сегодняшнего транспортного потока. В ближайшие четыре года городские власти намерены сделать МКАД восьмиполосной - четыре полосы в каждом направлении. Ориентировочная стоимость проекта - пять триллионов рублей. Финансирование первого этапа реконструкции было поделено пополам между городским и федеральным бюджетом. Деньги на второй этап предполагается черпать исключительно из федерального бюджета. Расширение дороги планируют начать с самого сложного на сегодняшний день участка - с 19Окончание на стр. 34ЗА РУЛЕМ 3/95 31